Решение по делу № 2а-1066/2022 от 10.01.2022

а-1066/22

50RS0-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года

Подольский городской суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Федотовой Н.Г.

При секретаре ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Подольского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в свободном доступе для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

УСТАНОВИЛ

Подольский городской прокурор обратился в Подольский городской суд заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в котором просит:

- признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации    информацию, размещенную    по адресу: http://a.nb-tula.com.

Заявленные требования Подольский городской прокурор мотивирует тем, что в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлен факт размещения на сайте http://a.nb-tula.com информации содержащейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно: информации о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, контактов, видов услуг, цен и выбором девушек. Полагая, что размещение указанной информации причиняет вред здоровью и развитию несовершеннолетних лиц, прокурор обратился в суд.

Административный истец: Подольский городской прокурор помощник Подольского городского прокурора в судебное заседание явился, административное исковое заявление поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.

Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Из нормы пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления надзорных мероприятий, при указании в адресной строке браузера в поисковой системе «google», с использованием программы Яндекс.Браузер, далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц по ключевым словам: «проститутки, секс знакомства, снять проститутку», выявлен факт размещения на сайте http://a.nb-tula.com, информации, в свободном доступе для неограниченного круга лиц о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов, контактов, видов услуг, цен и выбором девушек, что подтверждается актом.

Установить лиц, осуществивших производство и распространение информации порнографического характера посредством сети «Интернет» не представляется возможным.

Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся: Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями и дополнениями); Соглашение относительно пресечения порнографических изданий (Париж ДД.ММ.ГГГГ), которые исходят из того, что любые действия, связанные с оборотом порнографической продукции являются противозаконными.

Согласно п.1 ст. 242 УК РФ порнографические материалы - это живописные, графические, литературные и иные издания, в которых крайне непристойно, цинично, вульгарно - натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта, акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов. Под порнографическими предметами понимаются предметы, грубо натуралистически детально изображающие половые органы человека.

Согласно ст. 242 УК РФ распространение заключается в выпуске в обращение указанных в законе предметов, передаче их на любых основаниях хотя бы одному лицу (кроме продажи). Как распространение порнографических материалов или предметов следует оценивать и действия, направленные на доведение до сведения других лиц путем их показа, демонстрации видеофильмов, чтения литературных порнографическихизданий, организации порнографических шоу и т.д. Публичная демонстрация - это показ порнографических материалов или предметов среди широкого круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).

Страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14, -Ф3).

В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

предоставление информации - действия, направленные на получение информации

определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей, в том числе несовершеннолетних с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149 -ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу статьи 3 названного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Законодательством РФ предусмотрена уголовная и административная ответственность за организацию занятия проституцией, вовлечение в занятие проституцией либо содержание притонов для занятия проституцией в силу ст.ст. 240, 241 УК РФ, осуществление занятия проституцией, получение дохода от занятия проституцией - ст.ст. 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Предоставление возможности воспользоваться услугами, связанной с проституцией с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с организацией и занятием проституцией.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера. Кроме того, запрещенная к распространению в Российской Федерации информация, размещенная на спорном сайте, доступна для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с преамбулой и подпунктом "с" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.

Поэтому законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, на что указано в части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Приведенной нормой прямо предусмотрена обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

Закон о защите детей также относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2).

Пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей запрещена к распространению среди детей и информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеперечисленным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данных интернет-страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по РТ.

Руководствуясь вышеизложенным, учитывая, что административным истцом в судебном заседании представлены доказательства в подтверждении своих доводов, в том числе представленные скриншоты страниц спорного сайта, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Подольского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в свободном доступе для неограниченного круга лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством Интернет-страницы http://a.nb-tula.com, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещенной.

Настоящее решение суда является основанием для внесения сведений в Единый реестр оператором Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 1 месяца.

Председательствующий                    Н.<адрес>

2а-1066/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Подольский городской прокурор
Ответчики
Управление Роскомнадзора по ЦФО
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Федотова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
podolsky.mo.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2022Подготовка дела (собеседование)
20.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
01.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2022Дело оформлено
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее