Решение по делу № 2-486/2024 (2-6493/2023;) от 05.10.2023

копия                                                                               УИД 16RS0050-01-2023-009097-37

Дело №2-486/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2024 года                                                                                       город Казань

Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ю.В. Еремченко,

при ведении аудиопротоклирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.С. Московцевой,

с участием ответчика Ю.В. Кириллова, его представителя С.Ю. Кириллова, допущенного к участию в деле по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Казани «Водоканал» к Кириллову Ю. В. о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Водоканал» (далее по тексту МУП «Водоканал», истец) обратилось в суд с иском к Кириллову Ю. В. (далее по тексту Ю.В. Кириллов, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, в обоснование иска указав, что между истцом МУП «Водоканал» и ответчиком Ю.В. Кирилловым заключен договор водоотведения № 50/20067, согласно которому истец осуществляет прием сточных вод доставляемых специализированным автотранспортом абонента в централизованную систему водоотведения.

На основании п.п. «г» п.36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В п.п. «ж» п.35 указанных Правил установлено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжении и водоотведения, в том числе, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, определённые настоящими Правилами.

Указанная обязанность ответчиком нарушена. Поскольку отведение (сброс) сточных вод осуществляется ответчиком с использованием специализированного автотранспорта (ассенизаторских машин), то есть устройств, технологически не присоединённых к централизованной системе водоотведения, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится на основании п.123(4) Правил № 644 и составляет с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 18 720 руб., с 01.01.2021 по 31.01.2021 в размере 14 976 руб., с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 8 751,60 руб., с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 10 067,22 руб., с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 10 555,92 руб., с 01.01.2022 по 31.03.2022 в размере 9 578,52 руб., с 01.04.2022 по 30.04.2022 в размере 4 544,92 руб., с 01.05.2022 по 31.05.2022 в размере 4 740,40 руб., с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 2 736,72 руб., с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 3 450 руб., с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 4 761 руб., с 01.09.2022 по 30.09.2022 в размере 3 519 руб., с 01.10.2022 по 31.10.2022 в размере 4 278 руб., с 01.11.2022 по 30.11.2022 в размере 4 347 руб., с 01.12.2022 по 31.12.2022 в размере 5 134,98 руб.

Также на основании п.203 Правил № 644 производится расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, задолженность составляет с 01.01.2021 по 31.03.2021 в размере 59 904 руб., с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 35 006,40 руб., с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 40 268,88 руб., с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 42 223,68 руб., с 01.01.2022 по 31.03.2022 в размере 38 314,08 руб., с 01.04.2022 по 30.04.2022 в размере 18 179,64 руб., с 01.05.2022 по 31.05.2022 в размере 18 961,56 руб., с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 10 946,88 руб., с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 13 800 руб., с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 19 044 руб., с 01.09.2022 по 30.09.2022 в размере 14 076 руб., с 01.10.2022 по 31.10.2022 в размере 17 112 руб., с 01.11.2022 по 30.11.2022 в размере 17 388 руб., с 01.12.2022 по 31.12.2022 в размере 20 539,92 руб.

Общая сумма задолженности ответчика по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за указанные периоды составляет 711 378,94 руб.

27.06.2022 года и 15.08.2023 года в адрес ответчика истцом направлены претензии с требованием погасить сумму задолженности, однако они остались без исполнения.

На основании вышеизложенного истец просил суд взыскать с ответчика Ю.В. Кириллова сумму задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточные вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2022 в размере 711 378,94 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 313,79 руб.

В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены копии договоров на вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод, заключенных с жителями жилых домов, за период с 01.07.2020 по 31.12.2022, в связи с этим истцом был произведен перерасчет по договору № 50/20067, в окончательной редакции (л.д.188 т.2) истец просил суд взыскать с Ю.В. Кириллова в пользу МУП «Водоканал» задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2022 в сумме 13 996,80 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 560 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне и времени судебного разбирательства, что подтверждается распиской об извещении (л.д.185 т.2), представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные требования поддержал, просил удовлетворить (л.д.192 т.2).

Ответчик Ю.В. Кириллов, и его представитель исковые требования не признали, заявили о пропуске истцом срока исковой давности, представили письменные возражения на иск (л.д.113-117 т.1).

Представитель истца представил письменный отзыв на возражение ответчика о пропуске срока исковой давности (л.д.160-162 т.1).

Выслушав ответчика, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (пункт 6 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется, в том числе производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с пунктом 203 Правил № 644, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) для объектов абонентов определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1, при наличии любого из условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Из пункта 203 Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность заведомо связана со сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод потенциально сверх установленных нормативов состава сточных вод и неблагоприятно воздействует на систему канализационных сетей.

По смыслу действующего нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения установленных нормативов состава сточных вод, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая, всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем сточных вод такого абонента образуется именно от этой деятельности.

Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле, объект абонента (ответчика) должен одновременно соответствовать нескольким критериям, а именно: осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; объем отводимых (принимаемых) сточных вод должен составлять менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.

Из смысла вышеуказанных норм права следует, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Следовательно, при наличии факта соответствия абонента вышеуказанным требованиям, расчет платы производится на основании положений пункта 203 Правил № 644.

Наличие возможности осуществления отбора проб сточных вод, не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 203 Правил № 644 с учетом соответствия его установленным требованиям.

В рассматриваемом случае ответчик подпадает под действие указанного пункта ввиду следующих обстоятельств: среднесуточный объем сточных вод менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644 (не превышает 30 куб.м., подтверждается расчетом истца); осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения.

В связи с вышеизложенным в отношении ответчика подлежит применение установленного пункта 203 Правил № 644 порядка расчета и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 № 23350-ИФ, в соответствии с пунктом 203 Правил № 644, расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил № 644. Из смысла вышеуказанных норм права следует, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для четко определенной категории абонентов, под которую подпадает и ответчик, определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод. Наличие возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 203 Правил № 644 с учетом соответствия его установленным требования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.01.2020 года между истцом МУП «Водоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и абонентом Ю.В. Кирилловым не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения, заключен договор водоотведения № 50/20067, согласно которому истец осуществляет прием сточных вод доставляемых специализированным автотранспортом абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обузятся соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить Организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре. Срок действия договора с 20.01.2020 по 30.06.2020 (л.д.9-12 т.1).

Согласно п.3.1 Договора тариф на водоотведение, установленный на дату заключения договора, составляет 15 рублей 60 копеек за 1 кубический метр (без НДС)

В соответствии с п.3.4 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организаций водопроводно-канализационного хозяйства на основании декларации (Приложение №2) или на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод в порядке согласно действующему законодательству. Оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 10 дней со дня выставления счета.

Согласно п.5.2 Договора 5.2. Абонент производит слив хозяйственно-бытовых стоков следующим автотранспортом: ЗИЛ 432930 гос № , объем цистерны 5 кубических метров по выданным талонам, исходя из заявленного Абонентом объема хозяйственно-бытовых стоков, согласно Приложению 1.

18.08.2020 года на аналогичных условиях стороны заключили договор водоотведения № 50/20067 (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения) сроком действия договора по 31.12.2020 года (л.д.13-16 т.1).

25.01.2021 года на аналогичных условиях стороны заключили договор водоотведения № 50/20067 (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения) сроком действия договора по 30.06.2021 года (л.д.19-21 т.1).

29.04.2021 года сторонами заключено соглашение №50/20067-1 о дополнении договора водоотведения № 50/20067 от 25.01.2021 года - в связи с увеличением объема сточных вод, вывозимых Абонентом, пришли к согласию внести изменении в договор в части увеличения объема.

Объём сточных вод, заявленных Абонентом по Соглашению, составляет 1 600 кубических метров (л.д.24 с оборотом т.1).

Также 15.09.2021 года стороны заключили договор водоотведения № 50/20067 (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения) сроком действия договора по 31.12.2021 года. Тариф на водоотведение на дату заключения составляет 16,29 руб. за 1 кубический метр. Объем сточных вод, заявленных Абонентом, составляет 1 600 кубических метров (л.д.25-26 т.1).

В соответствии с п.3.4 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Предусмотренная настоящим пунктом плата не включается в состав платы за водоотведение.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно п.5.2 Договора 5.2. Абонент производит слив хозяйственно-бытовых стоков следующим автотранспортом: ЗИЛ 432930 гос № , объем цистерны 5 куб.м по выданным талонам, исходя из заявленного Абонентом объема хозяйственно-бытовых стоков.

14.02.2022 года на аналогичных условиях стороны заключили договор водоотведения № 50/20067 (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения) сроком действия договора по 30.06.2022 года (л.д.27-28 т.1).

Также 18.11.2022 года стороны заключили договор водоотведения № 50/20067 (с абонентом, не имеющим технологического присоединения к централизованной системе водоотведения) сроком действия договора по 31.12.2022 года. Тариф на водоотведение на дату заключения составляет 23 руб. за 1 кубический метр. Объем сточных вод, заявленных Абонентом, составляет 1 600 кубических метров (л.д.29-30 т.1).

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен истцом на основании п.123(4) Правил № 644 и составляет за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 18 720 руб., с 01.01.2021 по 31.01.2021 в размере 14 976 руб., с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 8 751,60 руб., с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 10 067,22 руб., с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 10 555,92 руб., с 01.01.2022 по 31.03.2022 в размере 9 578,52 руб., с 01.04.2022 по 30.04.2022 в размере 4 544,92 руб., с 01.05.2022 по 31.05.2022 в размере 4 740,40 руб., с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 2 736,72 руб., с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 3 450 руб., с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 4 761 руб., с 01.09.2022 по 30.09.2022 в размере 3 519 руб., с 01.10.2022 по 31.10.2022 в размере 4 278 руб., с 01.11.2022 по 30.11.2022 в размере 4 347 руб., с 01.12.2022 по 31.12.2022 в размере 5 134,98 руб.

Также на основании п.203 Правил № 644 истцом произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, задолженность составляет за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 в размере 59 904 руб., с 01.04.2021 по 30.06.2021 в размере 35 006,40 руб., с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 40 268,88 руб., с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 42 223,68 руб., с 01.01.2022 по 31.03.2022 в размере 38 314,08 руб., с 01.04.2022 по 30.04.2022 в размере 18 179,64 руб., с 01.05.2022 по 31.05.2022 в размере 18 961,56 руб., с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 10 946,88 руб., с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 13 800 руб., с 01.08.2022 по 31.08.2022 в размере 19 044 руб., с 01.09.2022 по 30.09.2022 в размере 14 076 руб., с 01.10.2022 по 31.10.2022 в размере 17 112 руб., с 01.11.2022 по 30.11.2022 в размере 17 388 руб., с 01.12.2022 по 31.12.2022 в размере 20 539,92 руб.

Общая сумма задолженности ответчика по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за указанные периоды составил 711 378,94 руб. (л.д.34-91 т.1).

27.06.2022 года и 15.08.2023 года в адрес ответчика истцом направлены претензии с требованием погасить сумму задолженности, однако они остались без исполнения (л.д.92-94).

В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены копии договоров на вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод, заключенных с жителями жилых домов, за период с 01.07.2020 по 31.12.2022 (л.д.136-250 т.1, л.д.1-181 т.2), в связи с этим истцом был произведен перерасчет по договору № 50/20067, в окончательной редакции (л.д.188 т.2) общая сумма задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2022 составила 13 996,80 руб., в соответствии с представленным истцом расчетом (л.д.190), согласно которому:

платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании п.123(4) Правил № 644 составляют в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 6 177,60 руб., с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 1 563,84 руб., итого 7 741,44 руб.;

платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании п.203 Правил № 644 составляют с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 6 255,36 руб.

Таким образом, договорами на вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод, актами выполненных работ, приходными кассовыми ордерами, представленными ответчиком, подтверждается отсутствие задолженности за сброшенный объем сточных вод в систему водоотведения Предприятия, в связи с чем, судом приняты уточнение требований в сторону уменьшения.

Между тем, разрешая спор, суд учитывает, что по условиям договоров, заключенных сторонами в 2020 году, а именно п.5.2 Договора Абонент производит слив хозяйственно-бытовых стоков по выданным талонам, исходя из заявленного Абонентом объема хозяйственно-бытовых стоков, согласно Приложению 1, в котором отражены договоры, заключенные с владельцами частных жилых домов на прием хозяйственно-бытовых стоков, а также п.3.4 Договора предусматривает, что оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

С учетом изложенного, на основании оценки совокупности представленных сторонами доказательств, исходя из положений пункта 167 Правил № 644, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, в части взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании п.123(4) Правил № 644 за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 6 177,60 руб., поскольку сбор стоков и их сброс осуществлялось ответчиком от абонентов, являющихся жилыми домами. Учитывая, что положения указанных Правил не распространяются на объекты, являющиеся многоквартирными и частными жилыми домами, оснований для взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения у суда не имеется.

При этом в условиях договоров, заключенных сторонами в период с 2021 по 2022 году имеются изменения, а именно п.5.2 Договора не содержит Приложения 1, в котором отражены договоры, заключенные с владельцами частных жилых домов, а также п.3.4 Договора предусматривает, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плата в связи с нарушением абонентом нормативов по объёму сточных вод не включается в состав платы за водоотведение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании п.123(4) Правил № 644 за период с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 1 563,84 руб. и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании п.203 Правил № 644 за период с 01.06.2022 по 30.06.2022 в размере 6 255,36 руб., подлежат удовлетворению в общей сумме 7 819,20 руб., принимая во внимание, что доказательств погашения задолженности ответчиком не представлено.

Расчет исковых требований проверен судом, признан арифметически верным, не противоречащим требованиям закона и условиям договора.

Наличие возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 203 Правил № 644 с учетом соответствия его установленным требованиям. В рассматриваемом случае судом установлено, что ответчик подпадает под действие указанного пункта ввиду следующих обстоятельств: среднесуточный объем сточных вод менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644 (не превышает 30 куб. м, подтверждается расчетом истца); - осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в материалы дела не представлено.

Суд, исследовав и оценив предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что объект ответчика подпадает под условие, установленное положениями пунктов 123(4) Правил № 644, при наличии которого расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил № 644.

Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, суд отклоняет в силу следующего.

Статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Как было указано выше, внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится абонентом в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (п.3.4 договора).

Счет на оплату за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ за период с 01.06.2022 по 30.06.2022 года выставлен истцом 30.06.2022 года (л.д.51 т.1).

Соответственно, оплата за указанный период должна была быть произведена ответчиком до 08.07.2022 года (7 рабочих дней с даты выставления счета). Трехлетний срок исковой давности для предъявления требований к указанному платежу истек бы 09.07.2025 года. Исковое заявление подано в суд нарочно 05.10.2023 года (л.д.4 т.1).

Соответственно, доводы ответчика об истечении срока исковой давности суд находит необоснованными.

Относительно судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как усматривается из материалов дела, истцом при подаче иска в суд оплачена государственная пошлина в сумме 10 313,79 руб., что подтверждается квитанцией (л.д.8 т.1). В ходе судебного разбирательства истцом уточнены требования в сторону уменьшения, заявлено к взысканию 13 996,80 руб. (л.д.188 т.2), госпошлина подлежащая оплате, исходя из цены иска, составляет 559,87 руб., то есть размер излишне оплаченной истцом государственной пошлины составляет 9 753,79 руб. (10 313,79 – 559,87).

В соответствии со статьей 333.40 Налогового Кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно п.п.1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым возвратить МУП «Водоканал» излишне оплаченную государственную пошлину в сумме 9 753,79 руб., выдать справку на возврат.

Между тем, принимая во внимание, что уточненные требования истца о взыскании задолженности признаны судом подлежащими удовлетворению частично, исходя из требований ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с учетом пропорционально удовлетворенных исковых требований (7 819,20 x 100% / 13 996,80) = 55,86%), с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 312,81 руб. (560 х 55,86%).

Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Кириллова Ю. В. (ИНН ) в пользу Муниципального унитарного предприятия города Казани «Водоканал» (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666) задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в размере 7 819,20 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 312,81 руб., всего 8 132,01 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Согласно п.п 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Муниципальному унитарному предприятию города Казани «Водоканал» (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666) излишне оплаченную государственную пошлину в сумме 9 753,79 руб., выдать справку на возврат.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан.

Судья    подпись

копия верна

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                                     Ю.В. Еремченко

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2024 года.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                                     Ю.В. Еремченко

2-486/2024 (2-6493/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МУП "Водоканал"
Ответчики
Кириллов Юрий Васильевич
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Еремченко Юлия Владимировна
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
05.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2023Предварительное судебное заседание
29.01.2024Предварительное судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
18.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее