дело № 3а-83/2020 (суд первой инстанции)
уникальный идентификатор дела № 18OS0000-01-2019-000432-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием: прокурора – Вострокнутовой В.К., представителя административного истца Коваля А.Н. – Мирошниченко Н.А., представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Медведевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваля А. Н. о признании недействующими пунктов № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 N 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,
У С Т А Н О В И Л:
Коваль А.Н. (далее– административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением Правительству Удмуртской Республики и Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502.
Требования мотивированы тем, что в 2018 году являлся собственником расположенных в <адрес> объектов недвижимости с кадастровыми номерами №.
Земельный участок, на которым расположены указанные объекты недвижимости, относится к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для производственных целей, а так же назначение помещений не позволяет отнести их к объектам размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того указанные объекты не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Однако Правительством Удмуртской Республики постановлением № 502 от 29.11.2017 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в котором в пунктах № указаны объекты с кадастровыми номерами № соответственно.
Включение в данный перечень названных объектов недвижимости считает незаконным, так как это противоречит ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловому центру, торговому центру либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплатить имущественный налог в порядке ст. 378.2 НК РФ.
Коваль А.Н. просил суд признать недействующими пункты № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502.
В ходе рассмотрения административного дела по существу представителем административного истца заявленные требования были уточнены и сформулированы следующим образом: признать недействующими пункты № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502.
В судебное заседание Коваль А.Н. не явился.
Представитель административного истца Мирошниченко Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков - Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Медведева И.А. в судебном заседании заявленные требования не оспаривала.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что Ковалю А.Н. в 2018 году принадлежали на праве собственности:
- нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №, расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №, расположенное по адресу: №;
Данные помещения расположены в здании «блок цехов №1 (цеха № 1, цеха № 10)» с кадастровым номером № и расположены на земельном участке с кадастровым номером №, относящийся к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для производственных целей о чем свидетельствует договор аренды земельного участка от 13.02.2017 заключенный в том числе административным истцом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.3 ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Статьёй 1.1. Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (в редакции действовавшей в отношении 2018 налогового периода) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики ( ст. 13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Реализуя свои полномочия Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год издав постановление № 502 от 29.11.2017.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, нежилые помещения, принадлежащие административному истцу вошли в данный перечень, что нашло отражения в пункте №.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29.11.2017 опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальный сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 30.11.2017.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 502 от 29.11.2017 вносились неоднократно изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемых пунктов.
В соответствии с п.9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270.
Согласно пункта 3 названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Исходя из положений пункта 22 (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта)_ названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений ст. 209 КАС РФ надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть в данном случае - Правительство Удмуртской Республики, а не Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики которое осуществляло подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
В связи с этим в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики следует отказать.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 ст. 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Указанный ранее вид разрешенного использования земли – «для производственных целей» земельного участка с кадастровым номером №, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из технического паспорта на здание расположенное по адресу : <адрес> следует, что в здании предусмотрено размещение только помещений производственного и канцелярского назначения, и не предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения нежилых помещений принадлежащего административному истцу в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год послужили данные полученные в порядке межведомственного взаимодействия в том числе без фактического исследования.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (п.5 «Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» утвержденного Постановлением Правительства УР от 14.07.2014 N 270 в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 8 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 12 названного Положения).
По результатам обследования в срок не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения обследования составляется акт обследования (п. 15 названного Положения).
Судом не установлено, что в ходе подготовки проекта Постановление Правительства УР от 29.11.2017 № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» было проведено обследование здания.
Наоборот представителем Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование спорного объекта недвижимости не производилось.
Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о том, что спорное нежилое здание является административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) поскольку не размешено на земельном участке с видом разрешенного использования которое предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что его предназначением является для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использовании для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади здания, административный ответчик не располагал.
Таким образом не представлено суду доказательств позволявших отнести названные ранее объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Кроме того данные объекты недвижимости таковым не являлись в рассматриваемом налоговом периоде.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год утвержденных постановление Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29.11.2017 объектов недвижимости принадлежавших административному истцу с кадастровыми номерами: № поскольку спорное они не обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений ст. 6 НК РФ является не соответствующим НК РФ, а так же не соответствует ст. 1.1 закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29.11.2017 в оспариваемой части требованиям ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований поскольку требования заявлены в том числе и к ненадлежащему административному ответчику.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названного ранее объектов недвижимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ поэтому, оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Коваль А. Н. о признании недействующими пунктов № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 N 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» удовлетворить частично.
Признать недействующими пункты № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 N 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» с момента принятия.
В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики отказать.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 27 февраля 2020 года.
Судья Верховного суда
Удмуртской Республики О.В. Захарчук