Дело №2а-1669/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нижний Новгород 06 апреля 2018 года
Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Голубевой Г.В., при секретаре Солдатенковой Е.В., с участием прокурора Киреевой Е.Н., представителя административного истца Балашовой М.Н. по доверенности № 12 от ДД.ММ.ГГГГ года, административного ответчика Каменева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г.Нижнему Новгороду об установлении административного надзора в отношении Каменева А.Ю.,
установил:
Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду обратилось в суд с административным иском к Каменеву А.Ю. об установлении административного надзора на срок, установленный для погашения судимости, до ДД.ММ.ГГГГ г., указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ года приговором Ленинского районного суда г. Н.Новгорода административный ответчик осужден по ст. <данные изъяты> к лишению свободы на срок <данные изъяты> лет. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года срок снижен до <данные изъяты> месяцев. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ года по постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года на основании ст. 79 УК РФ условно досрочно на не отбытый срок <данные изъяты> дней.
Ранее Каменев А.Ю. неоднократно судим за преступления против собственности.
После освобождения административный ответчик был поставлен на учет в ОУУП Отдела полиции № 3 Управления МВД России по г.Н.Новгороду.
Срок наказания Каменева А.Ю. истекает ДД.ММ.ГГГГ года.
После освобождения из мест лишения свободы Каменев А.Ю. проживает с родителями. Характеризуется удовлетворительно. Работает в ООО «<данные изъяты>», рабочим. Жалоб и заявлений от соседей и родственников в отношении Каменева А.Ю. по месту жительства не поступало. С момента освобождения из мест лишения свободы к уголовной и административной ответственности не привлекался.
Административный истец просит в соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить в отношении Каменева А.Ю., административный надзор с 08 июня 2018 года, после отбытия наказания по условно-досрочному освобождению, до срока погашения судимости, одновременно, в соответствии со ст. 4 указанного закона, возложить на Каменева А.Ю. следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки;
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запретить выезд за пределы территории обслуживания надзирающего органа внутренних дел без его уведомления;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период времени с 23.00 часов до 05.00 часов следующего дня;
- обязать периодической явкой в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц, согласно установленному отделом полиции графику.
В судебном заседании представитель административного истца Балашова М.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске, указав, что в административном исковом заявлении ошибочно указан срок административного надзора. Просит установить административный надзор до ДД.ММ.ГГГГ года.
Административный ответчик Каменев А.Ю. не возражал по заявленному УМВД России по г.Н.Новгороду требованию об установлении в отношении него административного надзора и ограничений, но просит суд учесть, что по месту работы в ООО «<данные изъяты>» ему установлен ненормированный рабочий день, и он работает с <данные изъяты> часов следующего дня, три дня через три. Также просит оставить ему явку 1 раз в месяц, так как он может не успевать на регистрацию.
Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению заявление частично, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон).
Согласно ст.1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона об административном надзоре).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
За совершение преступлений при особо опасном рецидиве преступлений административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п.2 ч.1 ст.5 Закона).
В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (в редакции Федерального закона № 102-ФЗ от 28 мая 2017 года).
В силу ч. 2 ст. 4 Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ).
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Вместе с тем, при установлении ограничения необходимо соблюдать баланс между мерой направленной на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом и правами лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.
Как следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с абз. 1 и 2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
Сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности Каменева А.Ю., в целях разрешения ему посещение конкретных мероприятий и участие в них, материалы дела не содержат.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Разъяснения Верховного Суда РФ относительно права суда установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения, подлежат применению с учетом положений ч.8 ст.272 КАС РФ, и касаются тех ограничений, которые предусмотрены федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года приговором Ленинского районного суда г. Н.Новгорода административный ответчик осужден по ст. <данные изъяты> к лишению свободы на срок <данные изъяты> лет при особо опасном рецидиве. Постановлением Салаватского городского суда республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года срок снижен до <данные изъяты> месяцев. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ года по постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года на основании ст. 79 УК РФ условно досрочно на не отбытый срок <данные изъяты> дней.
Ранее Каменев А.Ю. неоднократно судим.
После освобождения из мест лишения свободы Каменев А.Ю. проживает с родителями. Характеризуется удовлетворительно. Работает в ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>. Жалоб и заявлений от соседей и родственников в отношении Каменева А.Ю. по месту жительства не поступало. С момента освобождения из мест лишения свободы к уголовной и административной ответственности не привлекался.
Таким образом, Каменев А.Ю., совершивший преступление при особо опасном рецидиве, подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор на основании ч.2 ст.3 указанного выше Федерального закона.
Учитывая, что Каменев А.Ю. был осужден за совершение преступления при особо опасном рецидиве, судимость за которое не погашена, принимая во внимание удовлетворительную характеристику Каменева А.Ю. по месту жительства, учитывая, что заявленные административные исковые требования направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Каменева А.Ю. в целях предотвращения совершения им новых преступлений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельствам их совершения, требования об установлении в отношении него административного надзора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ). Административный иск содержит требования на обязательную явку поднадзорного на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц, оснований для снижения количества явок на регистрацию суд не усматривает, поскольку установление судом данного административного ограничения направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение совершения Каменевым А.Ю. преступлений. Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ, где указано о явке в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Рассматривая заявленные требования об установлении запрета посещения мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки, требование об установление запрета на выезд за пределы территории обслуживания надзирающего органа внутренних дел без его уведомления, суд также полагает подлежащими удовлетворению, так как данные ограничения, как установлено в судебном заседании, не нарушают права и интересы Каменева А.Ю. на трудоустройство и (или) трудовую деятельность, иные права, а направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Каменева А.Ю..
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
Административный истец просит суд запретить Каменеву А.Ю. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с <данные изъяты> часов следующего дня.
Однако судом установлено, что Каменев А.Ю., работая в ООО «<данные изъяты>», имеет ненормированный рабочий день, режим работы ему установлен с <данные изъяты> часов следующего дня, три дня работает, затем три дня отдыхает, таким образом, требование административного истца о запрещении пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с <данные изъяты> часов следующего дня нарушает право административного ответчика на осуществление трудовой деятельности и получения заработка, на основании чего удовлетворению не подлежит.
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям.
В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу вышеизложенного, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на административного ответчика, недопущения антиобщественного поведения, совершения преступлений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Каменева А.Ю. следующих административных ограничений: запретить посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;обязать явкой на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания или фактического нахождения два раза в месяц, согласно установленному отделом полиции графику; запретить выезд за пределы г. Н. Новгорода без уведомления органов полиции.
При этом суд исходит из того, что данные ограничения соразмерны праву Каменева А.Ю. на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.10 Закона поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
1. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░;
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
3. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
4. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░.░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░