Дело № 2а-7231/2020
14RS0035-01-2020-011299-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 августа 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Готовцевой А.С.
с участием представителя административного истца Чистоедова Д.В.
представителя административных ответчиков - Алексеева М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чертковой Т.Л. к Окружной администрации города Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконными бездействия, решения
у с т а н о в и л :
Черткова Т.Л. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником квартиры ____. Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ 2017г. № указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Представитель административного истца обратился с заявлением о внесении изменений в указанное распоряжение путем исключения в п. 2 ссылки на снос дома по п. 1.1, указав о проведении капитального ремонта. Решением МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» разъяснено, что истец вправе обжаловать заключение межведомственной комиссии. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права. Просила признать решение незаконным, устранить нарушение прав.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2020г. в качестве административного соответчика привлечено МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск».
В суд административный истец не явилась, извещена, направила своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца увеличил исковые требования, просил признать незаконным бездействие должностных лиц Окружной администрации г. Якутска, выразившееся в не рассмотрении заявления от 20 мая 2020г. в адрес главы городского округа «город Якутск», признать незаконным отказ от ____ 2020г., обязать устранить данные нарушения.
Представитель административных ответчиков иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность решения органа местного самоуправления.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из пояснений представителя административного истца следует, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного адресу: ____
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ 2017г. №№ «Об утверждении заключений Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в том числе утверждены акт и заключение Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ____ 2017г. по адресу: ____. Дом признан аварийным и подлежащий сносу со сроком сноса и отселения в 2022 году.
Представитель административного истца обратился с заявлением в адрес главы городского округа «город Якутск» о внесении изменений в указанное распоряжение путем исключения в п.2 ссылки на снос дома по п. 1.1, указав о проведении капитального ремонта.
Решением МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2020г. на указанное обращение административному истцу рекомендовано обжаловать решение Межведомственной комиссии.
Согласно Уставу городского округа «город Якутск» глава округа является высшим должностным лицом городского округа "город Якутск", представляющим интересы населения городского округа, осуществляющим общее руководство и координацию деятельности Окружной администрации по решению вопросов местного значения и представляющим городской округ "город Якутск" во взаимоотношениях с иными муниципальными образованиями, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, населением. Глава округа возглавляет Окружную администрацию, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Глава округа реализует свои полномочия через соответствующие структурные подразделения и (или) органы Окружной администрации.
Таким образом, МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск», как подведомственное учреждение городского округа «город Якутск», которое проводит мероприятия по признанию домов аварийными, непригодными для проживания, имеет право на предоставление ответа на обращение представителя административного истца.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, орган местного самоуправления признает дом аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения Межведомственной комиссии.
Глава городского округа «город Якутск» без соответствующего заключения Межведомственной комиссии не вправе вносить изменения в указанное распоряжение. Заключение экспертной организации не является основанием для признания многоквартирного жилого дома подлежащим реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.
Между тем, такая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Административный истец вправе обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о повторном обследовании жилого дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административно иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░