Решение по делу № 2а-2214/2018 от 10.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 декабря 2018 года по делу № 2А-2214/2018

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., при ведении протокола судебного заседания Алешиной К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ф.И.О. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец просит суд признать незаконным уведомление об отказе Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включении административного истца в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленного выпиской из протокола заседания комиссии от (дата) , возложить на Главное управление государственного строительного надзора Московской области обязанность устранить нарушение прав административного истца путем включения Ф.И.О. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В обоснование иска указал, что Ф.И.О. заключила с ООО «Идеал» договор. Согласно условиям названного договора по окончании строительства жилого дома, по строительному адресу: (адрес), соинвестор получает право на квартиру, имеющей следующие проектные характеристики: секция ..., этаж ..., (адрес), ориентировочной площадью ... кв.м. Оплата инвестиционного взноса произведена истцом в полном объеме и сроки, установленные договором.

02 июля 2015 года Подольским городским судом Московской области, вынесено решение, вступившее в законную силу, о признании права собственности на долю в незавершенном строительством объеме в виде квартиры.

Однако, согласно уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших от (дата) административному истцу было отказано в признании пострадавшим и включении в реестр пострадавших граждан с пп. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Между тем, в нарушение условий заключенных договоров ООО «Идеал» строительство жилого дома не завершило, объект долевого участия административному истцу не передан, строительство практически прекращено.

Разрешение на строительство группы жилых домов по адресу: (адрес) выдано МО Фонд «Статус» Администрацией г. Подольска (дата), основанием выдачи являлся инвестиционно-строительный контракт, заключенный (дата) между Администрацией г. Подольска и МО Фонд «Статус». До настоящего времени строительство дома не завершено. Более того, в реестр граждан пострадавших по этому объекту включены более ... человек. Кто-то признавал отказ незаконным и на основании решения суда включали в реестр пострадавших граждан. Административный истец считает, что его права нарушены.

Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность участнику не передана. В тоже время обязательство по уплате денежных средств по договору административный истец исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Более того, решениями Подольского городского суда установлено, что по своей сути между сторонами заключен договор долевого участия. Таким образом, независимо от наименования, заключенного сторонами договора к сделке применяются положения названного Федерального закона.

Административный истец и его представитель надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представили письменные пояснения, просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Представить административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, письменную позицию сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Согласно частям 4 и 7 ст. 23 п. 5.1 названной статьи Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролируемый орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № 2 к указанному Приказу, Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п. 6 того же раздела установлен исчерпывающего перечень документов.

Согласно п.п. 1 п. 10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.

При этом п. 2 приложения № 1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Вместе с тем, оснований для отказа по п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.

В силу пункта 4 Правил включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительного имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ 16-5.

Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «Если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст. 431 Гражданского кодекса РФ)».

Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств, учитывает, что согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ООО «Идеал» исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По делу установлено, что Ф.И.О. заключила с ООО «Идеал» договор. Согласно условиям названного договора по окончании строительства жилого дома, по строительному адресу: (адрес), соинвестор получает право на квартиру, имеющей следующие проектные характеристики: секция ..., этаж ..., (адрес), ориентировочной площадью ... кв.м. Оплата инвестиционного взноса произведена истцом в полном объеме и сроки, установленные договором.

02 июля 2015 года Подольским городским судом Московской области, вынесено решение, вступившее в законную силу, о признании права собственности на долю в незавершенном строительством объеме в виде квартиры.

Однако, согласно уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших от (дата) административному истцу было отказано в признании пострадавшим и включении в реестр пострадавших граждан с пп. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Между тем, в нарушение условий заключенных договоров ООО «Идеал» строительство жилого дома не завершило, объект долевого участия административному истцу не передан, строительство практически прекращено.

Разрешение на строительство группы жилых домов по адресу: (адрес) выдано МО Фонд «Статус» Администрацией г. Подольска (дата), основанием выдачи являлся инвестиционно-строительный контракт, заключенный (дата) между Администрацией г. Подольска и МО Фонд «Статус». До настоящего времени строительство дома не завершено. Более того, в реестр граждан пострадавших по этому объекту включены более ... человек. Кто-то признавал отказ незаконным и на основании решения суда включали в реестр пострадавших граждан. Административный истец считает, что его права нарушены.

Как указывалось ранее, привлекший денежные средства для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность участнику не передана. В тоже время обязательство по уплате денежных средств по договору административный истец исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решением Подольского городского суда Московской области от 02 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Ф.И.О., Ф.И.О. к Межрегиональному общественному фонду содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев «Статус» (МО Фонд «Статус»), ООО «Идеал» о признании права собственности установлено, что по своей сути между сторонами заключен договор долевого участия. Таким образом, независимо от наименования, заключенного сторонами договора к сделке применяются положения названного Федерального закона.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права административного истца на защиту, как пострадавшего соинвестора и подлежащими отмене.

Из правового анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ф.И.О. удовлетворить.

Признать незаконным уведомление об отказе Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включении Ф.И.О. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленного выпиской из протокола заседания комиссии от (дата) .

Возложить на Главное управление государственного строительного надзора Московской области обязанность устранить нарушение прав путем включения Ф.И.О., в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.

Судья Е.С. Морозова

2а-2214/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Демидова Валентина Александровна
Ответчики
Главное управление государственного строительного надзора МО
Суд
Рузский районный суд Московской области
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
19.04.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.04.2020Передача материалов судье
19.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2020Дело оформлено
19.04.2020Дело передано в архив
20.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее