№а-1066/22
50RS0№-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2022 года
Подольский городской суд <адрес> в составе
Председательствующего судьи Федотовой Н.Г.
При секретаре ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Подольского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в свободном доступе для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ
Подольский городской прокурор обратился в Подольский городской суд заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в котором просит:
- признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную по адресу: http://a.nb-tula.com.
Заявленные требования Подольский городской прокурор мотивирует тем, что в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлен факт размещения на сайте http://a.nb-tula.com информации содержащейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно: информации о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, контактов, видов услуг, цен и выбором девушек. Полагая, что размещение указанной информации причиняет вред здоровью и развитию несовершеннолетних лиц, прокурор обратился в суд.
Административный истец: Подольский городской прокурор помощник Подольского городского прокурора в судебное заседание явился, административное исковое заявление поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.
Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Из нормы пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления надзорных мероприятий, при указании в адресной строке браузера в поисковой системе «google», с использованием программы Яндекс.Браузер, далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц по ключевым словам: «проститутки, секс знакомства, снять проститутку», выявлен факт размещения на сайте http://a.nb-tula.com, информации, в свободном доступе для неограниченного круга лиц о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, контактов, видов услуг, цен и выбором девушек, что подтверждается актом.
Установить лиц, осуществивших производство и распространение информации порнографического характера посредством сети «Интернет» не представляется возможным.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся: Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями и дополнениями); Соглашение относительно пресечения порнографических изданий (Париж ДД.ММ.ГГГГ), которые исходят из того, что любые действия, связанные с оборотом порнографической продукции являются противозаконными.
Согласно п.1 ст. 242 УК РФ порнографические материалы - это живописные, графические, литературные и иные издания, в которых крайне непристойно, цинично, вульгарно - натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта, акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов. Под порнографическими предметами понимаются предметы, грубо натуралистически детально изображающие половые органы человека.
Согласно ст. 242 УК РФ распространение заключается в выпуске в обращение указанных в законе предметов, передаче их на любых основаниях хотя бы одному лицу (кроме продажи). Как распространение порнографических материалов или предметов следует оценивать и действия, направленные на доведение до сведения других лиц путем их показа, демонстрации видеофильмов, чтения литературных порнографическихизданий, организации порнографических шоу и т.д. Публичная демонстрация - это показ порнографических материалов или предметов среди широкого круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14, №-Ф3).
В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
предоставление информации - действия, направленные на получение информации
определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей, в том числе несовершеннолетних с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149 -ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 названного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Законодательством РФ предусмотрена уголовная и административная ответственность за организацию занятия проституцией, вовлечение в занятие проституцией либо содержание притонов для занятия проституцией в силу ст.ст. 240, 241 УК РФ, осуществление занятия проституцией, получение дохода от занятия проституцией - ст.ст. 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Предоставление возможности воспользоваться услугами, связанной с проституцией с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с организацией и занятием проституцией.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера. Кроме того, запрещенная к распространению в Российской Федерации информация, размещенная на спорном сайте, доступна для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с преамбулой и подпунктом "с" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Поэтому законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, на что указано в части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Приведенной нормой прямо предусмотрена обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Закон о защите детей также относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2).
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей запрещена к распространению среди детей и информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеперечисленным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данных интернет-страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по РТ.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая, что административным истцом в судебном заседании представлены доказательства в подтверждении своих доводов, в том числе представленные скриншоты страниц спорного сайта, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Подольского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в свободном доступе для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством Интернет-страницы http://a.nb-tula.com, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещенной.
Настоящее решение суда является основанием для внесения сведений в Единый реестр оператором Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 1 месяца.
Председательствующий Н.<адрес>