Решение по делу № 2-319/2022 от 17.05.2022

Дело № 2-319/2022

УИД 42RS0038-01-2022-000421-39

Беловский районный суд Кемеровской области

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Белово 08 июня 2022 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Рындина Н.Н.,

при секретаре Реммер А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д. Г. о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ,

установил:

прокурор Беловского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д.Г. о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорной деятельности выявлен факт непринятия физическим лицом - Евдокимовым Д.Г. надлежащих мер к исполнению законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха. Установлено, что в марте текущего года в прокуратуру района поступило обращение Ф.И.О.1 по факту размещения угольного склада и сортировки угля по <адрес> В ходе проведения проверки установлено, что с декабря 2021 года по настоящее время Евдокимов Д.Г. использует часть земельных участков, расположенных по <адрес> на которых осуществляет деятельность по складированию, перегрузке и сортировке угля, при этом не осуществляя учет выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников по установленным типовым формам ПОД - 1, 2, что является нарушением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Расстояние до ближайшей жилой застройки <адрес> от границ промплощадки угольного склада ориентировочно 138 метров, до дома <адрес> - 270 метров. По классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», (п. 7.1., класс 2, п. 2, предприятие относится ко 2 классу (открытые склады и места перегрузки угля) с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 500 метров.

Проект санитарно-защитной зоны для предприятия не разработан, размер санитарно-защитной зоны не установлен - нарушение п. 2.1, 2.5, 3.1, 3.4, 3.12, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-О3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и
проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Не разработана программа производственного контроля и не организован производственный лабораторный и инструментальный контроль за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровнем физических факторов на границе санитарно-защитной зоны и территории жилой застройки в зоне влияния угольного склада - нарушение п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; ст. 11 абз. 1, 4; ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

Таким образом, на вышеуказанных земельных участках осуществляется деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По результатам выявленных нарушений прокурором района было возбуждено три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3, ч. 1 ст. 8.1, ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, рассмотрено, удовлетворено, административный штраф составил 100,00 рублей, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, также рассмотрено, удовлетворено, административный штраф составил 5 000,0 рублей, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ находится на рассмотрении.

Кроме того, прокурором района внесено представление главе Беловского муниципального округа, которое рассмотрено и удовлетворено.

До настоящего времени нарушения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха ответчиком Евдокимовым Д.Г. не устранены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а так же антропогенных объектов. Компонентами природной среды являются - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферным воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, юридических и физических, лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Федеральный закон № 96-ФЗ устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 96-ФЗ государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нормы природоохранного законодательства, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха, подлежат безусловному соблюдению.

Кроме того, согласно статье 12 Федерального закона № 96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством: в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) организаций.

В соответствии с п. 3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Правила установления СЗЗ), решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; территориальные органы Роспотребнадзора - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.

Класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ).

Пунктом 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха на границе СЗЗ промышленных объектов и производств. Лабораторные исследования на границе СЗЗ, в зоне влияния предприятия осуществляются в соответствии с п.п. 2.4., 4.1. санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными 10.07.2001 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01), с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. Лабораторные исследования осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением аккредитованной лаборатории (п. 2.5. СП 1.1.1058-01).

В нарушение п.п. 2.4., 4.1 СП 1.1.1058-01 Евдокимовым Д.Г. не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границе СЗЗ вышеуказанных объектов.

Таким образом, в нарушение указанных норм законов Евдокимовым Д.Г. осуществляется хозяйственная деятельность по складированию, перегрузке и сортировке угля с нарушением экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Размещение угольного склада и сортировки угля по <адрес> расстояние до ближайшей жилой застройки - <адрес> от границ промплощадки угольного склада ориентировочно 138 метров, до дома <адрес> - 270 метров, что является недопустимым, нарушает права жителей <адрес> на благоприятную среду, тем самым наносится вред их неимущественным правам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.

Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с целью обеспечения охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Прокурор просит запретить Евдокимову Д. Г., зарегистрированному по <адрес> осуществлять хозяйственную деятельность по размещению угольного склада и сортировки угля по <адрес>

В судебном заседании и.о. прокурора Беловского района Гриханова Н.О. поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Евдокимов Д.Г. в судебном заседании иск о запрещении деятельности по размещению угольного склада и сортировки угля, признал, представил суду заявление, в котором исковые требования признает в полном объеме. Пояснил, что деятельность по сортировке угля и организации угольного склада на земельном участке по <адрес>, он фактически уже прекратил.

Третье лицо – представитель администрации Беловского муниципального округа Карасева Е.Е., действующая по доверенности от 18.01.2022, исковые требования прокурора поддержала, просит иск удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд, исходя из того, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает чьих- либо законных прав и интересов, считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ имеются основания для принятия судом признания ответчиком иска и удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Беловского района Кемеровской области, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Евдокимову Д. Г. о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Запретить Евдокимову Д. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, осуществлять хозяйственную деятельность по размещению угольного склада и сортировки угля по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2022.

Судья: Н.Н. Рындина.




2-319/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Беловского района
Ответчики
Евдокимов Дмитрий Геннадьевич
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориальный отдел в городе Белово и Беловском районе
Администрация Беловского муниципального округа
Суд
Беловский районный суд Кемеровской области
Судья
Рындина Н.Н.
Дело на сайте суда
belovsky.kmr.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Подготовка дела (собеседование)
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022Дело оформлено
13.07.2022Дело передано в архив
08.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее