№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Аримпиловой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора к Бурнашову В.Г., Бурнашовой С.В., Бурнашовой А.В. о понуждении к восстановлению отопительных приборов,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит обязать ответчиков восстановить отопительные приборы в жилом помещении №, расположенном по адресу <адрес>, в количестве 1-й штуки.
Исковые требования мотивированы тем, что ПАО ТГК-14» является единой теплоснабжающей организацией г. Улан-Удэ, которая осуществляет функции по производству и снабжению населения г. Улан-Удэ отоплением, в том числе и многоквартирного жилого дома № по <адрес>, в котором расположено жилое помещение ответчиков. Договор на поставку тепловой энергии заключены между потребителями многоквартирного жилого дома № 8 по ул. Краснофлотская г. Улан-Удэ и ПАО «ТГК-14» в порядке, предусмотренном п.1 ст. 540 ГК РФ.
В ходе обследования жилого помещения ответчиков обнаружено, что отопительные приборы в нем демонтированы. Допущенный ответчиками демонтаж приборов отопления не согласован ни с теплоснабжающей организацией, ни с органами, осуществляющими выдачу разрешений и согласований по перепланировке, ни с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, что является нарушением ст.36, ст.40 ЖК РФ, ст.51 Градостроительного Кодекса РФ. В результате незаконного демонтажа отопительных приборов нарушается присоединенная сеть. Собственник жилого помещения и проживающие с ним совместно члены семьи несут бремя содержания квартиры и общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится соответствующая квартира. На основании изложенного, ответчики обязаны восстановить находившиеся в квартире отопительные приборы.
Представитель истца Юсудуров Е.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суд пояснил, что в Республиканскую службу государственного, строительного и жилищного надзора поступила информация Прокуратуры Республики Бурятия о понуждении собственников помещений в многоквартирном доме к установке приборов отопления. Третьим лицом было возобновлено начисление платы потребителям с отсутствующими радиаторами отопления, что послужило причиной создания комиссии по разрешению вопросов по начислению платы в отсутствие приборов отопления. Последствиями действия ответчика может сложится ситуация по увеличению платы за общедомовые нужды по электроэнергии других собственников. Устройство источников тепла с нарушений требований безопасности. Своим заявлением полагает, защищают не только неопределенный круг лиц, но и ответчика. Представила письменные дополнения.
Ответчик Бурнашов В.Г., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бурнашовой С.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что использует для отопления в квартире электрические обогреватели.
Представитель третьего лица ПАО «ТГК-14» Чиркова Е.О. просила требования удовлетворить.
Ответчик Бурнашова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в частности требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами отопления.
Согласно ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, за исполнением требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений контроль (надзор) осуществляется государственным жилищным надзором.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460 "Об утверждении Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора" предусмотрено, что Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее - Госстройжилнадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим на территории Республики Бурятия функции регионального государственного жилищного надзора.
В силу ч. 12 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а также обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 статьи 290 ГК РФ, ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3
Согласно ч. 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что собственниками квартиры расположенной по адресу <адрес> являются Бурнашов В.Г., Бурнашова С.В., Бурнашова А.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Актом № 16811 ПАО «ТГК-14» от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано отсутствие в жилом помещении по адресу <адрес>, одного прибора отопления, что также не отрицалось ответчиком в ходе судебного заседания.
Согласование на перепланировку у ответчиков не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что дом по адресу <адрес> является многоквартирным жилым домом, подключен к централизованной системе отопления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 г. N 1514-О-О, от 25 января 2012 г. N 199-О-О, от 21 марта 2013 г. N 457-О, от 17 июля 2014 г. N 1681-О и др.).
Согласно пп.«в», «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
При этом отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Так в Определении от 17.11.2011 № 1514-0-0 Конституционный суд РФ указал, что оспариваемая норма ч. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Исходя из системного анализа правовых норм, следует, что отопление жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным, поскольку направлено на сохранение, как самого жилого помещения, так и многоквартирного дома в целом состоянии, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П указано, что спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии.
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Таким образом, ответчики, являясь собственниками жилого помещения, обязаны восстановить систему отопления.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчиков обязанности по восстановлению отопительных приборов в принадлежащем им жилом помещении в количестве 4 единиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора удовлетворить.
Обязать Бурнашова В.Г. (паспорт №), Бурнашову С.В. в лице законного представителя Бурнашова В.Г., Бурнашову А.В. (паспорт №) о понуждении восстановить отопительные приборы в жилом помещении № расположенном по адресу: <адрес>, в количестве 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Верховный cуд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Октябрьский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Н.М.Цыденова