Дело № 2-2748/2022
24RS0028-01-2022-003089-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2022 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской О.В.,
при секретаре Филипповой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимировой Надежды Васильевны к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Владимирова Н.В. обратилась с иском в суд к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что жилые помещения – комнаты №, расположенные по адресу: <адрес>, были предоставлены ее супругу Владимирову Г.Ф. в 1996 году по направлению АО ТПФ «Шелен», где Владимиров Г.Ф. работал. Указанные комнаты были предоставлены на состав семьи Владимирова Г.Ф.: Владимировой Н.В. (жены), Владимирова А.Г. (сына). Они все вместе заселились в указанные комнаты в 1996 году, вели совместное хозяйство. Владимиров Г.Ф. умер в сентябре 2021 года, сын Владимиров А.Г. умер в апреле 2020 года. Истец до настоящего времени проживает в указанных жилых помещениях, состоит на регистрационном учете, несет расходы по уплате жилищных и коммунальных услуг, в связи с чем у нее возникло право пользования жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Общежитие, в котором находятся спорные комнаты, числится в реестре муниципальной собственности г. Красноярска. Право бесплатной приватизации жилого помещения истец не реализовала. В связи с изложенным, истец, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит признать ее проживающей в комнатах № в <адрес> на условиях договора социального найма, признать за ней право собственности на комнаты № в <адрес> в порядке приватизации.
Определением суда от 23 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ г. Красноярска «Центр недвижимости».
Представитель истца Кривенко А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Растворцева Т.Н., действующая на основании доверенности, против требований возражала.
Представитель третьего лица администрации Кировского района г. Красноярска Устюгова Н.А., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования Владимировой Н.В. подлежащими удовлетворению.
Истец Владимирова Н.В., представители Управления Росреестра по Красноярскому краю, МКУ г. Красноярска «Центр недвижимости» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не просили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав пояснения представителя истца Кривенко А.А., представителей администрации г. Красноярска и администрации Кировского района г. Красноярска, исследовав материалы дела, представленные доказательства, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорных жилых помещений, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со ст.ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РСФСР предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Статьей 69 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, общежитие № по <адрес> до 11 марта 1997 года находилось на балансе АО ТПФ «Шелен».
На основании постановления администрации г. Красноярска № 240 от 11 марта 1997 года общежитие по <адрес> передано в муниципальную собственность (л.д. 85-87).
Постановлением Главы города Красноярска от 20 февраля 2007 года №80, здание общежития по <адрес>, отнесено к специализированому жилищному фонду – жилым помещениям в общежитиях (л.д.29, 60).
Комнаты № по <адрес> находятся в реестре муниципальной собственности муниципального образования г. Красноярск, согласно экспликации к поэтажному плану - представляют собой изолированные жилые помещения (л.д. 20-27, 52).
Судом установлено, что комнаты № в общежитии по <адрес> были предоставлены Владимирову Г.Ф. по месту работы в АО ТПФ «Шелен» на основании направлений от 31 мая 1996 года на состав семьи из 3 человек. Владимиров Г.Ф., его жена Владимирова Н.В. и их сын Владимиров А.Г. вселились в указанные помещения в 1996 году, проживали вместе, вели совместное хозяйство, что стороной ответчика не оспорено. Договор социального найма в отношении указанных жилых помещений с истцом либо ее мужем Владимировым Г.Ф. не заключался (л.д. 7, 9, 10, 15-18).
Обстоятельства того, что Владимиров Г.Ф. и Владимирова Н.В. состояли в зарегистрированном браке подтверждены свидетельством о заключении брака (л.д.11).
В соответствии со свидетельством о смерти, в сентябре 2021 года Владимиров Г.Ф. умер (л.д. 12).
Согласно выписке из домовой книги, в комнатах № по <адрес>, состоит на регистрационном учете Владимирова Н.В., с 11 июня 1996 года; состоял с 11 июня 1996 года Владимиров Г.Ф. (муж), снят с регистрационного учета по смерти 22 октября 2021 года; с 04 июля 2000 года Владимиров А.Г. (сын), снят с регистрационного учета по смерти 23 апреля 2021 года (л.д. 8).
Разрешая при указанных обстоятельствах спор, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что комнаты № в <адрес> были предоставлены Владимирову Г.Ф. как нуждающемуся в улучшении жилищных условий в 1996 году по месту работы в установленном законом порядке бывшим владельцем указанного жилого дома и жилых помещений АО ТПФ «Шелен». Владимиров Г.Ф., его жена Владимирова Н.В., сын Владимиров А.Г., являясь членами одной семьи, вселились в указанные жилые помещения, Владимирова Н.В. проживает в указанных комнатах до настоящего времени, состоит на регистрационном учете, производит оплату жилищных и коммунальных услуг, несет бремя содержания недвижимого имущества, в связи с чем между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения, требования Владимировой Н.В. о признании ее проживающей в указанных комнатах на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Вышеприведенная норма закона в единстве с ее нормативным толкованием означает, что жилые помещения, находящиеся в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшиеся в качестве общежитий, утрачивают свой статус общежитий в случае их передачи в муниципальную собственность. Такая передача может иметь место как до введения в действие, так и после введения в действие ЖК РФ, равно как и заселение лица. Однако отношения по социальному найму складываются в том случае, если заселение лица в общежитие имело место до его передачи в муниципальную собственность.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав граждан, проживающих в общежитиях, переданных или подлежащих передаче в муниципальную собственность от государственных или муниципальных предприятий (учреждений), на момент передачи выполняющих в отношении нанимателей функцию и наймодателя, и работодателя (постановление от 11 апреля 2011 года N 4-П, определение от 3 июля 2007 года N 425-О-О и др.).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую совместную либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Из приведённых положений действующего законодательства следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно экспликации, представленной стороной истца в материалы дела, жилые помещения – комнаты №, расположенные в <адрес>, являются комнатами, изолированными от иных помещений.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, прав на спорные комнаты не зарегистрировано, недвижимое имущество в собственности Владимировой Н.В. отсутствует (л.д. 14, 74-75).
Согласно справке МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», истец свое право на однократную приватизацию жилого помещения не реализовала (л.д.13).
Учитывая, что жилые помещения № по <адрес> соответствуют требованиям, установленным законодательством для возможной приватизации: является изолированным, с отдельным входом, они пригодны для постоянного проживания, суд приходит к выводу, что истец, проживая в указанных жилых помещениях на условиях договора социального найма, имеет право на признание за ней права собственности на спорные жилые помещения в порядке приватизации.
При этом отнесение постановлением Администрации <адрес> жилых помещений в здании по <адрес> к специализированному жилищному фонду - жилым помещениям в общежитиях, не может изменить правового положения истца, которая с момента заселения (с 1996 года), то есть до передачи жилых помещений в муниципальную собственность, приобрела право пользования данными жилыми помещениями на условиях договора социального найма, поскольку здание по <адрес> в силу ст. 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утратило статус общежития со дня вступления данного закона в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимировой Надежды Васильевны удовлетворить.
Признать Владимирову Надежду Васильевну проживающей в комнатах № в <адрес> на условиях договора социального найма.
Признать за Владимировой Надеждой Васильевной право собственности на жилые помещения - комнату № (площадью 15 кв.м), комнату № (площадью 9,80 кв.м) в <адрес>, общей площадью 24,80 кв.м, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Хорошевская О.В.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2022 года.