91RS0№-42
дело № 2-814/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 мая 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца – ФИО7, представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
13.02.2023 ФИО2 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила: признать решение ответчика об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости от 10.01.2023 незаконным; возложить обязанность на ответчика включить в трудовой стаж следующие периоды: с 22.09.1976 по 11.01.1982 период работы в УГПИ «Тяжпромэлектропроект»; с 24.05.1997 по 27.10.1997 период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; период учебы в Харьковском институте радиоэлектроники» с 1969 по 1974 год; период работы с 29.12.1973 по 01.07.1974 на полставки в должности инженера Конструкторского бюро Электроприборостроения; с 28.10.1997 по 03.12.1997 - период повышения квалификации в Межгосударственном институте повышения квалификации кадров при ХДПУ; с 27.09.1999 по 26.04.2000 - период работы в ЗОШ № 123 в качестве секретаря; с 04.08.2000 по 05.10.2000 - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 06.10.2000 по 20.09.2002 - период работы в качестве специалиста по работе с копировально-множительной и электронной техникой в Харьковском музыкальном училище им. Б.М. Лятошинского; с 01.10.2002 по 09.10.2002 период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 10.10.2002 по 13.11.2002 - период повышения квалификации в ФПК по курсу организация малого бизнеса в Харьковском государственном техническом университете сельского хозяйства с 14.11.2002 по 19.11.2002 - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 23.04.2003 по 31.12.2008 - период работы в Товариществе с ограниченной ответственностью научно-технический центр автоматизации газоизмерений; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить мне страховую пенсию по старости с момента моего обращения, то есть с 26.10.2022; взыскать с Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в мою пользу в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей
В обоснование искового заявления, ФИО2 указывала на то, что она является гражданкой Украины и с 2007 года получала пенсию по старости на территории Украины, с 2022, в связи со сложившейся политической обстановкой, она вынуждена была переехать в Российскую Федерацию, что подтверждается видом на жительство иностранного гражданина от 19.09.2022. 26.10.2022 она обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Республике Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии ей было отказано, поскольку ей недостаточно ИПК.
В страховой стаж не были включены вышеуказанные периоды работы.
С указанным решением пенсионного органа ФИО2 не согласна, так как для подтверждения страхового стажа ею была представлена трудовая книжка, записи которой подтверждают ее трудовую деятельность с 1969 года по 2008 год на территории Украины.
При этом, по мнению истца, включение вышеперечисленных спорных периодов работы повлечет увеличение ИПК, что будет достаточным для назначения ей пенсии.
В судебном заседании представитель истца – ФИО7, поддержала заявленный иск, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
При этом, трудовой стаж имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16) на территории Российской Федерации при надлежащем подтверждении периодов работ с 01.01.1991 компетентными органами этих государств.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.)
С учетом Переходных положений, предусмотренных ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости женщинам, достигшим в 2022 году возраста 56,5 лет, устанавливается при наличии страхового стажа не менее 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В пункте 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
Из указанного не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными приказом Министерства труда России № 546н от 05.08.2021, урегулирована процедура рассмотрения заявления об установлении страховой пенсии.
Пунктом 18 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является гражданкой Украины. С 11.10.2022 истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила вид на жительство иностранного гражданина 83 № (л.д. 17). С 28.04.2022 зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 20).
13.02.2023 ФИО2 получила паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 111).
26.10.2022 ФИО2 обратилась в ГУ-ОПФР РФ по Республике Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 10.01.20203, пенсионным органом истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого размера ИПК, на указанную дату стаж составляет 14 лет 11 месяца 3 дня, величина ИПК 23,315, что меньше требуемой величины ИПК для определения права на страховую пенсию по старости в 2022 году.
При этом, в страховой стаж ФИО2 не включены следующие периоды работы: 22.09.1976 по 11.01.1982 период работы в УГПИ «Тяжпромэлектропроект»; с 24.05.1997 по 27.10.1997, период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; период учебы в Харьковском институте радиоэлектроники» с 1969 по 1974 год; период работы с 29.12.1973 по 01.07.1974 на полставки в должности инженера Конструкторского бюро Электроприборостроения; пенсионным органом не принята во внимание вкладыш в трудовую книжку, в котором имеются записи о трудовом стаже: с 28.10.1997 по 03.12.1997 - период повышения квалификации в Межгосударственном институте повышения квалификации кадров при ХДПУ; с 27.09.1999 по 26.04.2000 - период работы в ЗОШ № 123 в качестве секретаря; с 04.08.2000 по 05.10.2000 - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 06.10.2000 по 20.09.2002 - период работы в качестве специалиста по работе с копировально-множительной и электронной техникой в Харьковском музыкальном училище им. Б.М. Лятошинского; с 01.10.2002 по 09.10.2002 период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 10.10.2002 по 13.11.2002 - период повышения квалификации в ФПК по курсу организация малого бизнеса в Харьковском государственном техническом университете сельского хозяйства с 14.11.2002 по 19.11.2002 - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 23.04.2003 по 31.12.2008 - период работы в Товариществе с ограниченной ответственностью научно-технический центр автоматизации газоизмерений.
В подтверждение страхового стажа за спорные периоды истцом представлена: трудовая книжка без номера, заполненная 11.01.1974, на имя ФИО2, вкладыш в трудовую книжку БТ-1 № 2552530, дата заполнения 28.10.1997.
При этом, судом установлено, что пенсионный орган направил в компетентные органы Украины запросы о проверке фактов работы за указанные периоды и подтверждении стажа работы истца ФИО2 (л.д. 90), однако на момент подачи искового заявления в суд и рассмотрения дела по существу, подтверждающие документы представлены не были.
На основании указанных документов, суд приходит к выводу о возможности включить в страховой стаж истца периоды работы: 22.09.1976 по 11.01.1982 период работы в УГПИ «Тяжпромэлектропроект»; с 24.05.1997 по 27.10.1997, период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков.
Тот факт, что работа УГПИ «Тяжпромэлектропроект» не подлежит включению в стаж, поскольку имеется исправление в дате увольнения, а также запись об увольнении заверена печатью с нечетким оттиском, в котором наименование предприятия не читается, не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, поскольку исправление в дате увольнение является очевидной технической ошибкой (опиской) работодателя при заполнении трудовой книжки.
При этом, сама по себе ссылка стороны ответчика на нечитаемые оттиски печати в трудовой книжке, также не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение при наличии иных подтвержденных сведений о его стаже.
Как ровно и то, что период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков, должна подтверждаться справкой службы занятости, поскольку указанный период отражен в трудовой книжке истца, а поскольку с 24.02.2022 на территории Украины и на проводится специальная военная операция предоставить соответствующие справки, она не имеет возможности по объективным причинам.
В своем исковом заявлении истец просит включить в трудовой стаж период обучения истца в Харьковском институте радиоэлектроники с 1969 по 1974 год.
В указанный период регулирование отношений и назначение пенсии являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Пунктом 109 Постановления, которым было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт "и").
При этом, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».
Как следует из материалов дела, истец обучалась в Харьковском институте радиоэлектроники с 1969 по 1974 год.
В трудовой книжке имеется первая запись: 29.12.1973 зачислена на полставки инженера на период производственной практики Конструкторского бюро Электроприборостроения.
С учетом изложенного, поскольку период работы в Конструкторском бюро Электроприборостроения - не предшествует периодам обучения истца в Харьковском институте радиоэлектроники, суд приходит к выводу об отсутствия оснований для включения указанного периода в страховой стаж истца.
При этом, поскольку одновременно с обучением истец трудоустроилась в указанное бюро и работала там с 29.12.1973 по 01.07.1974 на полставки в должности инженера, данный период в подсчет стажа должен быть включен как период работы в трудовой стаж истца.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, подтвердила, что период работы истца с 29.12.1973 по 01.07.1974 на полставки в должности инженера Конструкторского бюро Электроприборостроения в страховой стаж включен не был, хоть и не отражен в оспариваемом решении как не учтенный.
Ответчик также не принял во внимание к рассмотрению вкладыш в трудовую книжку истца серии БТ-1 № 25522530, поскольку согласно данных ФГУП «Госзнак» Министерства финансов РФ бланк изделия «Украинская ССР вкладыши в трудовые книжки» вкладыш в трудовую книжку серии БТ-1 не печатали, а также вкладыш оформлен учебным заведением в котором истец не обучалась и ее дата рождения не указана, указан только год - 1952.
Образцы трудовой книжки и вкладыша к ней были утверждены Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 06.09.1973 года № 656, которым были применены первые защитные нюансы - трудовой книжке были присвоены серия и номер.
Из трудовой книжки истца следует, что на ней имеется штамп о выдаче вкладыша БТ-1 № 2552530, вкладыш к трудовой книжке выдан в 1992 году (л.д. 28), дата заполнения вкладыша 28.10.1997. Согласно вышеуказанному Постановлению Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 для союзных республик выпускались двуязычные серии трудовых книжек. Серии трудовых книжек в каждой союзной республике были свои, серия БТ – Украинская ССР. Трудовые книжки серии БТ-II выпускались для Украинской ССР в период с 1986 года по 1991 год.
Трудовые книжки старого образца применяются наравне с более поздними бланками, никакой обмен на новые книжки не требуется (п. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 года N 225.
Во вкладыше в трудовую книжку имеется первая запись Межгосударственного института повышения квалификации кадров при ХДПУ, этим же институтом проставлена и печать на вкладыше в трудовую.
Отсутствие полной даты рождения истца во вкладыше не опровергает и не вызывает сомнения в достоверности содержащейся в ней информации и относимости этой информации к ФИО2, поскольку следует из совокупности имеющихся сведений.
На основании указанных документов, суд приходит к выводу о возможности включить в страховой стаж истца периоды работы, указанные во вкладыше к трудовой книжке: с 28.10.1997 по 03.12.1997 - период повышения квалификации в Межгосударственном институте повышения квалификации кадров при ХДПУ; с 27.09.1999 по 26.04.2000 - период работы в ЗОШ № 123 в качестве секретаря; с 04.08.2000 по 05.10.2000 - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков; с 06.10.2000 по 31.12.2001 - период работы в качестве специалиста по работе с копировально-множительной и электронной техникой в Харьковском музыкальном училище им. Б.М. Лятошинского, учитывая, что периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение, однако данных об уплате страховых взносов в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам представителя ответчика, данные спорные периоды работы истца ФИО2 оформлены записями в трудовой книжке надлежащим образом, изложены последовательно, записаны под номерами, содержат сведения о приеме на работу и увольнении со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ и полную трудовую занятость.
То есть, истцом представлен документ, предусмотренный п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, подтверждающий периоды работы истца на территории Украины в целях включения данных периодов в страховой стаж.
Доказательств, свидетельствующих о подложности трудовой книжки, вкладыша к трудовой книжки не имеется.
Тот факт, что записи в трудовой книжке истца о работе на территории Украины не подтверждены документами компетентных органов данного государства и отсутствуют ответы на запросы пенсионного органа, не может являться основанием для ущемления пенсионных прав истца, так как имеются существенные препятствия в получении соответствующих сведений из организаций, находящихся на Украины.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении исковых требований истца.
Поскольку включение указанных периодов работы, оформленных в трудовой книжке надлежащим образом, страховой стаж составит более 13 лет, то есть составляет необходимую продолжительность страхового стажа, дающего право истцу на страховую пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.10.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о величине индивидуального пенсионного коэффициента (более 23,4,) и достижении истцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимого возраста 55,6 лет, суд приходит к выводу о возможности назначения истцу ФИО2 страховой пенсии по старости с момента обращения за пенсией, то есть, со ДД.ММ.ГГГГ.
При подаче иска в суд ФИО2 произведена оплата государственной пошлины в размере 300 рублей.
В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налоговом кодексе Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, на гражданина-пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате государственной пошлины.
В силу статьи 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, излишне уплаченная ФИО2 государственная пошлина при подаче иска, может быть возвращена ему на основании положений статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем обращения с заявлением в суд о возврате излишне уплаченной госпошлины.
По общему правилу, изложенному в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с представлением определения суда о возврате излишне уплаченной госпошлины и платежного документа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 10 января 2023 года об отказе в назначении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
с 22 сентября 1976 года по 11 января 1982 года период работы в УГПИ «Тяжпромэлектропроект»;
с 24 мая 1997 года по 27 октября 1997 года, период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков;
с 29 декабря 1973 года по 01 июля 1974 года на полставки в должности инженера Конструкторского бюро Электроприборостроения;
с 28 октября 1997 года по 03 декабря 1997 года - период повышения квалификации в Межгосударственном институте повышения квалификации кадров при ХДПУ;
с 27 сентября 1999 года по 26 апреля 2000 года - период работы в ЗОШ № 123 в качестве секретаря;
с 04 августа 2000 года по 05 октября 2000 года - период получения пособия по безработице в Центре занятости населения Московского района г. Харьков;
с 06 октября 2000 года по 31 декабря 2001 года - период работы в качестве специалиста по работе с копировально-множительной и электронной техникой в Харьковском музыкальном училище им. Б.М. Лятошинского.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 26 октября 2022 года.
В удовлетворении иной части иска ФИО2 -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено 10 мая 2023 года.