Дело № 2а-159/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года г. Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Примаковой А.С.,
при секретаре Выприцкой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Липецкой области к Саватееву В.И. о восстановлении сроков и взыскании задолженности в порядке статьи 48 НК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России №5 по Липецкой области
обратилась в суд с иском к административному ответчику Саватееву В.И. о взыскании штрафу по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2017 год в размере 3 000 руб., указывая, что Индивидуальный предприниматель Саватеев В.И., согласно выписки из ЕГРИП прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Истец направил налоговые уведомления, а затем требования о взыскании образовавшейся недоимки. Однако свою обязанность по уплате налогов и пени административный ответчик не исполнил. Административный истец просил восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд о взыскании задолженности, ссылаясь на большой объем направленных в суд по взысканию налогов в соответствии со ст.48 НК РФ.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС №5 по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Саватеев В.И. в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Заявление о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 приведенной статьи).
В силу пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Из пункта 4 приведенной статьи следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (абзац 1 пункта 3 приведенной статьи).
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах, применительно к недоимке.
Между тем, доказательств того, что административный истец в адрес административного ответчика направлял требования и налоговые уведомления об уплате налогов и пеней, не представлено. Также не представлено доказательств, подтверждающих факт и дату получения административным ответчиком налогового уведомления на оплату задолженности по налогу.
Поскольку не предоставлено доказательств вручения административному ответчику требования об уплате налога, пени, и, соответственно, возникновения обязанности по уплате пени, то оснований для обращения в суд у налогового органа не имелось.
При этом суд также исходит из того, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем в отношении пени, начисленной на недоимку по налогу, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных правовых норм заявление о взыскании недоимки и пени Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области должно было быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из изложенного установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на обращение с заявлением о взыскании налога на имущество физических лиц, страховых взносов за 2017 год и пени, истек.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Административный истец указывает, что в настоящее время не представляется возможным предоставить материальные доказательства, подтверждающие предпринятые МИФНС России №5 по Липецкой области меры по взысканию задолженности с вышеуказанного налогоплательщика (налоговые уведомления, требования об уплате задолженностей, реестры на отправку заказной корреспонденции). Согласно номенклатурам дел МИФНС России № 5 по Липецкой области за 2013-2017 гг., Перечню специфических документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения. Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, отобраны к уничтожению, как не имевшие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение и уничтожены.
Однако указанное административным истцом обстоятельство не может быть признано в качестве уважительной причины пропуска срока предъявления административного иска в суд.
Суд приходит к выводу, что административный истец имел возможность своевременно обратиться в суд с соответствующим иском. Большой объем работы не может быть признан судом уважительной причиной для восстановления срока обращения с административным иском в суд, поскольку это обстоятельство связано с организацией работы налогового органа.
Каких-либо объективных причин, препятствовавших своевременному обращению в суд с иском о взыскании задолженности по земельному налогу, и пени не приведено, и доказательств уважительности пропуска срока не представлено, в связи с чем оснований для восстановления пропущенного срока суд не находит.
Учитывая положения приведенных норм права, определяющих сроки направления налогового уведомления и требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания пени, инспекция на дату обращения с настоящим иском в суд утратила право на принудительное взыскание с Саватеева В.И. задолженности по уплате штрафу по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2017 год в размере 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС №5 по Липецкой области к Саватееву В.И. о восстановлении пропущенного срока и взыскании задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2017 год в размере 3 000 руб.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ А.С. Примакова
Мотивированное решение
изготовлено 18.03.2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>