Судья Алешина О.А. Дело № 33а-2705/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2018 года г. Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Запятовой Н.А.,
при секретаре Смирновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. дело по апелляционной жалобе Потапова Олега Владимировича на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 12 сентября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Потапова Олега Владимировича к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛА:
Потапов О.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка, возложить обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка и по даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Требования мотивированы тем, что административный истец обратился в администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области с заявлением о перераспределении земельных участков с просьбой утвердить схему расположения земельного участка площадью №., принадлежащего ему на праве собственности, и земельного участка площадью № относящегося к землям населенных пунктов. Решением и.о. главы Тейковского муниципального района от 30 июля 2018 года № 2023 в этом административному истцу отказано на основании подпункта 11 пункта 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), подпункта 11 пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» ввиду наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Административный истец полагает, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права, поскольку в нем отсутствуют конкретные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, при этом ссылки в оспариваемом ответе на Правила землепользования и застройки муниципального образования «Большеклочковское сельское поселение» Тейковского муниципального района Ивановской области от 06 декабря 2017 года являются необоснованными.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 12 сентября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Потапова О.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Потапов О.В. подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании административный истец Потапов О.В. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить, представитель административного ответчика - Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области Касаткина Е.М., полагая решение суда законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица Администрации Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела, что Потапов О.В. является собственником земельного участка площадью №., расположенного по адресу: <адрес> относящегося к территории Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района.
18 июля 2018 года административный истец обратился в Администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области с заявлением о перераспределении земельного участка, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 92 кв.м. и земельного участка, находящегося в собственности Потапова О.В. площадью №
Письмом за подписью и.о. главы Тейковского муниципального района от 30 июля 2018 года № 2023 Потапову О.В. отказано в предоставлении данной услуги на основании подпункта 11 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ, подпункта 11 пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее – Административный регламент), ввиду наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, со ссылкой на несоответствие представленной схемы требованиям Правил землепользования и застройки Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района.
Разрешая заявленные Потаповым О.В. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает и соответствует требованиям закона.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, и основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными.
Оспаривая указанные выводы суда первой инстанции, Потапов О.В. в апелляционной жалобе указывает на соответствие схемы расположения земельного участка требованиям ЗК РФ. Но с указанными доводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25 января 2001 года № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и находящихся в частной собственности земельных участков является одним из способов образования земельного участка, когда существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу положений пункта 3 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 8, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. По результатам рассмотрения в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (п.п.11).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1).
В силу пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанные форма и требования утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762.
Согласно пункту 4 указанного Приказа схема подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). Также при ее подготовке учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Постановлением администрации Тейковского муниципального района от 10 ноября 2017 № 395 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в котором определяются требования к предоставлению муниципальной услуги, сроки и последовательность действий, административных процедур при рассмотрении обращений физических и юридических лиц, связанных с перераспределением земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента правом на получение муниципальной услуги, указанной в настоящем Регламенте, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обладают юридические или физические лица - собственники земельных участков.
Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; заключение соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принятие решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.3 Административного регламента); упомянутые решения принимаюся не позднее 30 календарных дней с момента поступления заявления (пункт 2.4.1 Административного регламента).
В силу пунктов 2.6.1, 2.6.2 упомянутого Административного регламента для получения муниципальной услуги заявителю необходимо представить, в том числе заявление о перераспределении земельных участков, заявление о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков и схему расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.10 Административного регламента заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что проект межевания рассматриваемой территории не утвержден. Потапов О.В., обращаясь в Администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области с заявлением о перераспределении земельного участка, в соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента приложил схему расположения земельного участка.
В соответствии спунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Решением Совета Тейковского муниципального района (шестого созыва) от 06 декабря 2017 № 240-р утверждены Правила землепользования и застройки Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области.
Всоответствиисо статьей 11.2.3 вышеуказанных Правилустановлено, что при ширине улично-дорожной сети не менее 26 м. допускается предоставление земельного участка размером по глубине до 3 м. в собственность лицу, владеющему земельным участком, к которому примыкает указанный палисадник.
Лицами, участвующими в рассмотрении дела не оспаривалось, что глубина испрашиваемого земельного участка (палисадника) в соответствии с представленной заявителем схемой составляет более 3 метров, что превышает установленный Правиламиземлепользованияи застройки Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области максимальный размер (до 3 метров).
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, ширина улично-дорожной сети на этом участке около 30 метров.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
Принимая во внимание, что предоставленная с заявлением о перераспределении земельного участка схема вновь образованного земельного участка не соответствовала требованиям вышеприведенных положений закона, тем самым и предъявляемым требованиям к подготовке данной схемы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения, с чем судебная коллегия соглашается.
При этом, судебная коллегия отмечает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в предусмотренные сроки и с соблюдением установленного порядка.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся того, что при принятии решения по заявлению административного истца о перераспределении земельного участка не должны учитываться требования Правил землепользования и застройки, судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании положений закона. В силу пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ и пункта 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе и требования Правил землепользования и застройки.
Суждения апелляционной жалобы и объяснения административного истца о несоответствии положений Правилземлепользованияи застройки Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области предусмотренным требованиям, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку административный истец не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться с самостоятельным административным иском об оспаривании указанных Правил.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы жалобы о предоставлении иному собственнику земельного участка в данном населенном пункте палисадника глубиной более 3 метров, поскольку данные обстоятельства правового значения не имеют и к юридически значимым обстоятельствам по этому делу не относятся. При этом судебная коллегия отмечает, что за момент обращения Потапова О.В. с упомянутым заявлением Правила землепользования и застройки Большеклочковского сельского поселения Тейковского муниципального района были утверждены и приобрели юридическую силу, которыми предусмотрена возможность передачи в собственность лицу, владеющему земельным участком, к которому премыкает палисадник, лишь земельного участка с максимальным размером по глубине 3 метра. Каких-либо оговорок о возможности предоставления в собственность земельного участка для размещения палисадника с большим размером по глубине, указанные Правила землепользования и застройки не содержат.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы относительно неверного указания судом первой инстанции на причину отказа в предоставлении муниципальной услуги по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Учитывая, что при рассмотрении административного дела по существу и апелляционной жалобы достоверно установлено, что поводом для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, то выводы суда первой инстанции о том, что образованиеземельного участкавсоответствиис предложенной административным истцомсхемойприведет к изломанности границ существующей линии застройки (п.п.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ), выходят за рамки обоснования административного ответчика, вследствие чего не подлежат оценке, их надлежит исключить из мотивировочной части решения суда.
Исключение данного вывода на правильность вынесенного судебного акта не влияет, с учетом отсутствия иных оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапова Олега Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий: Мудрова Е.В.
Судьи: Запятова Н.А.
Луковкина Е.О.