Мотивированное решение составлено 19 августа 2019 года
РЕШЕНРР•РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Екатеринбург 12 августа 2019 года
РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Головой Р®.Р’., РїСЂРё секретаре РљРѕСЂРѕРІРёРЅРѕР№ Р®.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° ***9 Рє РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга, начальнику РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Гроцкому Николаю Герасимовичу Рѕ признании незаконным ответа,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р’РѕСЂРѕРЅСЋРє Рњ.РЎ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє заместителю начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбург Козловой Рќ.Р®. Рѕ признании незаконным ответа. Р’ обоснование СЃРІРѕРёС… требований административный истец указал, что 11.03.2019 обратился РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга СЃ заявлением Рѕ проверке законности Рё обоснованности неисчисления его РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога Р·Р° 2018 налоговым агентом ФГУП «Уральский электромеханический завод» (далее - ФГУП «УРРњР—В») Рё, следовательно, предоставление справки 2-НДФЛ РѕР± обязанности административного истца РїРѕ самостоятельной уплате неисчисленного налога РІ размере 32519 СЂСѓР±. Согласно ответу в„– 10-15/09234 РѕС‚ 10.04.2019 РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга РІ действиях ФГУП «УРРњР—В» РїРѕ неисчислению налога административного истца Р·Р° 2018 нарушение действующего законодательства РЅРµ нашла. РџРёСЃСЊРјРѕРј УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 30.04.2019 в„– 04-39/14593 ответ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга оставлен без изменений. Рстец СЃ указанным ответом РЅРµ согласен, указывает, что решением РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Рі. Екатеринбурга РїРѕ делу в„– 2-6830/2018 РѕС‚ 25.12.2018 признано незаконным бездействие ФГУП «УРРњР—В» РІ неисполнении решения СЃСѓРґР° РѕС‚ 03.05.2018 РїРѕ делу в„– 2-2303/2018 РІ части неоплаты административному истцу вынужденного прогула СЃ удержанием РїСЂРё этом всех предусмотренных законом налогов. Также РІ оспариваемом ответе имеется противоречие СЃ решением СЃСѓРґР° в„– 2-6830/2018 РІ части неисполнения решения СЃСѓРґР° в„– 2-2303/2018 ФГУП «УРРњР—В» РёР·-Р·Р° реализации права РЅР° кассационное обжалование, что также было признано РЅРµ имеющим правового значения. Решение в„– 2-6830/2018 административным ответчиком РІРѕ внимание РЅРµ принято, РІ результате чего административный ответчик РЅРµ усмотрел обязанности ФГУП «УРРњР—В» РїРѕ оплате РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° Рњ.РЎ. РІ течение суток после оплаты вынужденного прогула РїРѕ решению СЃСѓРґР° РїРѕ делу в„– 2-2303/2018, начиная СЃ 06.09.2018 РїРѕ 16.10.2018, то есть РїРѕ дату принудительного взыскания денежной СЃСѓРјРјС‹ РІ рамках исполнительного производства. РќР° основании вышеизложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным решение административного ответчика в„– 10-75/09234 РѕС‚ 10.04.2019.
Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки Рє судебному разбирательству определением СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ 12.07.2019 Рє участию РІ деле РІ качестве административного ответчика привлечена РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга.
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 31.07.2019 произведена замена стороны административного ответчика РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации: заместитель начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Козлова Р®.Рќ. заменена РЅР° начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Гроцкого Николая Герасимовича, поскольку приказом в„– 08-08/425 РѕС‚ 03.07.2019 служебный контракт СЃ заместителем начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбургу Козловой Рќ.Р®. расторгнут. Р’ настоящее время согласно пояснениям представителя административного ответчика РІ судебном заседании РЅР° указанную должность РёРЅРѕРµ лицо РЅРµ назначено. Против процессуального правопреемства административный истец РІ судебном заседании РЅРµ возражал.
Административный истец Воронюк М.С. в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержал, просил суд административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Лисицын Р’.Рђ. представил письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, согласно которому обязанность РїРѕ уплате НДФЛ РІ силу положений пункта 1 статьи 207, пунктов 5, 9 статьи 226 Рё пунктов 1, 6 статьи 228 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации сохраняется Р·Р° административным истцом Рё предъявляется Рє уплате РЅР° основании уведомления налогового органа. Позиция, изложенная РІ РїРёСЃСЊРјРµ в„– 10-15/09234 РѕС‚ 10.04.2019, Р° также РІ РїРёСЃСЊРјРµ УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 30.04.2019 Рѕ наличии Сѓ налогоплательщика соответствующей обязанности является законной Рё обоснованной. Р’ указанных письмах разъясняется РїРѕСЂСЏРґРѕРє уплаты налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц Рё наличие таковой обязанности, следовательно, налоговым органом права административного истца РЅРµ нарушены. РќР° основании изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении административных исковых требований.
Р’ судебном заседании представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Лисицын Р’.Рђ. административные исковые требования РЅРµ признал, поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ отзыва.
Административный ответчик начальник РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Гроцкий Рќ.Р“. РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ СЃРІРѕРµ отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, а также то, что по настоящему делу явка лиц, участвующих в деле, признана необязательной, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения права, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением. Соблюдение требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам подлежит доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу статьи 9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 3 статьи 5 Закона об обращениях получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
Согласно статье 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 3 статьи 10 Закона об обращениях ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закон об обращениях письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует РёР· материалов дела, 11.03.2019 Р’РѕСЂРѕРЅСЋРє Рњ.РЎ. обратился РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга СЃ заявлением, РІ котором РѕРЅ указал, что решением РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Рі. Екатеринбурга РѕС‚ 03.05.2018 РїРѕ делу в„– 2-2303/2018 обязанность РїРѕ исчислению налогов возлагалась РЅР° налогового агента ФГУП «УРРњР—В» СЃ выплатой ему СЃСѓРјРјС‹. Неисполнение ФГУП «УРРњР—В» решения СЃСѓРґР° РґРѕ принудительного взыскания СЃСѓРјРјС‹ привело Рє невозможности исчисления его налогов Рё, следовательно, уведомлению РѕР± этом налоговых органов. Неисполнение судебного решения РїРѕ делу в„– 2-2303/2018 признано незаконным решением РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° РїРѕ делу в„– 2-6830/2018. Уведомление Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° Рњ.РЎ. Рѕ необходимости самостоятельной уплаты РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога является нарушением налогового законодательства, так как РїРѕ решению СЃСѓРґР° это должен был сделать налоговый агент, Р° РЅРµ налогоплательщик. Р’РѕСЂРѕРЅСЋРє Рњ.РЎ. полагает, что имеется бездействие ФГУП «УРРњР—В» РїРѕ неисчислению ему РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога, предъявлению ошибочной налоговой отчетности.
Согласно ответу РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга в„– 10-15/09234 РѕС‚ 10.04.2019, подписанному заместителем начальника Козловой Р®.Рќ., ФГУП «УРРњР—В» РЅР° основании пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации представлена справка РїРѕ форме 2-НДФЛ Р·Р° 2018 СЃ СЃСѓРјРјРѕР№ неудержанного налога РІ размере 32519 СЂСѓР±. РџСЂРё невозможности налогового агента исчислить Рё удержать налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц, данная обязанность РІ соответствии СЃ подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации возлагается РЅР° физических лиц. РЎСЂРѕРє уплаты налога - РЅРµ позднее 1 декабря РіРѕРґР°, следующего Р·Р° истекшим налоговым периодом РЅР° основании налогового уведомления. Решением РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° Рі. Екатеринбурга РѕС‚ 03.05.2018, СЃ учетом Апелляционного определения Судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Свердловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 23.08.2018, СЃ ФГУП «УРРњР—В», РІ числе прочего, взыскан РІ пользу Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° Рњ.РЎ. средний заработок Р·Р° время вынужденного прогула РІ размере 250147,99 СЂСѓР±. Налоговый агент был вызван для дачи объяснений, РіРґРµ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что СЃ вынесенными судебными актами РЅРµ согласен, воспользовался правом кассационного обжалования. РџРѕ фактам, изложенными РІ заявлении административного истца, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга РЅРµ установлено налоговых правонарушений, Р·Р° совершение которых ФГУП «УРРњР—В» подлежало Р±С‹ привлечению Рє административной ответственности.
Аналогичная позиция изложена в ответе УФНС России по Свердловской области № 04-39/14593@ от 30.04.2019 на обращение административного истца от 12.04.2019.
Таким образом, ответом РЅР° обращение Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° Рњ.РЎ. РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга даны заявителю разъяснения относительно РїРѕСЂСЏРґРєР° удержания налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц Рё СЃСЂРѕРєРѕРІ РёС… уплаты. Доводы Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° Рњ.РЎ. Рѕ допущенном бездействии РїРѕ неисчислении налога ФГУП «УРРњР—В» проверены, оснований для привлечения Рє ответственности Р·Р° нарушение налогового правонарушения ФГУП «УРРњР—В» РЅРµ установлено.
Таким образом, административным ответчиком даны ответы на постановленные административным истцом в заявлении вопросы, следовательно, обращение административного истца рассмотрено по существу налоговым органом в установленный срок в пределах своей компетенции, подписано уполномоченным лицом, направлено в адрес Воронюка М.С.
Несогласие административного истца с содержанием ответа не влечет признание его незаконным.
Кроме того, в соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения права, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением.
Ответом РФНС Р РѕСЃСЃРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга в„– 10-15/09234 РѕС‚ 10.04.2019 РЅР° административного истца РЅРµ возлагается оспариваемая РёРј обязанность РїРѕ оплате налога, Р° лишь представлены разъяснения положений закона Рё ссылки РЅР° обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления налоговым органом соответствующего требования.
Таким образом, оспариваемым ответом права административного истца не оспариваются, какие-либо обязанности не возлагаются, препятствия к осуществлению прав на созданы, доказательств обратного суду не представлено.
РџСЂРё таких обстоятельствах, СЃСѓРґ РЅРµ усматривает оснований для признания незаконным ответа РЅР° обращение РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга в„– 10-15/09234 РѕС‚ 10.04.2019.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административные исковые требования Р’РѕСЂРѕРЅСЋРєР° ***10 Рє РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга, начальнику РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Рі. Екатеринбурга Гроцкому Николаю Герасимовичу признании незаконным ответа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Голова