№2-862/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Первомайский 15 декабря 2014 года
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,
при секретаре Белой В.В.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Лизуновой Н.С.,
директора ООО «<данные изъяты>» Азхметгалиева А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») о признании незаконным бездействий ООО «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии организации и проведении в ООО «<данные изъяты>» специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия ООО «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии организации и проведении в ООО «<данные изъяты>» специальной оценки условий труда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Первомайского района совместно с ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты> района» проведена проверка исполнения трудового законодательства в ООО «<данные изъяты>», в том числе и по вопросу обеспечения безопасных условий труда.
В нарушение норм Трудового кодекса РФ, федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» в ООО «<данные изъяты>» специальная оценка условий труда не проводилась, несмотря на то, что по действующему трудовому законодательству работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В результате незаконного бездействия ООО «<данные изъяты>» неопределенному кругу лиц (действующим и будущим работникам хозяйства) создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие ООО «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии организации и проведении в ООО «<данные изъяты>» специальной оценки условий труда. Обязать ООО «<данные изъяты>», провести в соответствии с действующим законодательством специальную оценку условий труда в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Лизунова Н.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика- директор ООО «<данные изъяты>» Ахметгалиев А.Т. исковые требования признал в полном объеме, не согласился со сроками исполнения оценки труда, предоставил в суд копию договора от <данные изъяты> на выполнение работ по специальной оценке условий труда, заключенного с <данные изъяты> Оренбургской области» и платежное поручение от <данные изъяты> об оплате услуг по договору. Показал суду, что срок проведения оценки труда- полгода со дня оплаты. Вероятнее всего оценка условий труда будет проведена не ранее <данные изъяты>.
Суд, заслушав помощника прокурора, директора ООО «<данные изъяты>, изучив письменные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным и нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации к основным обязанностям работодателя относится соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации ).
Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно ч. 1 ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пункт 4 Порядка с учетом внесенных изменений Приказом N 590н от 12.12.2012 предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ООО «<данные изъяты>» со дня его создания с <данные изъяты> и до настоящего времени не проводились ни аттестация рабочих мест по условиям труда, ни специальная оценка условий труда.
Согласно Порядку проведения аттестации, являющемуся Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342 н (в редакции от 12.12.2012), аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, независимо от организационно-правовых форм собственности и проводится в соответствии с пунктом 4 Положения.
Таким образом, на руководителя ООО «<данные изъяты>» законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда.
Согласно штатному расписанию от <данные изъяты> штатная численность в коллективе составляет <данные изъяты> единиц.
Согласно договору от <данные изъяты> на выполнение работ по специальной оценке условий труда, заключенного между ООО « <данные изъяты>» и <данные изъяты> Оренбургской области», последний взял на себя обязательство в срок 6 месяцев со дня предварительной оплаты провести специальную оценку условий труда. Как следует из платежного поручения от <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>» оплатило <данные изъяты> руб за слуги <данные изъяты> Оренбургской области» за проведение специальной оценки условий труда.
Указанное свидетельствует о том, что специальная оценка условий труда будет проведена в ООО « <данные изъяты>» не ранее <данные изъяты>.
Проанализировав нормы ФЗ "О специальной оценке условий труда", суд приходит к выводу, что в соответствии с ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодателем должна быть проведена специальная оценка условий труда в срок до 10.05.2015, поскольку ответчиком аттестация рабочих мест согласно действовавшему до 2014 года порядку не проводилась.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Указанный срок устранения выявленных нарушений до <данные изъяты> является приемлемым для ответчика, реальным для исполнения с учетом заключенного договора на выполнение работ по специальной оценке условий труда от 2.12.2014, поэтому суд устанавливает именно этот срок- <данные изъяты> для исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку прокурор был освобожден от оплаты госпошлины при подаче иска, то обязанность по оплате госпошлины подлежит возложению на ответчика ООО «<данные изъяты>», поэтому с ответчика в доход бюджета муниципального образования <данные изъяты> район Оренбургской области следует взыскать госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия ООО «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии организации и проведении в ООО «<данные изъяты>» специальной оценки условий труда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии организации и проведении в обществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» специальной оценки условий труда.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области провести в соответствии с действующим законодательством специальную оценку условий труда в срок до <данные изъяты>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Первомайского района Оренбургской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий: