Дело № 2-319/2022
УИД 42RS0038-01-2022-000421-39
Беловский районный суд Кемеровской области РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
|
г. Белово 08 июня 2022 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Рындина Н.Н.,
при секретаре Реммер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д. Г. о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
прокурор Беловского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д.Г. о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорной деятельности выявлен факт непринятия физическим лицом - Евдокимовым Д.Г. надлежащих мер к исполнению законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха. Установлено, что в марте текущего года в прокуратуру района поступило обращение Ф.И.О.1 по факту размещения угольного склада и сортировки угля по <адрес> В ходе проведения проверки установлено, что с декабря 2021 года по настоящее время Евдокимов Д.Г. использует часть земельных участков, расположенных по <адрес> на которых осуществляет деятельность по складированию, перегрузке и сортировке угля, при этом не осуществляя учет выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников по установленным типовым формам ПОД - 1, 2, что является нарушением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Расстояние до ближайшей жилой застройки <адрес> от границ промплощадки угольного склада ориентировочно 138 метров, до дома <адрес> - 270 метров. По классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», (п. 7.1., класс 2, п. 2, предприятие относится ко 2 классу (открытые склады и места перегрузки угля) с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 500 метров.
Проект санитарно-защитной зоны для предприятия не разработан, размер санитарно-защитной зоны не установлен - нарушение п. 2.1, 2.5, 3.1, 3.4, 3.12, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-О3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Не разработана программа производственного контроля и не организован производственный лабораторный и инструментальный контроль за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровнем физических факторов на границе санитарно-защитной зоны и территории жилой застройки в зоне влияния угольного склада - нарушение п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; ст. 11 абз. 1, 4; ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, на вышеуказанных земельных участках осуществляется деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По результатам выявленных нарушений прокурором района было возбуждено три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3, ч. 1 ст. 8.1, ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, рассмотрено, удовлетворено, административный штраф составил 100,00 рублей, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, также рассмотрено, удовлетворено, административный штраф составил 5 000,0 рублей, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ находится на рассмотрении.
Кроме того, прокурором района внесено представление главе Беловского муниципального округа, которое рассмотрено и удовлетворено.
До настоящего времени нарушения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха ответчиком Евдокимовым Д.Г. не устранены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а так же антропогенных объектов. Компонентами природной среды являются - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферным воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, юридических и физических, лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Федеральный закон № 96-ФЗ устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 96-ФЗ государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Нормы природоохранного законодательства, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха, подлежат безусловному соблюдению.
Кроме того, согласно статье 12 Федерального закона № 96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством: в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) организаций.
В соответствии с п. 3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Правила установления СЗЗ), решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; территориальные органы Роспотребнадзора - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.
Класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ).
Пунктом 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха на границе СЗЗ промышленных объектов и производств. Лабораторные исследования на границе СЗЗ, в зоне влияния предприятия осуществляются в соответствии с п.п. 2.4., 4.1. санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными 10.07.2001 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01), с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. Лабораторные исследования осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением аккредитованной лаборатории (п. 2.5. СП 1.1.1058-01).
В нарушение п.п. 2.4., 4.1 СП 1.1.1058-01 Евдокимовым Д.Г. не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границе СЗЗ вышеуказанных объектов.
Таким образом, в нарушение указанных норм законов Евдокимовым Д.Г. осуществляется хозяйственная деятельность по складированию, перегрузке и сортировке угля с нарушением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Размещение угольного склада и сортировки угля по <адрес> расстояние до ближайшей жилой застройки - <адрес> от границ промплощадки угольного склада ориентировочно 138 метров, до дома <адрес> - 270 метров, что является недопустимым, нарушает права жителей <адрес> на благоприятную среду, тем самым наносится вред их неимущественным правам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с целью обеспечения охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Прокурор просит запретить Евдокимову Д. Г., зарегистрированному по <адрес> осуществлять хозяйственную деятельность по размещению угольного склада и сортировки угля по <адрес>
В судебном заседании и.о. прокурора Беловского района Гриханова Н.О. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Евдокимов Д.Г. в судебном заседании иск о запрещении деятельности по размещению угольного склада и сортировки угля, признал, представил суду заявление, в котором исковые требования признает в полном объеме. Пояснил, что деятельность по сортировке угля и организации угольного склада на земельном участке по <адрес>, он фактически уже прекратил.
Третье лицо – представитель администрации Беловского муниципального округа Карасева Е.Е., действующая по доверенности № от 18.01.2022, исковые требования прокурора поддержала, просит иск удовлетворить.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд, исходя из того, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает чьих- либо законных прав и интересов, считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ имеются основания для принятия судом признания ответчиком иска и удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д. Г. о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Запретить Евдокимову Д. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, осуществлять хозяйственную деятельность по размещению угольного склада и сортировки угля по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2022.
Судья: Н.Н. Рындина.