Дело № 2-594/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 год. г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Лунёва А.В.
при секретаре Васильевой А.В.,
с участием: истца Пономарева И.А.,
представителя ответчика Бородачева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева И. А. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности устранить допущенное нарушение
установил:
Пономарев И.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указывается, что в 2008 году семья истца была включена в список участников долгосрочной областной целевой программы «Молодой семье доступное жилье» на 2011 – 2015 годы. В 2013 году истцом было получено письменное уведомление администрации района, из которого следовало, что его семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году. Указанным уведомлением истцу было сообщено о необходимости для получения свидетельства предоставить в срок до 15 декабря 2013 года в отдел реализации молодежных программ необходимые документы. В указанный в уведомлении срок документы были предоставлены. Однако уведомлением администрации района № от 04 июля 2014 года истцу было сообщено о приостановлении мероприятий по реализации муниципальной программы «Молодой семье доступное жилье» на 2014-2016 годы на территории Котельниковского муниципального района, в части выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2014 и 2015 годы на основании решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 27 июня 2014 года и постановления администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 02 июля 2014 года. В связи с указанным нарушением истец обратился с жалобой в прокуратуру Котельниковского района Волгоградской области. Как следует из письменного ответа заместителя прокурора района от 10 октября 2014 года согласно Бюджетному кодеку РФ единственным основанием прекращения или изменения ранее утвержденной муниципальной программы, является результат эффективности её реализации. Решение о необходимости прекращения или об изменении утвержденной муниципальной программы может быть принято с очередного финансового года. Вследствие этого, прокуратурой района внесены протесты и указанные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления отменены. Таким образом, реализация программы возобновлена, и денежные средства на выдачу сертификатов будут увеличены и заложены при формировании проекта и утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. Изложенное свидетельствует о том, что его семья вправе требовать выдачи администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области свидетельства о праве на получение социальной выплаты и осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в целях улучшения своих жилищных прав.
Истец просит признать незаконным отказ администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области в выдаче его семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области предоставить его семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и обязать осуществить социальную выплату.
Представитель ответчика Бородачев Д.О. иск не признал и суду пояснил, что в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств для участия в программе, в список претендентов включено только 10 семей.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 12.10.2013) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (СТРОИТЕЛЬСТВО) ЖИЛЬЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.
В силу п.3,4 Правил, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства, на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п.6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу п.15 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы.
В п. 20 правил указано, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 21 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
В силу п. 22-25 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В п.26 Порядка указано, что в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Согласно п.42 порядка, социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.
Также Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 12.10.2013) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (СТРОИТЕЛЬСТВО) ЖИЛЬЯ, которые устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидии). Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме устанавливает Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации являются: а) наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы; б) наличие региональной программы развития ипотечного жилищного кредитования; в) принятие субъектом Российской Федерации обязательств по предоставлению молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка дополнительной социальной выплаты в размере не менее чем 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья; г) соблюдение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в предыдущем году (в случае предоставления субсидии в предыдущем году); д) подтверждение намерений банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты или займы, принимать участие в кредитовании молодых семей на предусмотренных подпрограммой условиях в случае соответствия молодых семей требованиям платежеспособности, установленным банками или другими организациями, предоставляющими ипотечные жилищные кредиты или займы; е) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в соответствующем году и плановом периоде расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году и плановом периоде региональных программ обеспечения жильем молодых семей с учетом установленного настоящими Правилами уровня софинансирования.
Распределение средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, заключенного между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В случае невыполнения субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году обязательств, предусмотренных соглашением, субсидия в очередном финансовом году не предоставляется.
В случае сокращения размера субсидий в связи с невыполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований, установленных настоящими Правилами или соглашением, эти средства перераспределяются (при наличии потребности) между другими субъектами Российской Федерации, отобранными для участия в подпрограмме. Перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе и за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой актом субъекта Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации.
Перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Не использованный в текущем финансовом году остаток субсидий, потребность в которых отсутствует, подлежит перечислению в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года №658-п «О долгосрочной областной целевой программе «Молодой семье-доступное жилье» на 2011 – 2015 годы» (действовавшего в период возникновении я правоотношений) в целях улучшения жилищных условий молодых семей, проживающих на территории Волгоградской области, Администрация Волгоградской области утверждена долгосрочная областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы. Основными источниками финансирования Программы являются: средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий Программы); средства областного бюджета; средства местных бюджетов. Общий объем финансирования с 2011 по 2015 годы составит *****, в том числе за счет: средств федерального бюджета - *****; средств областного бюджета - *****; средств местных бюджетов - *****;
Реализация Программы осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на предоставление социальных выплат молодым семьям.
Согласно п. 5 программы, средства областного бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий Программы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований Волгоградской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Комитету с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, на основании соглашений, заключаемых с администрациями муниципальных образований Волгоградской области (далее именуются - соглашения), при условии, что в местных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий Программы. Не использованные по назначению бюджетные средства подлежат возврату.
Также указанным постановлением утвержден ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ который разработан в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, и определяет процедуру предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома (далее именуется - социальная выплата) в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы (далее именуется - Программа).
В силу п.1.5 Порядка, право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется администрацией муниципального образования Волгоградской области на основании решения Комитета о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты.
Изготовление бланков свидетельств осуществляется Комитетом за счет средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование Программы.
Согласно п. 2.4 Порядка, администрация муниципального образования Волгоградской области до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует и представляет в Комитет списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по утвержденной форме. Администрация муниципального образования Волгоградской области формирует список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в порядке очередности, определяемой датой подачи заявления и необходимых документов.
В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Комитет на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от администраций муниципальных образований Волгоградской области, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы (за исключением организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома), - с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Программы (п.2.6).
После определения Министерством регионального развития Российской Федерации объема субсидий, предоставляемых бюджету Волгоградской области, и доведения этих сведений до Комитета Комитет утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее именуется - список молодых семей - претендентов) на основании сводного списка молодых семей - участников Программы с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы (за исключением организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома), - с учетом указанных средств (п.2.7).
Выписки из списка молодых семей - претендентов доводятся Комитетом до администраций муниципальных образований Волгоградской области при заключении соглашения о реализации Программы. Администрации муниципальных образований Волгоградской области письменно доводят до сведения молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение Комитета о включении их в список молодых семей – претендентов (п.2.8).
Согласно п.3.1, администрация муниципального образования Волгоградской области в течение пяти рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи, включенные в список молодых семей - претендентов, о необходимости представления документов для получения свидетельства в установленный срок и в течение двух месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов, утвержденным Комитетом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Пономарев И.А. со своей семьей включен в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в <адрес> под номером 75.
02 сентября 2013 года между комитетом по делам молодежи Волгоградской области и администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года, долгосрочной областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года №658-п заключили соглашение №27-13-мс. Согласно соглашения Комитет обязуется предоставить в 2013 году бюджету муниципального образования субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной Подпрограммы и программы источником финансового обеспечения которой являются: субсидия федерального бюджета, полученная в 2013 году бюджетом Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в размере *****.; средств бюджета Волгоградской области в размере *****, а муниципальное образование обязуется принять указанную субсидию и использовать по целевому назначению, определенному соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере *****, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения. Субсидия перечисляется в установленном порядке в бюджет Муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с п.3.3.11 Муниципальное образование обязуется обеспечить выдачи 86 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям в течение календарного года с момента заключения соглашения. В силу п.5.1 Соглашения, невыполнение Муниципальным образованием условий соглашения является основанием для сокращения размера либо непредставлением субсидии в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п.6.1 соглашения, оно действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
06 декабря 2013 года Пономарев И.А. обратился в главе муниципального образования с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Как следует из решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 27 июня 2014 года решено не принимать новые обязательства на финансирование мероприятий по муниципальной программе «Молодой семье – доступное жилье», в связи с недостаточностью средств в бюджете района. Рекомендовано главе Котельниковского муниципального района приостановить финансирование программы на 2014 и 2015 г.г. Приостановить выдачу свидетельств на приобретение (строительство) жилья. Средства бюджета района в размере ***** направить на погашение кредиторской задолженности по принятым обязательствам 2013 года. Произвести возврат финансовых средств в областной бюджет в сумме *****.
04 июля 2014 года администрация района уведомила Пономарева И.А. о приостановлении мероприятий по реализации муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2014-2016 годы» на территории Котельниковского муниципального района в части выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2014 и 2015 годы на основании решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 27 июня 2014 года №77/527 и постановления администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 02 июля 2014 года №543.
На основании протеста прокуратуры Котельниковского района от 31 июля 2014 года Котельниковский районный совет народных депутатов Волгоградской области 05 сентября 2014 года отменил решение Котельниковского районного совета народных депутатов от 27 июня 2014 года №77/527 «О дальнейшем финансировании мероприятий для реализации муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье».
Как следует из решения Котельниковского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 17 октября 2014 года №2/13 Совет решил финансировать в 2014 году по соглашениям 2013 года мероприятия по муниципальной программе «Молодой семье – доступное жилье» в сумме *****, за счет предоставления дотации бюджету муниципального района на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов местного значения.
17 декабря 2014 года между министерством спорта и молодежной политики Волгоградской области и администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области заключено дополнительное соглашение №1. В связи с уменьшением средств предусмотренных в бюджете в 2014 году Котельниковского муниципального района на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2011 – 2015 в соглашение от 02 сентября 2013 года вносятся следующие изменения: в соответствии с соглашением Министерство обязуется предоставить в 2013 году бюджету муниципального образования субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной Подпрограммы и программы источником финансового обеспечения которой являются: субсидия федерального бюджета, полученная в 2013 году бюджетом Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в размере *****.; средств бюджета Волгоградской области в размере *****, а муниципальное образование обязуется принять указанную субсидию и использовать по целевому назначению, определенному соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере ***** рублей, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения. В пункте 3.3.11 соглашения слова «выдачи 86 свидетельств» заменить словами «выдачи 17 свидетельств». о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям в течение календарного года с момента заключения соглашения. В силу п.5.1 Соглашения, невыполнение Муниципальным образованием условий соглашения является основанием для сокращения размера либо непредставлением субсидии в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п.6.1 соглашения, оно действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
20 мая 2015 года между комитетом молодежной политики <адрес> и администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области заключено дополнительное соглашение №2 к соглашению №27-13-мс от 02 сентября 2013 года. В соответствии с соглашением Комитет обязуется предоставить в 2013 году бюджету муниципального образования субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной Подпрограммы и программы источником финансового обеспечения которой являются: субсидия федерального бюджета, полученная в 2013 году бюджетом Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств Волгоградской области на предоставление социальных выплат ФИО1 семьям для приобретения (строительства) ФИО10 в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в размере *****.; средств бюджета Волгоградской области в размере *****, а муниципальное образование обязуется принять указанную субсидию и использовать по целевому назначению, определенному соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере *****, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения. В пункте 3.3.11 соглашения слова «выдачи 17 свидетельств» заменить словами «выдачи 10 свидетельств».
17 июля 2014 года администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области оформлены заявки на возврат средств бюджета в размере, ***** и *****., соответственно.
Истец и члены его семьи находятся под номером 126 в общем сводном списке молодых семей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно уведомления о произведенных изменениях списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, являющегося приложением к приказу комитета молодежной политики Волгоградской области от 22 июля 2015 года №223-ОД указаны 10 семей претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. Семья Пономарева И.А. в списке не указана.
Судом также установлено, из постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы», что основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 3 к подпрограмме.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья будет осуществляться в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 4.
Судом установлено на основании анализа вышеуказанного законодательства, что цели и задачи федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" реализуются с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия.
Как было установлено судом, со стороны муниципального образования имелась для реализации подпрограммы сумма в размере *****, которой явно не хватает при софинансировании из федерального и областного бюджетов для предоставления социальной выплаты более 10 семьям. Таким образом, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей муниципального образования, нельзя признать незаконным отказ администрации района в выдаче истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2013 году.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года (в редакции от 25.08.2015 N 889) утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Судом установлено, что семья Пономарева И.А. включена в список молодых семей, участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Лица участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в случае, если право на получение соответствующей социальной выплаты по ранее действующей программе ими не реализовано, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, так как гарантированная социальная выплата не была ими получена по не зависящим от них причинам, так как произвольный отказ государства от принятых на себя обязательств, является недопустимым.
Принимая во внимание тот факт, что право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы семьей истца не реализовано в связи с прекращением ее действия, суд полагает, что данная выплата может быть получена семьей истца, исключительно в рамках действующей в настоящее время подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в порядке очередности.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности учитывая конкретные обстоятельства по делу суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Пономареву И.А. о признании незаконным отказ администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности предоставить его семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и обязанность по осуществлению социальной выплаты, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
в удовлетворении искового заявления ФИО4 к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности предоставить его семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и обязанность по осуществлению социальной выплаты, отказать.
Решение принято в окончательной форме 25 октября 2015 года и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд.
Судья А.В. Лунёв