Судья Хватова Ю.Б. Дело № 2-156/2021
УИД 35RS0008-01-2021-000218-69
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2021 года № 33-4610/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Кяргиевой Н.Н.,
судей Балаевой Т.Н., Вершининой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Папушиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бобылева А.В. на решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 21 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Бобылева А.В. к администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения Бобылева А.В., судебная коллегия
установила:
20 мая 2021 года Бобылев А.В. обратился в суд с иском к администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда (л.д. 4-6,10).
Требования мотивировал тем, что он и его дочь Б.С.А. являются членами семьи Бобылевой Т.А., которая является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. Решением Вожегодского районного суда Вологодской области от 27 июля 2011 года на администрацию Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области возложена обязанность произвести ремонтные работы в указанном доме, а именно демонтировать конструкцию квартиры №... ввиду фактической ее непригодности для проживания. Постановлением администрации Вожегодского городского поселения от 20 декабря 2011 года семья Бобылевой Т.А. в составе 3 человек поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Решением Вожегодского районного суда Вологодской области от 15 февраля 2021 года на администрацию Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области возложена обязанность предоставить Бобылевой Т.А. на семью из трех человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, установленной степени благоустройства в границах п. Вожега, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Ссылаясь на то, что при исполнении решения суда от 27 июля 2011 года администрация Вожегодского городского поселения обязана была вне очереди предоставить жилое помещение, однако свои обязанности не исполнила, в связи с чем он вынужден был снимать жилье, проживать у своей матери Бобылевой Т.А., полагает, что действиями администрации были нарушены его права и права его несовершеннолетнего ребенка.
Просил взыскать с администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области за счет средств бюджета Вожегодского городского поселения компенсацию морального вреда в свою пользу в размере 2 000 000 рублей и в пользу несовершеннолетней Б.С.А. в размере 1 000 000 рублей.
Решением Вожегодского районного суда Вологодской области от 21 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Бобылева А.В. к администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Бобылев А.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Полагает, что имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, причиненного в результате бездействия ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу руководитель администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Кошелев С.В. просит отказать в удовлетворении требования истца.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыве на нее, не усматривает оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что основанием для взыскания компенсации морального вреда является длительное не предоставление ответчиком жилого помещения по договору социального найма, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку между истцом и ответчиком сложились имущественные отношения, ответчиком не нарушались личные неимущественные права истца, и не совершались действия, посягающие на принадлежащие истцу нематериальные блага.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку его выводы являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Взыскание компенсации морального вреда регламентировано статьями 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага. Если вред причинен действиями, нарушающими другие права гражданина, то он подлежит компенсации только в случаях, специально предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законодательством об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда в сфере гражданских правоотношений регулируются рядом законодательных актов, в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и то, какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Кроме этого, для компенсации морального вреда необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Из материалов дела следует, что Бобылева Т.А. являлась нанимателем находящегося в муниципальной собственности Вожегодского городского поселения жилого помещения по адресу: <адрес>. В указанной квартире, помимо Бобылевой Т.А., зарегистрированы члены ее семьи: Бобылев А.В. (сын), Б.С.А., <ДАТА> года рождения (внучка).
Решением Вожегодского районного суда Вологодской области от 27 июля 2011 года на администрацию Вожегодского городского поселения Вологодской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность произвести ремонтные работы в доме <адрес>, демонтировав конструкции квартиры №... этого дома (л.д. 19-20).
Указанным решением установлено, что квартира <адрес> полностью находится в аварийном, не пригодном для проживания состоянии и требуется незамедлительное принятие мер по демонтажу конструкций этой квартиры с той целью, чтобы возможное обрушение не затронуло конструкции квартиры №... этого дома и вызвало дополнительных аварийных ситуаций и жертв.
Согласно справке администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского района Вологодской области от 11 ноября 2020 года №... решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 27 июля 2011 года исполнено в октябре 2011 года, произведен демонтаж конструкций квартиры <адрес>.
Постановлением администрации Вожегодского городского поселения от 20 декабря 2011 года №... семья Бобылевой Т.А., включая сына Бобылева А.В. и внучку Б.С.А., поставлена на учет нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Вожегодского районного суда Вологодской области от 15 февраля 2021 года на администрацию Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области возложена обязанность предоставить Бобылевой Т.А. на семью из 3 человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, установленной степени благоустройства, в границах пос. Вожега Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (л.д. 21-23).
Определением Вожегодского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области предоставлена отсрочка исполнения решения Вожегодского районного суда Вологодской области от 15 февраля 2021 года сроком до 15 февраля 2022 года (л.д. 61-62).
Заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, истец Бобылев А.В. обосновал свои требования нарушением его права на своевременное предоставление жилья по договору социального найма. При этом, требований о компенсации за неисполнение судебного акта о предоставлении жилого помещения в разумный срок не предъявлялось.
Согласно пункту 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом.
По смыслу приведенной правовой нормы, правоотношения по заключению договора социального найма носят имущественный характер, а права гражданина-нанимателя и членов его семьи по такому договору являются имущественными правами.
Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об обратном на правильность выводов суда по настоящему делу не влияют, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь его отмену.
При этом судебная коллегия полагает разъяснить, что процедура и порядок присуждения компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок регламентируется Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в котором, в частности, определена родовая подсудность таких споров и условия, при наличии которых возможно присуждение такой компенсации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 21 июля 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобылева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14.10.2021 года