Дело № 2-362/2015 (№ 2-6272/2014)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2014 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Лагуновой В.И.,
с участием помощника прокурора Мартьяновой Л.И.,
представителя ответчика МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова Клюкиной А.И.,
представителя ответчика Департамента образования администрации г.Кирова Зубаревой Ю.В.,
представителя Отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Кировской области Смертина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова, администрации муниципального образования «Город Киров», Финансовому управлению администрации г.Кирова, Департаменту образования администрации г.Кирова о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, финансировании указанных мероприятий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова, администрации муниципального образования «Город Киров», департаменту финансов администрации г.Кирова, департаменту образования администрации г.Кирова о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, финансировании указанных мероприятий. В обоснование иска указано, что прокуратурой района совместно с Отделом надзорной деятельности г.Кирова проведена проверка исполнения требований противопожарной безопасности в здании МКДОУ № 165, расположенном по адресу: г. Киров, ул. Е. Кочкиной, д. 6/2. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» МКДОУ № 165 не приведены в соответствие требованиям нормативных документов три наружных металлических лестницы для эвакуации со 2-го этажа с южной стороны здания: металлические эвакуационные лестницы 3-го типа из групп на втором этаже установлены менее чем 1 м от оконных проемов (по факту установлены вплотную); глубина горизонтальных входных площадок перед наружной дверью (эвакуационным выходом) на лестницы менее 1,5 ширины полотна наружной двери; ширина поступей лестниц - 0,15 - 0,18 м (должна быть не менее чем на 0,2 м), число подъемов в одномаршевых лестницах не допускается более 18 (по факту от 19 до 20 подъемов), отсутствуют промежуточные площадки в прямых маршах лестницы длинной не менее 1м. высота ступени - более 0,26 м (должна быть 0, 22 м), ширина лестниц - 0,77 м (должна быть 0,8 м). Указанное грубо нарушает требования Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, лишает возможности создания в МКДОУ № 165 условий, гарантирующих право на защиту жизни и здоровья, потребителей, лиц находящихся в центре, и работников учреждения. В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2013 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично. В соответствии со ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивает правосудием. Просит суд обязать Департамент финансов администрации г. Кирова выделить денежные средства департаменту образования города Кирова в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» города Кирова для проведения работ по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп №№ 9, 10, 11, обязать Департамент образования города Кирова профинансировать деятельность МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» города Кирова для проведения работ по проведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп №№ 9, 10, 11, обязать МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» города Кирова выполнить работы по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп №№ 9, 10, 11.
В судебном заседании помощник прокурора Мартьянова Л.И. изложенное в иске поддержала, на удовлетворении исковых требований настаивает. Дополнительно пояснила, что функции финансирования департаменту образования города Кирова осуществляет финансовое управление администрации г. Кирова.
Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова – заведующая детским садом Клюкина А.И. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна. Подтвердила, что в настоящее время в детском саду не приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности три лестницы – эвакуационные выходы из групп №№ 9, 10, 11. Она обращалась с письмами в департамент образования администрации г.Кирова о выделении денежных средств на замену лестниц в 2012, 2013, 2014 годах, но денежные средства выделены не были. В 2014 году детскому саду было выделено 192 тыс. руб. на выполнение предписаний Роспотребнадзора и ОНД. Между тем, одна лестница по смете стоит 260 тыс. руб., поэтому денежных средств не хватило. На замену трех лестниц требуется около 800 тыс. руб.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г.Кирова по доверенности Зубарева Ю.В. с иском не согласна, пояснив, что бюджетная смета на 2015 год утверждена, в связи с чем выделение денежных средств возможно при условии дополнительного финансирования со стороны администрации МО «Город Киров» в лице финансового управления.
Ответчик Муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности Аронсон М.И. просил об отложении судебного заседания на более позднюю дату, в связи с занятостью специалистов правового департамента в других судебных процессах. Вместе с тем, суд полагает, что указанные представителем ответчика причины неявки не являются уважительными, в нарушение ст. 167 ГПК РФ доказательств невозможности обеспечения явки в судебное заседание иного представителя суду не представлено. В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Представитель ответчика Финансового управления администрации г.Кирова, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, отзыв на исковое заявление не представил, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявлял, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Кировской области по доверенности Смертин Д.С. исковые требования поддержал, считает их подлежащими удовлетворению.
Суд, с учетом мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Жизнь и здоровье граждан Российской Федерации являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 21 ГК РФ).
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Статьей 34 этого же Закона закреплено право учащихся на охрану жизни и здоровья.
Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» определены обязанности организаций в области пожарной безопасности, в соответствии с которыми организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» города Кирова является муниципальным гражданским светским некоммерческим дошкольным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушения развития детей. Учредителем МКДОУ является муниципальное образование «Город Киров», функции и полномочия которого выполняет администрация города Кирова. При этом функции и полномочия учредителя в области финансового обеспечения и развития МКДОУ осуществляет управление образования администрации г.Кирова (п.п. 1.1, 1.15 Устава учреждения).
Из письменных материалов дела усматривается, что в отношении МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова неоднократно выносились предписания по устранению требований пожарной безопасности, последнее – предписание № 1397/1/1 ОНД Ленинского района г.Кирова ГУ МЧС России по Кировской области от 31.10.2013 года, срок исполнения которого истек 01.10.2014 года.
Прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с Отделом надзорной деятельности г. Кирова управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Кировской области проведена проверка исполнения требований противопожарной безопасности в здании МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова.
В результате проверки установлено, что МКДОУ не выполнен в установленный срок пункт № 1 вышеуказанного предписания, а именно: не приведены в соответствие требованиям нормативных документов три наружных металлических лестницы для эвакуации со 2-го этажа с южной стороны здания, из групп № № 9, 10, 11:
- металлические эвакуационные лестницы 3-го типа из групп на втором этаже установлены менее чем на 1 метр от оконных проемов (по факту установлены вплотную);
- глубина горизонтальных входных площадок перед наружной дверью (эвакуационным выходом) на лестницы менее 1,5 ширины полотна наружной двери;
- ширина поступей лестниц менее чем 0,2 м (по факту: группа № 9 – 0,18 м, группа № 11 – 1,19 м);
- число подъемов в одномаршевых лестницах не допускается более 18 (по факту: группа № 9 – 21 подъем, группа № 10 – 20 подъемов, группа № 11 – 20 подъемов);
- отсутствуют промежуточные площадки в прямых маршах лестницы длинной не менее 1 м.,
чем нарушаются п.6.29;6.30*;6.31* СНиП 21-01-97*; ст.53, ч.1 ст. 89 № 123-ФЗ, п.п. 4.4.2, 4.4.3, 5.2.1, 5.2.3, 5.2.6, 5.2.15, 5.2.16 СП 1.13130.2009.
Указанное свидетельствует о нарушении МКДОУ № 165 требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и отсутствии в данном учреждении условий, гарантирующих в полной мере право на защиту жизни и здоровья детей, их родителей и сотрудников учреждения.
Поскольку здание детского сада находится в оперативном управлении МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г. Кирова (пункт 5.12 Устава), следовательно, прокурор Ленинского района г.Кирова правомерно и обоснованно заявляет требование о возложении на МКДОУ обязанности по выполнению работ по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп № № 9, 10, 11.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» города Кирова является казенным учреждением, а следовательно, устранение выявленных нарушений требований законодательства по противопожарной безопасности возможно при наличии соответствующего финансирования из муниципального бюджета.
Согласно п. 5.1 Устава учреждения финансовое обеспечение деятельности МКДОУ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» на основании бюджетной сметы.
Материалами дела подтверждается, что лицом, ответственным за пожарную безопасность в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова – заведующей детским садом Клюкиной А.И. -предпринимались необходимые меры для выполнения предписания ОНД Ленинского района г.Кирова ГУ МЧС России по Кировской области, она неоднократно обращалась в Управление образования администрации г.Кирова, Департамент образования администрации г.Кирова по вопросу выделения денежных средств для приведения в соответствие требованиям нормативных документов трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа с южной стороны здания.
Между тем, как установлено в судебном заседании, денежные средства для выполнения указанных работ в необходимом размере МКДОУ не выделялись.
Так, согласно бюджетной смете на 2014 год МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова выделено 165 000 руб. на выполнение предписаний отделов надзорной деятельности (ОНД) г.Кирова ГУ МЧС (монтаж водонагревателей), денежных средств на замену наружных металлических лестниц не выделялось.
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Функции главного распорядителя средств бюджета муниципального образования «Город Киров» и главного администратора доходов местного бюджета в отношении подведомственных образовательных учреждений выполняет департамент образования администрации города Кирова (п. 3.3.1 Положения о департаменте образования администрации города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 21.12.2012 № 9/14).
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Таким образом, на Департамент образования администрации города Кирова возложена обязанность по финансированию МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова, в том числе в части выделения денежных средств на приведение имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
В свою очередь функции по составлению проекта бюджета муниципального образования «Город Киров» на очередной финансовый год и плановый период, организации исполнения бюджета в силу п. 2.1, 2.2 Положения о финансовом управлении администрации города Кирова, утвержденного Решением Кировской городской Думы от 27.06.2014 №27/1, осуществляет Финансовое управление администрации г. Кирова, в связи с чем суд считает необходимым обязать Финансовое управление администрации г.Кирова выделить денежные средства Департаменту образования администрации г.Кирова для предоставления МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова для проведения работ по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп № № 9, 10, 11.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района г.Кирова удовлетворить.
Обязать Финансовое управление администрации г.Кирова выделить денежные средства Департаменту образования администрации г.Кирова для предоставления МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова для проведения работ по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп № № 9, 10, 11.
Обязать Департамент образования администрации г.Кирова осуществить финансирование МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова для проведения работ по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп № № 9, 10, 11.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 165» г.Кирова выполнить работы по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности трех наружных металлических лестниц для эвакуации со 2-го этажа из групп № № 9, 10, 11.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2014 года.
Судья Е.А. Степанова