Дело № 5-192/2022
УИД № 62RS0004-01-2022-000786-52
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Рязань 25 мая 2022 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Кузьмина И.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Крысиной Ольги Владимировны, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Крысина О.В. нарушила требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушила режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, допустила несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в отношении выявленного объекта культурного наследия, при следующих обстоятельствах.
Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об объектах культурного наследия).
Статьей 5 данного Закона установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
При этом, по общему правилу, установленному п. 5 ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения строительных работ, но при условии обеспечения сохранности, объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта культурного наследия.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия строительные работы в границах объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Закона требований к осуществлению деятельности в границах объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.
Собственник или иной законный владелец земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, обязан соблюдать установленные ст. 47.3 Закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный п. 5 ст. 5.1 Закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия (п. 16 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия).
За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе граждан в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступило обращение Рязанского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» о проведении земляных работ на земельном участке по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, д. 16.
Указанный земельный участок расположен в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)», утв. приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24 апреля 2013 года № 275.
В целях проверки сведений, изложенных в обращении, сотрудниками инспекции на основании «Положения о региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия», утв. постановлением Правительства Рязанской области от 14 октября 2015 года № 258, и задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 13 декабря 2021 года № 97н, произведен осмотр места проведения работ (земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080066:1113 по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, д. 16).
В результате осмотра установлено, что на земельном участке фиксируется проведение строительных работ, о чем составлен акт осмотра с фотофиксацией от 13 декабря 2021 года.
Факт проведения строительных работ также подтверждается заключением от 29 ноября 2021 года № 47 ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция».
В Инспекцию по вопросу согласования проекта (раздела проекта) обеспечения сохранности вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия обращений не поступало.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что строительные работы на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, №, проводятся в границах выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)» с нарушением требований ст. 36 Закона об объектах культурного наследия.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, №, передан в аренду Крысиной О.В., а также иным лицам (ФИО6 и ФИО7), на основании договора № от 5 июля 2019 года, заключенного сроком до 5 июля 2068 года, в чьем владении и пользовании он и находился на момент спорных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия (бездействие) Крысиной О.В., нарушившей требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выявленного объекта культурного наследия, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Соответствующее административное правонарушение, совершенное по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес> (место совершения), являлось длящимся, поскольку выражалось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении требований, предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия, происходившем до момента его обнаружения 13 декабря 2021 года.
Суд, руководствуясь положениями ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин своей неявки не представившей, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлявшей.
В судебном заседании защитник вину Крысиной О.В. в инкриминируемом ей деянии не признал, указывая на составление протокола с нарушением требований действующего законодательства, а также на отсутствие ее вины в инкриминируемом ей деянии.
Несмотря на отсутствие факта признания Крисыной О.В. своей вины, суд находит ее вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной и подтвержденной также следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 4 от 8 февраля 2022 года, составленного в отсутствии Крысиной О.В., но при наличии ее надлежащего уведомления о времени и месте его составления и отсутствия обоснованного ходатайства об отложении рассмотрения вопроса о составлении протокола, то есть в полном соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ;
- заданием № 97н от 13 декабря 2021 года на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)»;
- актом № 97н от 13 декабря 2021 года осмотра объекта культурного наследия;
- фототаблицей к акту осмотра;
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес>;
- приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24 апреля 2013 года №;
- информацией кадастровой карты;
- обращением Рязанского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»;
- схемой границ памятника археологии с обозначением места расположении территории с адресом: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес>;
- заключением от 29 ноября 2021 года № ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция».
Оценивая вышеуказанные доказательства в совокупности, исходя из требований ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает их достаточными, относимыми к данному делу, допустимыми и собранными с соблюдением требований действующего законодательства.
Отвергая доводы защиты об отсутствии в действиях Крысиной О.В. вины в инкриминируемом ей деянии, суд исходит из следующего.
Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, гласит, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является субъективная сторона, выражающаяся в наличии вины лица, которому вменяется совершение правонарушения.
Так, ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос.
Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обладают теми же правами (ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, не допускается со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории: 1) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства; 2) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство; 3) использование зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, в соответствии с их видом разрешенного использования (ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм в их системном толковании, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2020 года № 88-КГ20-4 и др., для оценки самовольности постройки объекта на земельном участке, расположенном в зоне с особыми условиями использования территорий, необходимо установить знал и мог ли знать застройщик о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В рассматриваемом случае судом установлено, в том числе подтверждается дополнительно истребованными и собранными судом доказательствами:
Крысиной О.В., ФИО6 и ФИО7 на основании ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации было подано уведомление от 5 июня 2020 года о планируемой реконструкции принадлежащего им на праве долевой собственности жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес>, расположенного на арендованном ими земельном участке с кадастровым номером №.
16 июня 2020 года администрация г. Рязани направила заявителям уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, основанием для принятия какового решения послужило, в том числе не соблюдение при планировании реконструкции индивидуального жилого дома требований законодательства об объектах культурного наследия в связи с нахождением указанного земельного участка в зоне объектов археологического наследия.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 9 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 12 января 2021 года, признано незаконным уведомление администрации г. Рязани и на администрацию г. Рязани возложена обязанность рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции повторно в установленном законом порядке.
Ранее вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Рязани от 11 сентября 2018 года суд признавал незаконным отказ одному из сособственников жилого дома в предварительном согласовании предоставления земельного участка под ним в аренду.
Уведомлением № 18-у от 4 марта 2021 года администрация г. Рязани согласовала реконструкцию жилого дома, как соответствующего установленным параметрам жилищного строительства.
Однако, 6 октября 2021 года государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области в адрес администрации г. Рязани было направлено уведомление о выявлении по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес> самовольной постройки, основанное на акте осмотра объекта культурного наследия.
8 ноября 2021 года администрация г. Рязани обратилась в Советский районный суд г. Рязани с исковым заявлением к Крысиной О.В., ФИО7, ФИО6 о сносе вновь возведенного жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес>, как самовольной постройки.
Определением суда от 8 ноября 2021 года в порядке обеспечения вышеуказанного иска был наложен запрет по осуществлению любых видов строительства на земельном участке по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, <адрес>.
Одновременно, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления администрации г. Рязани от 4 марта 2021 года, согласовывающее реконструкцию, и обязании произвести действия, направленные на повторное рассмотрение уведомлений о планируемой реконструкции в установленном порядке с учетом требований законодательства об объектах культурного наследия.
15 декабря 2021 года администрацией г. Рязани принято постановление № 5429 об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке.
Действительно, получение застройщиком уведомления органа местного самоуправления, полученного в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, считается согласованием уполномоченным органом строительства объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществить строительство в соответствии с указанными параметрами в течение десяти лет со дня направления такого уведомления.
Между тем, вопросы наличия (отсутствия) необходимости осуществления тех или иных мероприятий, связанных с обеспечением сохранности объекта археологического наследия, то есть необходимости включения в проектную документацию обязательного в соответствии со ст. ст. 5.1, 36 Закона об охране объектов культурного наследия отдельного раздела законом об охране объектов культурного наследия перед началом работ, реализации такого раздела при проведении работ, фиксирование этапов их проведения, в том числе путем получения научного отчета о выполнении таких работ, выходили за рамки компетенции органа местного самоуправления и юридического значения для принятия решения о согласовании планируемой реконструкции не имели, а потому не являлись, как предметом рассмотрения органа местного самоуправления, так и предметом судебной проверки в рамках соответствующего административного дела.
Аналогичные выводы содержатся непосредственно в судебном акте от 9 декабря 2020 года, что, по сути, и послужило основанием для принятия решение о признании незаконным уведомления администрации от 16 июня 2020 года.
При этом, совокупность исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, дают основания для однозначного вывода о том, что о нахождении земельного участка в границах территории выявленного объекта археологического наследия Рязанской области «Культурный слов острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)» застройщикам стало известно не позднее 2018 года, каковые сведения в письменном виде были доведены до них в процессе урегулирования вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, а о необходимости в таком случае согласовывать проведение работ путем представления в инспекцию проекта проведения таких работ, не позднее 19 октября 2020 года, когда соответствующая письменная правовая позиция инспекции была вручена застройщикам в судебном заседании по административному делу.
Таким образом, Крысина О.В. не только могла знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ей земельного участка, но и фактически знала о таких ограничениях уже на момент получения уведомления о согласовании планируемого строительства 4 марта 2021 года, а потому была обязана осуществить выполнение мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия, в том числе выражающееся в соблюдении требований ст. ст. 5.1, 36 Закона о согласовании в инспекции проекта работ по реконструкции объекта, содержащего соответствующий обязательный раздел.
На момент проведения проверки (контрольно-надзорного мероприятия) в декабре 2021 года спорное строительство было начато без получения необходимого согласования.
При таких обстоятельствах, нахожу событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержденным, а вину Крысиной О.В. в его совершении полностью доказанной.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленной ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения дела не истек.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь освобождение лица от административной ответственности, при производстве по делу допущено не было и их наличие в судебном заседании не установлено.
Вопреки голословному утверждению стороны защиты, о соблюдении при составлении протокола об административном правонарушении от 8 февраля 2022 года требований ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, обязывающих административный орган уведомить лицо о месте и времени составления протокола и убедиться в наличии доказательств такого надлежащего уведомления, подтверждается копией конверта с отметкой «о возвращении корреспонденции по истечению сроков ее хранения» 28 января 2022 года, и справкой об отправке/доставке почтового отправления Городской курьерской службы.
Как указывалось выше, санкцией ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан в виде административного штрафа.
По общему правилу, установленному ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, согласно п. п. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, и при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера предусмотренного административного штрафа, но не менее его половины.
По смыслу данных норм в их системном толковании назначаемое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При таком положении дела, определяя размер административного наказания, исходя из пределов санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность Крысиной О.В., но учитывая фактические обстоятельства дела и наличие исключительных обстоятельств, касающихся ее семейного и имущественного положения, а также иные данные в отношении этого лица, суд полагает возможным назначить ей административное наказание в виде штрафа ниже низшего предела, а именно в пределах половины штрафа, установленного санкцией, то есть в размере 7 500 руб., которое будут в рассматриваемом случае достаточным и отвечающим пропорциональности, справедливости, соразмерности и иным принципам индивидуализации наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Крысину Ольгу Владимировну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Штраф должен быть оплачен в межрегиональное УФК (Министерство культуры по Рязанской области), ИНН 7705851331, КПП 770301001, код ОКТМО 45382000, номер счета получателя платежа №, наименование банка: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК <адрес>, БИК 024501901, кор.счет 40№, КБК 05№, наименование платежа: административный штраф. ст. 7.13 КоАП РФ. Постановление № от дд.мм.гггг.. <адрес>.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении установленного законом срока (60 дней), постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется в течение 10 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а в отношении лица, не уплатившего административный штраф, судебным приставом-исполнителем составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд непосредственно либо через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 суток со дня получения либо вручения копии настоящего постановления.
Судья (подпись)