2-3058/2022
44RS0001-01-2022-003621-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой А.М., с участием представителя прокуратуры Г.Е.П., представителя Г.С.Г. – Г.С.В., представителя ответчика П.Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании бездействий незаконными, обязании обеспечить медицинским изделиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Костромы обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой проведена проверка по ненадлежащего обеспечения несовершеннолетней ФИО1, <дата> года рождения, следующими медицинскими, изделиями (согласно выписного эпикриза ФГБОУ ВО «ПИМУ «Минздрава России»): игла Rapid-D Link 6mm, инфузионный набор - Rapid-D Link 50mm, резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit, тест-полоски Accu-Chek Perfoma. Проверкой установлено, что ФИО1 является ребенком ... состоит на диспансерном учете в детская поликлиника ОГБУЗ "Нерехтская центральная районная больница» г.Нерехта с диагнозом: .... Согласно выписному эпикризу ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава № из истории болезни № установлено, что несовершеннолетней ФИО1 <дата> установлена инсулиновая помпа Ассu-Сombo. Для помповой инсулинотерапии рекомендованы вышеуказанные медицинские изделия. <дата> законный представитель ФИО1. обращалась с заявлением в ОГБУЗ «Нерехтскую ЦРБ» с просьбой обеспечения ребенка вышеизложенными медицинскими изделиями. Однако, заявителю был дан ответ, что на инфузионные наборы и картриджи рецепты не выписывают, ввиду отсутствия их поставки со стороны Департамента здравоохранения Костромской области. Тест полоски Ассu-Сombo Рerfoma заменяют на тест-полоски Сателлит-экспресс, но в соответствии с инструкцией по эксплуатации инсулиновой помпы Ассu-Сhek Соmbo и рекомендациям, полученным в ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России данное медицинское изделие должно эксплуатироваться со встроенным калькулятором - помощником болюса, необходимым для расчета дозы вводимого болюсного инсулина, с учетом использования тест-полосок Ассu-Сhek Рerfoma. Таким образом, начиная с <дата> года до настоящего времени инфузионные наборы для инсулиновой помпы ФИО1 ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» не выданы, что несёт реальную угрозу жизни и здоровью ребёнку-инвалиду. Непредставление ребенку-инвалиду ФИО1 необходимых лекарственных препаратов в рекомендованном врачами количестве влечен нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерацией недопустимо. Несовершеннолетняя ФИО1 не может самостоятельно в силу возраста, состояния здоровья, а также с помощью своего законного представителя защитить свои нарушенные права и интересы, в связи с чем. его интересы защищает Нерехтский межрайонный прокурор. На основании изложенного просили обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО1 <дата> г.р. следующими медицинскими изделиями: - игла Rapid-D Link 6mm, из расчета 1 игла в 2 дня, итого 15 игл на 1 месяц;- инфузионный набор - Rapid-D Link 50mm, из расчета 1 набор в 4 дня, итого 8 штук в месяц;- резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit, 1 раз в 6 дней, итого 5 штук в месяц;- тест-полоски Accu-Chek Perfoma не менее 6 раз в день, итого 186 штук в месяц в полном объеме по жизненным показаниям и дозировке в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования неоднократно уточнялись, согласно последней редакции уточненных требований, поддержанных стороной истица в ходе рассмотрения дела, в период, наступивший после назначения ФИО1 нового медицинского изделия, из-за бездействия Департамента ЗКО по обеспечению и в отсутствии денежных средств на закупку рекомендованных медизделий, законный представитель вынуждена была получать другие медицинские изделия, ранее прописанные врачом, совместимые с имеющейся помпой и глюкометром. Не смотря на то, что использование данных расходных материалов не в полном объёме отвечали клиническим рекомендациям, данных в выписном эпикризе и их применение не способствовало достижению лучших клинических показаний и конечно же приносили существенные неудобства в использовании, временное поддержание здоровья ребёнка всё же обеспечивали, не устраняя тем не менее, возникшие осложнения. Когда была возможность получала от третьих лиц надлежащие медицинские изделия с условием из возмещения в будущем или (в случае дальнейшего бездействия ДЗКО) материального возмещения, при появлении у меня денег на их оплату. Получение медицинских изделий для ... отражено в карте учёта медицинских средств поликлиники Нерехтской ЦРБ. В связи с этим, полагает, что объём требований, заявленных в иске следует считать не с момента марта 2022 года (назначения новых медизделий), а с момента последнего получения каждого наименования расходного материала до окончания их использования, а именно: По сентябрь включительно получала ежемесячно по 4 упаковки (50 шт) тест-полоски сателлит-экспресс. Назначить с <дата> тест полоски Accu-Chec Perfoma не менее 186 штук в месяц. Резервуары Accu-Chek Spirit получила с июня по сентябрь включительно. До июня получила резервуары к инсулиновой помпе Медтроник. Назначить с <дата> резервуары Accu-Chek Spirit по 5 штук в месяц. <дата> по согласованию со мной получила инфузионные наборы Sure-t 6/60 4 упаковки по 10 шт. к инсулиновой помпе Медтроник за предыдущие месяцы- апрель, май, половина июня (т.к. их потребность 15 шт в месяц). Назначить с <дата> инфузионный набор АККУ-ЧЕК Репид-Д Линк с иглой 6 мм (ACCUCHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6) - 15 штук в месяц с расходными материалами удлинитель системы АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк 50 см (ACCU-CHEK Rapid-D Link Transfer Set 50) - 8 штук в месяц. Кроме того в соответствии с разъяснением ТО Росздравнадзора РФ от <дата>, необходимо правильно указывать торговое наименования медицинских изделий для исключения ошибок в ходе проведения процедур закупки. Просительная часть иска в части обеспечения медицинскими изделиями представлена в следующей редакции, обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме до минования надобности за счет средств бюджета Костромской области ФИО1, <дата> года рождения медицинскими изделиями - расходными материалами к инсулиновой помпе, установленной у ФИО1 а именно: - инфузионный набор АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк с иглой 6 мм (ACCU-CHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6) - 15 штук в месяц с <дата>. - удлинитель системы АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк 50 см (ACCU-CHEK Rapid-D Link Transfer Set 50) - 8 штук в месяц с <дата>. - резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit, 1 раз в 6 дней, 5 штук в месяц с <дата>. - тест полоски Accu-Chek Perfoma не менее 186 штук в месяц с <дата>. В соответствии со ст. 212 ГПК РФ решение суда по обязанию обеспечения ФИО1 медицинским изделиями обратить к немедленному исполнению. В остальной части исковые требования оставить без изменений.
ФИО1 в лице законного представителя Г.С.Г. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, в судебное заседание направила своего представителя Г.С.В.
Помощник прокурора Г.Е.П. и представитель истца Г.С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили исковые требования удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в уточенных требованиях.
Представитель ответчика П.Л.М. ранее данные доводы поддержала, согласно которых исковые требования не признает, поскольку Департамент исполняет ранее вынесено решение суда. Кроме того, полагали себя ненадлежащим ответчиком, о чём было заявлено соответствующее ходатайство о замена ответчика на надлежащего - ГУП «Костромская областная аптечная база».
Третье лицо ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в судебное заседание не явились, своего представителя не направили, извещались судом надлежащим образом, разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ранее направляли в адрес суда дополнительные пояснения, согласно которых полагали себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку свои полномочия осуществляют на основании государственного контракта, вместе с тем, государственный контракт на сегодняшний день отсутствует.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Согласно п. 16 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 №1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Согласно п. 3 указанной Программы, в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.
Согласно п. 11 Программы, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Согласно п. 19 Программы, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с главой 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни эндокринной системы.
Согласно п. 32 Программы, источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 данного Федерального закона определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 №178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены: иглы инсулиновые (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 137610) игла для автоинъектора, (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 300880) игла для подкожных инъекций/инфузий через порт, тесты-полоски для опредления содержения глюкозы в крови (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий – 248900) глюкоза ИВД, реагент, шприц-ручка (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 136320) автоинъектор, используемый со сметным картриджем, механическим, расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный; резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.
Согласно «Рекомендации по организации обеспечения граждан, больных сахарным диабетом, которым установлены инсулиновые помпы, расходными материалами к ним», утвержденной Минздравом России, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 №1506 терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (в том числе с установкой инсулиновой помпы), осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н. Согласно п. 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке. При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновой помпой. При этом использование по назначению инсулиновой помпы невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Согласно справке МСЭ от <дата> ФИО1, <дата> года рождения является ребенком – ... установлена на срок до <дата>.
Как следует из выписного эпикриза из истории болезни № ФИО1 находившейся на лечении в детском отделении ... ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России с <дата> по <дата>. Диагноз ... установлен в марте <дата> года, на момент прохождения лечения ....
Поступила с жалобами на ... принято решение о переводе пациента на помповую инсулинотерапию (помпа Medtronik 754) в счет средств ВМП.
На фоне терапии отмечается положительная динамика в виде стабилизации гликемии, уменьшении частоты и выраженности эпизодов гипо и гипергликемии. Колебания гликемии на момент выписки от 5,5 до 8,9 ммоль/л. Мать ребенка прошла обучение в школе помповой инсулинотерапии и самоконтроля. Цель госпитализации достигнута.
При выписке даны рекомендации по применению помпы Medtronik 754, а именно по использованию следующих расходных материалов к помпе: инфузионные наборы: устройство для инфузии MiniMed Quick-Set MMT-399 (6мм/60см)-10 штук в месяц. или SURE-T MMT-864 (6 мм/60см.) – 15 шт. в месяц; резервуары для медтроник ММТ-332а (3 мл.) 10 шт. в месяц
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от <дата> признано незаконным бездействие Департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению несовершеннолетней ФИО1, <дата> года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник ММТ754 - устройство для введения инсулина MiniMed Quick-Set MMT-399 (6мм/60см)-10 штук в месяц. или SURE-T MMT-864 (6 мм/60см.) – 15 шт. в месяц ММТ-381/ММТ-399 10 штук в месяц в соответствии с назначением лечащего врача. На Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение ФИО1 <дата> г.р. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-339 (6мм/60 см) или устройство для инфузии Sure-T MMT-864 (6мм/60 см) в соответствии с назначением лечащего врача до отмены/изменения назначения лечащего врача. Решение в части обязания Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО1 <дата> г.р. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 - устройство для введения инсулина устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-339 (6мм/60 см) или устройство для инфузии Sure-T MMT-864 (6мм/60 см) обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> решение Свердловского районного суда г.Костромы оставлено без изменений, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворений.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, для лечения ФИО1 в выписном эпикризе № из истории болезни № от <дата> указаны ряд рекомендаций: контроль ... 6 раз в день, полоски вкку чек Перформа на менее 6 измерений в сутки, смена инфузионного набора Rapid-D Link 50mm, из расчета 1 набор в 4 дня, смена иглы Rapid-D Link 6mm, из расчета 1 игла в 2 дня, смена резевуара для инсулина 1 раз в 6 дней.
Согласно ответа ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» от <дата> №, ФИО1 указанными препаратами с <дата> года не обеспечивалась так как данные изделия по заявке ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с Костромской областной аптечной базы не поступали. Рецепты на не поступившие в аптеку медицинские изделия ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» не выписывала так как законные представители (родители) с такой просьбой или требованием к нам не обращались. Отложенных рецептов в аптеке нет. Заявка на Департамент здравоохранения Костромской области на необходимость решения вопроса в обеспечении ФИО1 к инсулиновой помпе Accu-Chek Spirit Сombo, поставленной в <дата>, во 2-ом Педиатрическом отделении с медицинской с медицинской реабилитацией ФГБОУ ВО «ПИМУ» Министерства России было отправлено <дата>.
Согласно ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № ФИО1 подлежит обеспечению, исходя из выписного эпикриза ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, иглы Rapid-D Link 6mm, инфузионным набором Rapid-D Link 50mm. Данные медицинские расходные материалы не входят в перечень медицинских изделий для льготного отпуска, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р (ред.от 14.01.2022 №5-р). Таким образом, закупка данных медицинских расходных материалов не представляется возможным. По данным единой региональной информационной системы в 2022 году ФИО1 обеспечена лекарственными препаратами по программе льготного обеспечения на сумму 22 222,04 руб., в том числе Резервуарами для помпы Инсулиновой MiniMed MMT-332F №10 (<дата> – 3 упак, <дата> – 1 упак), тест-полосками Сателлит-Экспресс <дата>,<дата>,<дата>,<дата>,<дата>, Иглами д/шприц-ручками Фиаеп № (<дата>, <дата>, <дата>, <дата>). По согласованию с законным представителями ребенка для ФИО1 направлены расходные материалы: инфузионный набор к инсулиновой помпе MiniMed MMT-864 в количестве 4 упаковок, в уполномоченную аптеку по адресу: <адрес> На сегодняшний день инфузионный набор к инсулиновой помпе MiniMed MMT-864 поступили в уполномоченную аптеку, по месту проживания ребенка.
Из пояснений ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» от <дата> следует, что согласно выписного эпикриза из 2 Педиатрического отделения с медицинской реабилитацией ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России ФИО1, <дата> г.р., после замены в марте 2022 г. помпы для инсулинотерапии на Accu-Chek spirit Сombo подлежит обеспечению следующими медицинскими изделиями: - Игла Rapid-D Link 6 мм -1 раз в 2 дня (15 штук на 1 месяц); - Инфузионный набор Rapid-D Link 50 -1 раз в 4 дня (8 шт. в месяц); - Резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit -1 раз в 6 дней (5 шт. в месяц); - Тест-полоски Accu-Chek Performa - не менее 6 измерений в сутки (186 полосок в месяц). Направление заявок на получение медицинских изделий и препаратов осуществлялось путем письменного уведомления Департамента здравоохранения Костромской области о необходимости обеспечения ФИО1 вышеуказанными медицинскими изделиями и препаратами. Льготные рецепты на иглы Rapid-D Link 6 мм, инфузионный набор Rapid-D Link 50 мм, тест-полоски Accu-Chek Performa с <дата> не выписывались. <дата>, а также <дата> были выписаны льготные рецепты на резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit.
Кроме того, согласно ответа на запрос от <дата> № ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» расходные материалы к инсулиновой помпе, которые были выданы законному представителю ФИО1 согласно счета на пациента <дата> года, являются несовместимыми с инсулиновой помпой Accu-Chek spirit Combo, которую установили пациенту <дата> С согласия законного представителя ФИО1. были выданы расходные материалы к инсулиновой помпе, которая была установлена <дата> года. Совместимыми с инсулиновой помпой Accu-Chek spirit Combo являются следующие расходные материалы: Игла Rapid-D Link 6 мм, Инфузионный набор Rapid-D Link 50, резервуар для инсулина Accu-Chek spirit, тест полоски Accu-Chek Performa.
Из представленного в материалы дела ответа на обращение Г.С.Г. Росздравнадзора по Костромской области от <дата> следует, что территориальным органом Росздравнадзора по Костромской области проведена работа с государственным реестром медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. По данным реестра на территории РФ в установленном порядке зарегистрировано медицинское изделие «наборы инфузионные и расходные материалы для дозаторов инсулиновых инфузионных наносимых «АККУ-ЧЕК Д-ТРОНплюс», «АККУ-ЧЕК СПИРИТ», вариант исполнения «Набор инфузионный АККУ-ЧЕК Рапид – Д Линк с иглой 6 мм, упаковка х 25 шт.» с расходными материалами «удлинитель системы «АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк» 50 см., упаковка х 10 шт.
Рассматривая заявленные исковые требования суд исходит из того, что организация обеспечения необходимыми медицинскими изделиями граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению данными изделиями медицинского назначения, на территории Костромской области является полномочием Департамента здравоохранения Костромской области, что установлено вышеприведенным правовым регулированием, а так же Положением о Департаменте здравоохранения Костромской области, при этом ссылка на тот факт стороны ответчика, что данное полномочие Департаментом в отношении ФИО1 выполняется, поскольку выполняется ранее вынесенное решение суда об обеспечении ее расходными материалами к установленной помпе, а о том, что ей установлено другое оборудование, имплантируемое в тело человека, которое требует иных расходных материалов Департамент узнал недавно, не может свидетельствовать о необоснованности доводов стороны истица, что ответчики бездействует в вопросе организации обеспечения ФИО1 необходимыми медицинскими изделиями.
Тот факт, что в адрес Департамента, как полномочного органа организующего соответствующее обеспечение направлялись сведения об изменившихся обстоятельствах для обеспечения ФИО1 необходимыми медицинскими изделиями, в связи изменившимися обстоятельствами лечения ее заболевания (установка новой помпы) подтверждается вышеприведенными сведениями о направлении информации ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» <дата>, что в том числе не оспаривал ответчик.
Опрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании врач ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» Свидетель №1, пояснила, что льготный рецепты, сведения о которых имеются в счете пациента, ей как врачем-педиатром подписывались на готовом бланке, родители получают данный бланк у специалистов исходя из единой системы.
Как следует из пояснений истиц, что так же подтверждается сведениями из счета пациента, по <дата> года включительно ФИО1 получала ежемесячно по 4 упаковки (50 шт.) тест-полоски Сателлит-экспресс, тест-полоски Accu-Chec Perfoma не предоставлялись; резервуары Accu-Chek Spirit получила с июня по сентябрь 2022 года включительно, до июня 2022 года получила резервуары к инсулиновой помпе Медтроник; <дата> получила инфузионные наборы Sure-Т 6/60 4 упаковки по 10 шт. к инсулиновой помпе Медтроник за предыдущие месяцы - апрель, май, половина июня (т.к. их потребность 15 шт в месяц), инфузионный набор АККУ-ЧЕК Репид-Д Линк с иглой 6 мм (ACCUCHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6) - 15 штук в месяц с расходными материалами удлинитель системы АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк 50 см (ACCU-CHEK Rapid-D Link Transfer Set 50) не выдавались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что расходными материалами к установленной инсулиновой помпе, а так же тест полосками ФИО1 не обеспечивалась в полном объеме и по медицинским показаниям, что свидетельствует о доказанности требований истица о наличии со стороны департамента здравоохранения Костромской области бездействия по необеспечению ФИО1 <дата> г.р., необходимыми медицинскими изделиями после изменившихся обстоятельств лечения ее заболевания (установка новой помпы), а так же новых рекомендаций данных в связи с этим, отраженных в выписном эпикризе № из истории болезни № от <дата> Второго Педиатрического отделения с медицинской реабилитацией ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, поскольку несмотря на наличие сведений об изменении в соответствии с назначением лечащего врача медицинских изделий, которые рекомендованы для применения с установленным у ФИО1 в связи с ее заболеванием медицинским оборудованием, сведений об организации проведения каких-либо действий данными медицинскими изделиями в необходимом ФИО1 количестве ответчиком в соответствии с его полномочиями не организовано, доказательств обратного им в материалы дела не представлено. При этом к доводам ответчика, что обеспечение невозможно было организовать ввиду того, что медицинские изделия, составляющие предмет иска, не относятся к медицинским изделиям, указанным перечне, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года № 3053-р, суд относиться критически, поскольку данный печень содержит как тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, так и расходные материалы к инсулиновой помпе, медицинские изделия, составляющие предмет иска, являются таковыми, что подтверждается как представленными истцом документами (выписной эпикриз №Г430514 из истории болезни №406493 от 06.03.2022 года Второго Педиатрического отделения с медицинской реабилитацией ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, копией документации к инсулиновой помпе система Акку-Чек Комбо), пояснениями третьего лица, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», сведениями Росздравнадзора по Костромской области от <дата>, что данные медицинские изделия в установленном порядке зарегистрированы в реестре.
Непредставление ребенку-инвалиду ФИО1 медицинских изделий в рекомендованном врачом количестве, влечет нарушение ее прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу действующего законодательства недопустимо.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, а так же исходя из требований вышеприведенной нормы ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, а так же содержания уточненных требований стороны истица, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме до минования надобности за счет средств бюджета <адрес> ФИО1 <дата> г.р., медицинскими изделиями - расходными материалами к инсулиновой помпе, установленной у ФИО1 а именно: инфузионный набор АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк с иглой 6 мм (ACCU-CHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6) - 15 штук в месяц с <дата>; удлинитель системы АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк 50 см (ACCU-CHEK Rapid-D Link Transfer Set 50) - 8 штук в месяц с <дата>; резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit, 1 раз в 6 дней, 5 штук в месяц, с <дата>; тест полоски Accu-Chek Perfoma не менее 186 штук в месяц с <дата>.
При этом суд исходит ИСЗ того, что истица в силу вышеприведенного правого регулирования подлежала обеспечению медицинскими изделиями в связи с заболеванием весь период до минования надобности, что со стороны ответчика выполнено не было, право истицы подлежит восстановлению с момента, когда оно начало нарушаться, при этом истец исходи из необеспечения тест полоски Accu-Chek Perfoma, резервуар для инсулина Accu-Chek Spirit с <дата>, инфузионный набор АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк с иглой 6 мм (ACCU-CHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6), удлинитель системы АККУ-ЧЕК Рапид-Д Линк 50 см (ACCU-CHEK Rapid-D Link Transfer Set 50) с <дата>.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Медицинские изделия, расходные материалы и средства мониторинга уровня сахара в крови, которые являются предметом иска, обязанность по организации обеспечения которых возложена на ответчика, необходимы истцу для применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Таким образом, доводы истца о необходимости обращения решения к немедленному исполнению основаны на достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья истца. В связи с чем полагает возможным на основании вышеприведенной нормы ст. 212 ГПК РФ решение об обязании обеспечения медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 212 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░ ░░░░░-░ ░░░░ ░ ░░░░░ 6 ░░ (ACCU-CHEK Rapid-D Link Infusion Set Cannula 6) - 15 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ <░░░░>;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░ ░░░░░-░ ░░░░ 50 ░░ (ACCU-CHEK Rapid-D Link
Transfer Set 50) - 8 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ <░░░░>;
- ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ Accu-Chek Spirit, 1 ░░░ ░ 6 ░░░░, 5 ░░░░ ░ ░░░░░, ░ <░░░░>.
- ░░░░ ░░░░░░░ Accu-Chek Perfoma ░░ ░░░░░ 186 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.10.2022 ░░░░.