Решение по делу № 33а-5313/2017 от 05.04.2017

Судья: Галиуллина Л.Г.                адм.дело N 33А-5313/2017                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2017 года                            г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Панковой М.А. и Евдокименко А.А.,

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ЖСК «Горелый Хутор» на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 8 февраля 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования по административному исковому заявлению ЖСК «Горелый хутор» к Управлению Министерства внутренних дел РФ по г.Самара о признании предписания об устранении препятствий в пользовании дорогами на территории ЖСК «Горелый Хутор», обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств незаконным – оставить без удовлетворения.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ЖСК «Горелый Хутор» Татаринцева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя СНТ «Восход» Сергеева О.Е., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ЖСК «Горелый Хутор» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Отдела Государственной инспекции дорожного движения УМВД России по городу Самаре (далее - ОГИБДД УМВД России по г.Самаре).

В обоснование требований указала, что ОГИБДД УМВД России по г.Самаре 20 сентября 2016 выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области дорожного движения: Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В названном предписании ЖСК «Горелый Хутор» предложено организовать мероприятия по устранению препятствий в пользовании дорогами на территории ЖСК «Горелый Хутор», обеспечив беспрепятственный проезд транспортных средств. Срок выполнения указанного требования установлен в 7 суток. Считает данное предписание незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм законодательства, поскольку ЖСК «Горелый Хутор» не является собственником, либо балансодержателем дорог, в связи с чем не может обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств по каким-либо дорогам, так как обязанности по содержанию и обслуживанию дорог на ЖСК «Горелый Хутор» не возложено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ЖСК «Горелый Хутор» просил удовлетворить заявленные требования.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 162-167).

В апелляционной жалобе представитель ЖСК «Горелый Хутор» считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норма материального права, просит его отменить (л.д. 168-171).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на основании ч. 2 ст. 30 названного закона и п. 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, осуществляет ГИБДД МВД России, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п. 2 Положения).

Для выполнения возложенных обязанностей, ГИБДД МВД России вправе, в том числе, давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пп. "б" п. 12 Положения).

По делу установлено, что 16 сентября 2016 года старшим инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г.Самаре в ходе надзора за дорожным движением на дорогах общего пользования, расположенных по адресу: <адрес> ЖСК «Горелый Хутор», выявлен факт установки противопроездных устройств на территории общего пользования напротив участков № и , и выполненных в виде шлагбаумов и создающих помехи в движении транспортных средств. Необходимые технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки), информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях в движении транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, расположенных на территории ЖСК «Горелый Хутор» и непосредственно в месте размещения указанных выше противопроездных устройств, отсутствуют.

В целях устранения выявленных нарушений главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г.Самаре 20 сентября 2016 года в адрес ЖСК «Горелый Хутор» вынесено предписание в котором предложено организовать мероприятия по устранению препятствий в пользовании дорогами на территории ЖСК «Горелый Хутор», обеспечив беспрепятственный проезд транспортных средств.

Срок выполнения указанного требования установлен в 7 суток.

С данным предписанием ЖСК «Горелый Хутор» не согласен, ссылается на то, ЖСК «Горелый Хутор» не является собственником, либо балансодержателем дорог, ГИБДД не установил кто именно установил препятствия в пользовании имеющимися дорогами, на ЖСК «Горелый Хутор» обязанности по содержанию и обслуживанию дорог нормативно-правовыми актами не возложено. При этом сам факт наличия противопроездных устройств на территории общего пользования напротив участков № и , и , выполненных в виде шлагбаумов и создающих помехи в движении транспортных средств ЖСК «Горелый Хутор» не оспаривается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое ЖСК «Горелый Хутор» предписание Отдела Государственной инспекции дорожного движения УМВД России по городу Самаре от 20 сентября 2016 года соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

В силу абзаца 2 пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета министров Правительством Российской Федерации №1090 от 23 октября 1993 года, запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения транспортных средств.

В силу раздела 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93), названным стандартом установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Пунктом 3 ГОСТР 50597-93 установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации дорога, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии»; «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

Пунктом 1.5. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации N 1090 от 23.10.1993 г., установлена обязанность участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Пункты 17.2 и 17.4 Правил дорожного движения РФ определяют движение в жилых зонах, под которой понимается территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Согласно пункту 11 статьи 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского упруга являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно данной классификации, автомобильные дороги, расположенные на территории ЖСК «Горелый Хутор» являются автомобильными дорогами общего пользования и предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами относятся к землям общего пользования. Согласно пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно статье 262 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего пользования земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и использовать имеющиеся на этих участках природные объектов пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что на территории ЖСК «Горелый Хутор», т.е. в жилой зоне имеются автомобильные дороги общего пользования, по которым осуществляется движение транспортных средств и пешеходов. На въездах и внутриквартальных проездах ЖСК установлены противопроездные устройства, которые ограничивают движение транспортных средств по дорогам, расположенным в жилой зоне на территории ЖСК, т.е. дороги общего пользования загорожены, что запрещено п. 1.5. ПДД РФ.

На основании пояснений представителя ответчика, представителя заинтересованного лица СНТ «Восход», свидетеля Гудо Н.И. в судебном заседании установлено, что противопроездные устройства при въезде на территорию ЖСК и внутриквартальных проездах установлены силами членов ЖСК.

Указанное обстоятельство также подтверждается ответом Главы Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 17 августа 2016 года на обращение председателя ЖСК «Горелый Хутор» Жижина В.Г., в котором указано на обращение председателя в Администрацию с заявлением о согласовании установки шлагбаума с целью ограничения сквозного проезда автотранспорта по территории ЖСК «Горелый Хутор».

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения и др. относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Обозначенные противопроездные устройства (механические шлагбаумы) не имеют отношения к благоустройству автомобильных дорог общего пользования расположенных на территории ЖСК «Горелый Хутор», установлены в целях исключения свободного и беспрепятственного доступа транспортных средств на территории общего пользования, а также нарушают единый порядок дорожного Движения на территории Российской Федерации.

До настоящего времени установка противопроездных устройств (механических шлагбаумов) на территории общего доступа с Министерством имущественных отношений Самарской области не согласовывались, разрешения на введение ограничения в движении транспортных средств на автомобильных дорогах общей пользования на территории ЖСК «Горелый Хутор» Администрацией городского округа Самара не выдавались.

С учетом вышеизложенного, поскольку территория общего пользовании проходит по территории ЖСК, а содержание дорог необходимых для общего пользования согласно Уставу возложено на ЖСК «Горелый Хутор», обязанность обеспечению беспрепятственного пользования автомобильными дорогами общего пользования путем демонтажа незаконно установленных инициативной группой ЖСК «Горелый Хутор» противопроездных устройств (механических шлагбаумов) возложены на ЖСК «Горелый Хутор».

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что названная дорога является платной автомобильной дорогой или относится к автомобильным дорогам необщего пользования.

Следовательно, ответчик не имеет права препятствовать проезду чьего-либо автотранспорта по указанной дороге.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным предписания ОГИБДД УМВД России по г.Самаре от 20 сентября 2016 года, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что на территории ЖСК «Горелый Хутор» не имеется дорог, не состоятельны, поскольку на рассматриваемой территории располагаются элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, бордюрный камень и пр.), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 ПДД РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно приняты во внимание показания представителя заинтересованного лица СНТ «Восход», свидетеля Гудо Н.И. и не приняты во внимания показании Жижина В.Г. и Атрошенковой Л.В. в части отрицания факта установки противопроездных устройств на территории ЖСК «Горелый Хутор» силами и средствами ЖСК, на правильность принятого судебного постановления не влияют. Собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей оценены судом первой инстанции по правилам ст. 84 КАС РФ. Результаты оценки доказательств отражены в решении, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об установке шлагбаума именно ЖСК «Горелый Хутор», не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

При оценке указанного довода апелляционной жалобы судебная коллегия учитывает, что постановлением Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.Самары от 30 ноября 2016 года №891 ЖСК «Горелый Хутор» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.2 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года -ГД и ему назначено наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб., ввиду того, что ЖСК «Горелый Хутор» допустил самовольное ограничение доступа на земельный участок общего пользования в жилом массиве «Горелый Хутор» между земельными участками с кадастровыми номерами (<адрес>) и земельным участком с кадастровым номером (<адрес>), путем установки и использования шлагбаума.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Самары от 8 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЖСК «Горелый Хутор» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5313/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ЖСК Горелый хутор
Ответчики
УМВД России по г. Самаре
Другие
Администрация г.о.Самара
Татаринцев Д.А.
СНТ «Восход»,
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
21.04.2017[Адм.] Судебное заседание
12.05.2017[Адм.] Судебное заседание
24.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее