Решение по делу № 33-12697/2023 от 06.07.2023

Судья Гатина Г.Р.                                  УИД № 16RS0019-01-2023-000242-18

                                                             дело № 2-230/2023

                                                             дело № 33-12697/2023

                                                             учет № 171г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2023 года                                                                   город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Гафаровой Г.Р. и Тазиева Н.Д.,

при секретаре судебного заседания Земдиханове Н.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                   Тазиева Н.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе Усманова Ф.Р. на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Усманова Ф. Р. к обществу с ограниченной ответственностью «Гринта» о прекращении начислений платы по лицевому счету № ...., перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету                   № .... взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Усманова Ф.Р., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Усманов Ф.Р. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гринта», акционерному обществу «Татэнергосбыт» о прекращении начисления платы, перерасчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что он с 1983 года проживает совместно с женой по адресу: <адрес> лицевой счет № .... и оплачивает коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) по этому адресу исходя из расчета двух проживающих. Кроме того, он является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес> лицевой счет № .... в котором никто не проживает и не зарегистрирован. Считает, что действия общества с ограниченной ответственностью «Гринта» по начислению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> а также начисление платы по адресу: <адрес>, исходя от количества зарегистрированных в нем лиц, неправомерными. На основании изложенного истец просит прекратить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету № .... и закрыть указанный лицевой счет; произвести перерасчет начисленной к оплате суммы по лицевому счету               № ...., взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 500000 рублей.

Истец Усманов Ф.Р. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – общество с ограниченной ответственностью «Гринта» в судебное заседание не явился, иск не признает по основаниям, изложенным в возражении на исковые требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – акционерного общества «Татэнергосбыт» - Пластинина Л.Ф. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в иске отказать.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе Усманов Ф.Р. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> он не проживает, в связи с чем он вправе отказаться от услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Отмечает, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции были даны пояснения свидетелей, которые не были учтены судом при вынесении решения. Истец договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ответчиком не заключал. С учетом изложенного, произведенное ответчиком начисление платы истец считает незаконным, поскольку стороны не состоят между собой в договорных отношениях, соответствующая услуга истцу ответчиком не оказывалась.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик общество с ограниченной ответственностью «Гринта» просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Усманов Ф.Р. поддержал апелляционную жалобу.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Гринта» своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещалось.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пункту 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу абзаца 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 (ред. от 15 декабря 2018 года) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

На основании пункта 20 Федерального закона «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В силу статьи 3 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 года) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2018 года № 10-189/КС установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Гринта» по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-54/ТКО установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Гринта» по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы.

В приложении к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года № 11-54/ТКО установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Гринта» по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы.

Из материалов дела следует, что Усманов Ф.Р. с 23 июля 2018 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

В отношении указанного объекта недвижимости открыт лицевой счет № .... на имя Усманова Ф.Р.

Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной руководителем Исполнительного комитета Уразбахтинского сельского поселения, по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован (л.д. 6).

Как установлено судом, Усманов Ф.Р. и его жена зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> право собственности на указанное жилое помещение не зарегистрировано.

В отношении указанного жилого помещения открыт лицевой счет                  № .... на имя Усманова Ф.Р. Ранее по адресу: <адрес>, были зарегистрированы по месту жительства также дочери истца - Усманова Р.Ф., Салихова А.Ф. и Султанова Г.Ф. Последняя снялась с регистрационного учета по указанному адресу 16 января 2020 года, а Салихова А.Ф. и Усманова Р.Ф. снялись с регистрационного учета с 4 декабря 2021 года.

Согласно единому платежному документу по лицевому счету                          № .... по адресу: <адрес>, за апрель 2023 года начислено на одного человека 112 рублей 74 копейки, по состоянию на 1 апреля 2023 года имеется долг в размере 4830 рублей 54 копейки.

Общество с ограниченной ответственностью «Гринта» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

В газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан» от 28 декабря 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Гринта» размещено предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Истцом данный факт в ходе судебного разбирательства оспорен не был.

Письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами заключен не был.

В соответствии с поручением общество с ограниченной ответственностью «Гринта» № ГД-540 от 17 апреля 2020 года и реестром к нему, акционерное общество «Татэнергосбыт» производит начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из количества собственников – 1 человек.

Акционерное общество «Татэнергосбыт» выставляет истцу счета за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку принадлежащий истцу вышеуказанный объект недвижимости зарегистрирован в качестве жилого дома, не признан непригодным для проживания в установленном порядке, суд, разрешая дело, исходил из того, что данный дом является завершенным объектом капитального строительства и используется по прямому назначению.

С учетом изложенного, отказывая в иске, суд первой инстанции указал, что между истцом и ответчиком сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми истец обязан надлежащим образом исполнять обязанность по оплате услуг регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и верном применении норм материального права.

Доводы истца о том, что поскольку он не проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу:                           с<адрес>, он вправе отказаться от услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Истцом не представлено доказательств наличия оснований для прекращения начислений платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> и закрытия лицевого счета по указанному адресу.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

В пункте 148(34) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При этом, пунктом 148(36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно п. 56(2) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

На основании изложенных норм закона следует, что само по себе неиспользование истцом принадлежащего ему жилого дома по адресу: <адрес>, не является основанием для освобождения его, как собственника данного жилого помещения, от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии отдельно заключенного договора с истцом на оказание услуг по вывозу мусора, а также ссылка на статью 32 Закона о защите прав потребителя не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений либо о незаключенности договора, поскольку действия ответчика основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории муниципального образования и фактическом предоставлении услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем (ответчик) с соответствующим исполнителем (истец), с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил №354).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.

Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью «Гринта» законной и фактической деятельности по сбору, транспортированию отходов в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривался.

При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что истец не пользовался предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО, что свидетельствует о наличии между сторонами договорных правоотношений в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от                 11 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Усманова Ф.Р.– без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 28 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-12697/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Усманов Фарид Рашидович
Ответчики
ООО ГРИНТА
Другие
АО Татэнергосбыт
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Тазиев Наиль Дамирович
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
06.07.2023Передача дела судье
21.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Передано в экспедицию
21.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее