Решение по делу № 2-2525/2016 от 01.03.2016

Дело № 2-2525/2016

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                27 июля 2016 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.А.,

при секретаре Соколовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества защиты прав потребителей жилищно-коммунальных и транспортных услуг в лице председателя С.А.А. к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности заключить с собственниками помещений в многоквартирных домах соответствующих договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, признании незаконными действий по сбору денежных средств без соответствующего решения собственников помещений в многоквартирных домах, возложении обязанности по возврату собственникам помещений в многоквартирных домах денежных средств, собранных в нарушениями жилищного законодательства, прекращении противоправных действий, признании незаконными действия (бездействие) Попечительского Совета Регионального фонда, не осуществляющего контроль и надзор за текущей деятельностью Фонда,

и з г о т о в л е н о :

Обществ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных и транспортных услуг в лице председателя С.А.А. обратилось в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности заключить с собственниками помещений в многоквартирных домах соответствующих договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, признании незаконными действий по сбору денежных средств без соответствующего решения собственников помещений в многоквартирных домах, возложении обязанности по возврату собственникам помещений в многоквартирных домах денежных средств, собранных в нарушениями жилищного законодательства, прекращении противоправных действий, признании незаконными действия (бездействие) Попечительского Совета Регионального фонда, не осуществляющего контроль и надзор за текущей деятельностью Фонда.

В обоснование иска С.А.А. указал, что Общество в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению конкретного потребителя или группы потребителей, а также в интересах неопределенного круга потребителей. По мнению истца, в настоящее время в Ярославской области незаконно применяется Закон ЯО от 28.06.203 года №32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области». Так, в силу п.6 ст. 14 указанного выше Закона Региональный оператор - региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов ЯО (далее Региональный фонд) перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором», соответственно, на взаимоотношения собственников жилых помещений в многоквартирном доме с региональным оператором распространяется Закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». Поскольку ответственность регионального оператора в силу ч. 6 ст. 14 Закона ЯО №32-з наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, то отсутствие таких договоров нарушает, как данную норму закона, так и права собственников жилых помещений в многоквартирных домах, как потребителей жилищно-коммунальных услуг. Ссылается на ст. 19 Закона ЯО №32-з, указывает, что убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с Жилищным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами Ярославской области, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, заключение региональным фондом договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах является обязательным в силу ч. 1 ст. 445 ГК РФ. Владельцем специального счета в силу п.1 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ могут быть ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая организация на основании договора управления. Указывает, что на основании ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме (только) вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета, следовательно, вправе и не принимать такого решения. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт, соответственно, бездействие регионального фонда, уклоняющегося от заключения с собственниками помещений в многоквартирных домах соответствующих договоров и сбор денежных средств без соответствующего решения собственников не основаны на законе. Надзор и коль за текущей деятельностью Фонда и соблюдением им законодательства осуществляет Попечительский совет, который также, в свою очередь, бездействует.

В судебном заседании истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил признать незаконным бездействие Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, выразившееся в уклонении от заключения с собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома соответствующих договоров; возложить на ответчика обязанность заключить с собственниками помещений в многоквартирных домах соответствующие договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, признать незаконными действия по сбору денежных средств без соответствующего решения собственников помещений в многоквартирных домах, возложить обязанности по возврату собственникам помещений в многоквартирных домах денежных средств, собранных в нарушениями жилищного законодательства, возложить обязанность прекратить противоправные действия, признать незаконными действия (бездействие) Попечительского Совета Регионального фонда, не осуществляющего контроль и надзор за текущей деятельностью Фонда. Истец дал пояснения аналогичные тексту иска.

Представитель ответчика по доверенности К.Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные тексту письменных возражений на иск (л.д.22-24 т.1), указала, что имеется вступившее в законную силу решение суда по иску С.А.А. к тому же ответчику, с аналогичными требованиями, по тем же основаниям. Полагала, что истец в смысле Закона РФ «О защите прав потребителей» не является потребителем и не уполномочен подавать такой иск. Ссылалась на нормы ст. ст. 170, 181 ЖК РФ, 445 ГК РФ, указала, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. В настоящее время в Жилищный кодекс внесены изменения, вступившие в законную силу 30.06.2015 года, согласно которым заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между региональным фондом и собственниками помещений в многоквартирных домах не предусмотрено. Частью 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: специальный счет либо счет регионального оператора. При этом выбор владельца счета для формирования фонда капитального ремонта осуществляется только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран специальный счет в качестве способа формирования фонда капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 28.05.2014 года №1324 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области». В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, обязаны формировать фонд капитального ремонта одним из предоставленных законодательством способов. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, то есть с июля 2014 года. Также ответчиком отмечено, что Попечительский совет в силу п. 5.10 Устава регионального фонда осуществляет свои полномочия путем заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. В 2015 году попечительским советом было проведено семь заседаний. Считает, что права истца работой Попечительского совета не затронуты и не нарушены, в связи с чем требования истца направлены на вмешательство в деятельность Регионального фонда, как организации, осуществляющей в соответствии с ЖК РФ полномочия регионального оператора на территории Ярославской области. Просила в иске истцу отказать в полном объеме.Представитель организация 1 по доверенности Б.Н.В. в судебном заседании доводы иска считала необоснованными, представила письменный отзыв на иск (л.д.64-65, том 1), дала пояснения аналогичные его тексту. Указала, что на правоотношения собственников помещений многоквартирного дома и Регионального фонда действие законодательства о защите прав потребителей не распространяется. Позиция в целом сводится к доводам, указанным ответчиком.

От организация 2 в суд поступил письменный отзыв на иск, в котором указано, что на данные правоотношения не распространяется Закон «О защите прав потребителей», соответственно, Общество не является надлежащим истцом по делу. Кроме того, указано, что жилищное законодательство не предусматривает заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между региональным фондом и собственниками помещений в многоквартирных домах. Просило в иске истцу отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Глава 15 ЖК РФ регламентирует общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядок их финансирования.

Ранее жилищное законодательство предусматривало заключение между собственниками многоквартирного жилого дома и региональным фондом договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (ст. 170, 181 ЖК РФ).

Так, в силу ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.

С июня 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не предусмотрено.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Внесенные в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменения в Жилищный кодекс вступили в силу. Данный закон не содержит указания на то, что его действие распространяется на ранее возникшие жилищные отношения.

Жилищное законодательство определяет два способа формирования фонда капитального ремонта.

Так, в силу ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Выбор владельца счета для формирования фонда капитального ремонта осуществляется только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран специальный счет в качестве способа формирования фонда капитального ремонта.

Из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 28.05.2014 года №1324 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области».

В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, обязаны формировать фонд капитального ремонта одним из предоставленных законодательством способов.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, то есть с июля 2014 года.

Кроме того, суд не соглашается с доводами истца в части бездействия Попечительского совета Регионального фонда, поскольку из представленных материалов следует, что Попечительский совет осуществляет деятельность, в том числе путем проведения заседаний, которых в 2015 году было семь. Требовать от регионального фонда заключения договоров с собственниками многоквартирного дома Попечительский совет не имел полномочий в силу отсутствия в действующем жилищном законодательстве такой обязанности.

Таким образом, требования истца суд считает необоснованными, в связи с чем в их удовлетворении отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

С.А.А. в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                        Т.А.Фокина

2-2525/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Симон А.А.
Общество защиты прав потребителей жилищно-коммунальных и транспортных услуг
Ответчики
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов ЯО
Другие
АО Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района г. Ярославля
Департамент жилищно-коммунального комплекса ЯО
Правительство ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
01.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2016Судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
12.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Судебное заседание
19.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее