33-2681/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Душечкиной Н.С., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 октября 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Михаила Юрьевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решения, о возложении обязанности, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Пономарева Михаила Юрьевича на решение Шадринского районного суда Курганской области от 1 августа 2022 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Меньщиковой Д.М.,
УСТАНОВИЛА:
Пономарев М.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – ОПФР по Курганской области) об оспаривании решения, о возложении обязанности, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что с 28 марта 1986 г. он работал в Чернобыльском монтажном управлении в должности монтажника технологических трубопроводов. С 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г., то есть непосредственно с даты взрыва энергоблока Чернобыльской АЭС (далее – Чернобыльская АЭС), он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 4 июня 1991 г. был составлен Акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве, которым установлены обстоятельства и причины несчастного случая: ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воздействие ионизирующего излучения. Заключением регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 5 мая 1991 г. установлено, что заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С 28 августа 1991 г. он является получателем пенсии по инвалидности вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. 18 мая 2021 г. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Шадринске для включения в его страховой стаж времени пребывания на инвалидности за период с ее первоначального установления с 28 августа 1991 г. по 31 декабря 2001 г., а также назначения ему второй пенсии по старости. Решениями пенсионного органа № от 31 мая 2021 г. и № от 16 сентября 2021 г. ему было отказано в установлении второй пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для получения двух пенсий, а также наличия страхового стажа менее 25 лет. Считает действия ответчика незаконными. Пенсионным органом в его трудовой стаж необоснованно не включен период нахождения на инвалидности с ее первоначального установления (с 28 августа 1991 г. по 31 декабря 2001 г.). Ссылаясь на положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 августа 1988 г. № 1-69-И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на Чернобыльской АЭС, и назначении им пенсий по Списку № 1», наличие составленного 4 июня 1991 г. акта формы Н-1, подтверждающего наличие у него увечья, связанного с производством, выписки из акта освидетельствования во ВТЭК от 2001 г., считает, что поскольку пенсия по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС до 1 января 2002 г. считалась пенсией вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), то период пребывания на инвалидности с 28 августа 1991 г. по 31 декабря 2001 г. подлежит включению в общий трудовой стаж. Непосредственно ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС он занимался с 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г. (12 календарных дней). Согласно Постановления государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1 июня 1989 г. № 167 «Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды», время работы работников с момента аварии и до 1 января 1988 г., непосредственно занятых ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отселения, засчитывается в трудовой стаж в трехкратном размере. С учетом трехкратного размера установленного вышеуказанным постановлением, трудовой стаж за период с 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г. составляет 36 дней, в связи с чем период работы, связанный с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС подлежит зачету в трехкратном размере.
Просил суд признать незаконными решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области № от 31 мая 2021 г. и № от 16 сентября 2021 г.; возложить на ОПФР по Курганской области обязанность включить в его страховой стаж время пребывания на инвалидности за период с ее первоначального установления с 28 августа 1991 г. по 31 декабря 2001 г.; возложить на ОПФР по Курганской области обязанность засчитать в его трудовой стаж в трехкратном размере деятельность по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г., а также назначить ему страховую пенсию по старости с 18 мая 2021 г.
В судебном заседании истец Пономарев М.Ю. и его представитель Махмутов Д.М., действующий на основании ордера, на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ОПФР по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном в материалы дела письменном отзыве выразил несогласие с предъявленным иском.
Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Пономарева Михаила Юрьевича к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Курганской области о признании решения об отказе в назначении второй страховой пенсии по старости, о включении периода работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, незаконным – отказать.».
В апелляционной жалобе истец Пономарев М.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что судом при разрешении спора допущено нарушение норм материального и процессуального права. Приводя положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 340-1 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении), Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 августа 1988 г. № 1-69-И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на Чернобыльской АЭС, и назначении им пенсий по Списку № 1», выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в его общий трудовой стаж не подлежит включению период нахождения на инвалидности, в связи с тем, что он претендует на назначение пенсии по ныне действующему законодательству, которое не предусматривает возможность включения в общий страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости периода нахождения на инвалидности, а также о том, что он является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Настаивает на том, что он, как гражданское лицо наравне с военнослужащими, а также лицами, исполнявшими обязанности военной службы, осуществлял деятельность по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Приводя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 7 февраля 2012 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи второй федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утверждает, что иная категория граждан, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, также имеет право на одновременное получение двух пенсий. Выражает несогласие и с выводом суда о том, что положения ст. 23 Закона № 1244-1, ч. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях предусматривают включение в общий трудовой стаж в трехкратном размере периода ликвидации им последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС только для лиц, проходивших военную службу, поскольку им были заявлены требования о включении в его трудовой стаж в трехкратном размере деятельности по ликвидации им последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г. на основании постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1 июня 1989 г. № 167 «Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды». По его мнению, данное постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам распространяется на всех работников, которые были заняты ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В возражениях на апелляционную жалобу ОПФР по Курганской области выражено согласие с постановленным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОПФР по Курганской области – Меньщикова Д.М., действующая на основании доверенности, полагала решение Шадринского районного суда Курганской области от 1 августа 2022 г. законным и обоснованным, апелляционную жалобу Пономарева М.Ю. – не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы истца, на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся в том числе военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления этого закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что с 28 августа 1991 г. Пономарев М.Ю., <...> 1958 года рождения, является получателем пенсии по инвалидности вследствие заболевания связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.
18 мая 2021 г. Пономарев М.Ю. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Шадринске с заявлением о назначении ему второй пенсии – страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) (л.д. 87, 88-90, 91-101).
Решениями пенсионного органа № от 31 мая 2021 г. и № от 16 сентября 2021 г. ему было отказано в установлении второй пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для получения двух пенсий, а также наличия страхового стажа менее 25 лет (в наличии 15 лет 3 года 4 месяца) (л.д. 7, 86).
Не согласившись с вышеуказанными решениями пенсионного органа, с назначении ему второй пенсии (страховой пенсии по старости), отказом во включении в трудовой стаж времени пребывания на инвалидности (с 28 августа 1991 г. по 31 декабря 2001 г.), Пономарев М.Ю. обратился с иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Пономаревым М.Ю. исковых требований.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции верным, принимая во внимание следующее.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы осуществляется, в том числе Законом о государственном пенсионном обеспечении, который, исходя из его преамбулы, устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Право на пенсию в соответствии с этим федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 2 п. 1 ст. 10).
На основании пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в пп. 2 п. 1 статьи 10, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или пп. 2 п. 2 ст. 10 (п. 3 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п. 2 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого федерального закона, и страховая пенсия по старости.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» даны разъяснения о том, что п. 2 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона о государственных пенсиях (ст.ст. 5 и 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого закона.
Данное разъяснение актуально и после введения в действие с 1 января 2015 г. Закона о страховых пенсиях, в ч. 2 ст. 5 которого установлено, что в случаях, предусмотренных Законом о государственном пенсионном обеспечении, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Законом о страховых пенсиях.
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к числу лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, отнесены граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от радиационного воздействия, в частности военнообязанные, призванные на специальные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Для этих граждан установлен льготный порядок пенсионного обеспечения. Они приравниваются в сфере пенсионного обеспечения к гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности по нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении и страховой пенсии по старости на основании Закона о страховых пенсиях. Критерием такого приравнивания является получение при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) военнообязанными, призванными на специальные сборы, направленными и командированными для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевания, приведшего к инвалидности.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 января 2021 г. № 1-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Л. на нарушение его конституционных прав пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что положения пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Из доводов иска и материалов дела следует, что в период с 26 апреля 1986 г. по 7 мая 1986 г. Пономарев М.Ю. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данный факт никем не отрицался.
Пономарев М.Ю. является лицом, получившим/перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом (удостоверение серии Б № – л.д. 13).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о страховых пенсиях в случаях, предусмотренных Законом о государственном пенсионном обеспечении, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В свою очередь, Закон о страховых пенсиях, закрепляя в п. 3 ч. 1 ст. 32 условия назначения страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, устанавливает для данных лиц льготный порядок реализации права на пенсионное обеспечение, предполагающий назначение им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30).
При этом согласно ч. 4 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 32 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 55 ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 25 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░ 2021 ░., ░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ 55 ░░░, ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ 15 ░░░ 3 ░░░░ 4 ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 1991 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2001 ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░-1, ░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ 2015 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 55 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░░.
░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 327.1 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 199, 328, 329 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2022 ░.