Дело № 2-2455/2021
25RS0010-01-2021-003366-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 года г. Находка Приморского края
Мотивированное решение составлено 17 августа 2021 года (в порядке статьи 199, части 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Находкинский городской суд Приморского края в составе судьи Алексеева Д. А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Адамовой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вихарева Кирилла Константиновича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края об установлении факта нахождения на иждивении, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию,
при участии в судебном заседании:
от истца – Вихарева К. К. (паспорт),
от ответчика – явка представителя не обеспечена, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛ:
Вихарев К. К. обратился в суд с данным заявлением, в обоснование которого указал, что 21 декабря 2020 года умерла его мать Головкина Н. А., 23 декабря 2020 года – отец Вихарев К. В. В период жизни отца и матери заявитель обучался в высшем учебном заведении, не работал, находился на иждивении умерших. Истец 20 апреля 2021 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ по НГО ПК) с заявлениями о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью обоих родителей. Решением ГУ – УПФ РФ по НГО ПК от 04 мая 2021 года № 149351/21 истцу отказано в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что её назначение приведёт к уменьшению суммы материального обеспечения истца (так как размер социальной пенсии, рассчитанный в сумме 6 956 рублей 11 копеек, ниже размера страховой пенсии), назначена выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца в размере 7 112 рублей 85 копеек (в настоящее время с учетом индексации составляет 7 561 рублей).
Вместе с тем несовершеннолетнему брату истца ФИО11 ГУ – УПФ РФ по НГО ПК назначена и выплачивается социальная пенсия по случаю потери кормильца, размер которой в настоящее время составляет 13 912 рублей 30 копеек.
Учитывая, что истец признается нетрудоспособным членом семьи умерших в связи с обучением по очной форме по основной образовательной программе в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проживал совместно с умершими родителями и находился на их иждивении, истец считает, что размер подлежащей установлению и выплате ему социальной пенсии по случаю потери кормильца должен составлять 13 912 рублей 30 копеек по состоянию на дату подачи иска, в связи с чем просит установить факт нахождения на иждивении своих родителей Головкиной Н. А., Вихарева К. В., признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ по НГО ПК об отказе в установлении социальной пенсии, обязать ГУ – УПФ РФ по НГО ПК назначить социальную пенсию по случаю потери обоих родителей.
В судебном заседании истец требования поддержал.
ГУ – УПФ РФ по НГО ПК явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, ранее представило письменные возражения на заявление, согласно тексту которых возражает против заявленных требований, полагает, что оснований для признания заявителя находящимся на иждивении умершей матери не имеется, поскольку последняя не осуществляла трудовую деятельность. Также ГУ – УПФ РФ по НГО ПК представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ – УПФ РФ по НГО ПК
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, объяснений сторон усматривается, что 20 апреля 2021 года заявитель обратился в ГУ – УПФ РФ по Находкинскому городскому округу с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью его отца и матери.
Решением ГУ – УПФ РФ по Находкинскому городскому округу от 04 мая 2021 года № 149351/21 заявителю отказано в назначении социальной пенсии в связи с тем, что её назначение приведет к уменьшению суммы материального обеспечения Вихарева К. К. (размер социальной пенсии, рассчитанный в сумме 6 956 рублей 11 копеек, ниже размера страховой пенсии), назначена выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца в размере 7 112 рублей 85 копеек.
Вместе с тем несовершеннолетнему брату заявителя ФИО11 назначена и выплачивается социальная пенсия по случаю потери кормильца, размер которой в настоящее время составляет 13 912 рублей 30 копеек.
В соответствии со статьёй 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт нахождения на иждивении.
Согласно статьей 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих этот факт.
Статьёй 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
Страховая пенсия согласно статье 3 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях) представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Фиксированная выплата к страховой пенсии – обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о страховых пенсиях иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
При этом частью 2 статьи 10 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи признаются состоявшими на иждивении застрахованного лица, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Закона о страховых пенсиях).
Страховая часть пенсии рассчитывается из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента. Ребенку, потерявшему обоих родителей, ИПК определяется путем суммирования ИПК обоих родителей (части 3, 4 статьи 15 Закона страховых пенсиях).К страховой пенсии начисляется ежемесячная доплата в фиксированном размере, которая в 2021 году установлена в размере 6 044 рублей 48 копеек (7 253 рубля 38 копеек с учетом применения районного коэффициента «1,2» для территории проживания истца в Приморском крае).
Материалами дела, показаниями допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей ФИО13 подтверждается, что Вихарев К. К. в 2020 году поступил на очную форму обучения в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского» по направлению «<данные изъяты>», с 18 февраля 2021 года и по настоящее время является студентом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (филиал в г. Находка) по очной форме обучения по программе бакалавриата «<данные изъяты>», зачислен в порядке перевода, срок окончания обучения – 31 августа 2024 года.
При этом мать истца как до достижения истцом возраста 18 лет, так и позже, в том числе в период его обучения в учреждении высшего образования, работала в различных организациях на различных должностях, также принимала участие в содержании истца.
Учитывая, что истец признается нетрудоспособным членом семьи умерших в связи с обучением по очной форме по основной образовательной программе в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проживал совместно с умершими родителями и находился на их иждивении, решение от 04 мая 2021 года № 149351/21 об отказе в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца является незаконным, нарушает права и законные интересы Вихарева К. К.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 61 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (части 2-3 статьи 61 ГПК РФ).
Истцом суду представлены доказательства, подтверждающие то, что оказываемая умершими материальная помощь являлась для него постоянным и основным источником существования, и что истец находился на полном материальном обеспечении своих отца и матери.
Размер социальной пенсии детям старше 18 лет, обучающимся очно по основным образовательным программам в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими 23 лет, потерявшим обоих родителей, с 01 апреля 2021 года составляет 11 593 рублей 58 копеек в месяц (без учета районных коэффициентов) (подпункт 2.1 пункта 1, пункт 2 статьи 18, статья 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; пункты 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года № 443 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 г. социальных пенсий», пункты 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 270 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий»), пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2019 года № 271 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 г. социальных пенсий», пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий»).
С учетом районного коэффициента, установленного постановлением Администрации Приморского края от 08 мая 2013 года № 168-па «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края» для территории проживания истца в Приморском крае в размере «1,2», социальная пенсия для указанной категории получателей в Приморском крае составляет 13 913 рублей 30 копеек.
Таким образом, на момент обращения в ГУ – УПФ РФ по НГО ПК 20 апреля 2021 года за назначением пенсии истец, достигший возраста 18 лет, не работающий и представивший сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца в установленном порядке на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, до достижения возраста 23 лет, в том же размере, который установлен его несовершеннолетнему брату ФИО11
При таких обстоятельствах отказ пенсионного органа в назначении заявителю социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью обоих родителей является необоснованным, в связи с чем суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
В силу части 5 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
При этом, поскольку истцом заявлено требование о назначении пенсии с 20 апреля 2021 года, а оснований для выхода за пределы заявленных требований в части даты назначения пенсии не имеется, назначение пенсии должно быть осуществлено с 20 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 194-199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Установить факт нахождения Вихарева Кирилла Константиновича (<данные изъяты>) на иждивении родителей: матери Головкиной Натальи Андреевны (<данные изъяты>), отца Вихарева Константина Владимировича (<данные изъяты>).
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края от 04 мая 2021 года № 149351/21 об отказе в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ИНН: 2508056455; ОГРН: 1022500707162; место нахождения: 692918, Приморский край, г. Находка, ул. Дзержинского, д. 12) назначить Вихареву Кириллу Константиновичу социальную пенсию по случаю потери кормильца в связи со смертью матери Головкиной Натальи Андреевны, отца Вихарева Константина Владимировича с 20 апреля 2021 года на период его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в размере, установленном подпунктом 2.1 пункта 1, пунктом 2 статьи 18, статьёй 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года № 443 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 г. социальных пенсий», пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 270 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий»), пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2019 года № 271 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 г. социальных пенсий», пунктами 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», постановлением Администрации Приморского края от 08 мая 2013 года № 168-па «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья Д. А. Алексеев