Дело № 3а-334/2021
УИД 47OS0000-01-2021-000210-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 августа 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назарова Сергея Петровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Назаров С.П. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34 759 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном 4 481 000 руб. по состоянию на 18.07.2017. В обоснование требований заявленного иска указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 19 597 819,38 руб. Административный истец полагает, что превышение размера кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение прав и законных интересов Назарова С.П. в связи с увеличением размера налоговых обязательств.
Представитель административного истца – Флягина А.М., в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставила на усмотрение суда; поддержала доводы письменного отзыва на иск.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве административный ответчик указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) – 01.01.2008. Земельный участок с кадастровым номером №, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №383. В соответствии с Постановлением №383 среднее значение УПКС для земельных участков дачных объединений, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области, определено в размере 563,82 руб./кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 19 597 819,38 руб., исходя из площади – 34 759 кв.м и УПКС – 563,82 руб./кв.м. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН – 18.07.2017. Дополнительно представителем административного ответчика указано, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований, принятие решения об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области и представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении слушания дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в опровержение заявленных исковых требований от административного ответчика и заинтересованных лиц в суд не поступало.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие, направил в адрес суда письменную позицию по делу, в которой возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Судом установлено, что административный истец является собственников земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34 759 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка составляет 19 597 819,38 руб. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 18.07.2017.
В соответствии с отчетом № 03/05-21 от 20.05.2021, составленным оценщиком ООО «ЦЭР Северо-Западного региона» Васильевым А.А., являющимся членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 18.07.2017 составляет 4 481 000 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Федерального закона № 135-ФЗ, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлен лицами, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признается допустимым доказательством. Отчет содержит подробное описание исследования, основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).
Отчет основан на анализе рынка объекта оценки, анализе других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, при оценке использован сравнительный подход, при этом нецелесообразность использования иных методов подхода оценщиками мотивирована. Оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным использованием земельного участка на дату оценки является его фактическое использование, соответствующее виду разрешенного использования: для организации дачного некоммерческого партнёрства (строительство дачного (садового) дома сезонного, временного или круглогодичного использования).
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении земельного участка кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз.5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
С настоящим иском административный истец обратился в суд 25.06.2021, поэтому датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов следует считать дату обращения – 25.06.2021.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Назарова Сергея Петровича – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 34 759 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, в размере его рыночной стоимости равном 4 481 000 (четыре миллиона четыреста восемьдесят одна тысяча) рублей по состоянию на 18 июля 2017 года.
Датой подачи заявления считать 25 июня 2021 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 20 августа 2021 года