Дело № 2-596/2023
40RS0020-01-2023-000714-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
посёлок Бабынино 13 декабря 2023 года
Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Серых О.В., с участием истца Гедианидзе В.В., представителей ответчиков, УФСИН России по Калужской области, Токаревой Л.В., Новик А.В., ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, Быковой С.В., заместителя прокурора Бабынинского района Калужской области Кирюхиной Ю.А., при помощнике судьи Евтеевой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гедианидзе Вахтанга Владимировича к УФСИН России по Калужской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, о восстановлении на работе,
У С Т А Н О В И Л:
13.11.2023 Гедианидзе В.В. обратился в суд с указанным иском, в котором просил признать незаконным заключение УФСИН России по Калужской области №, приказ УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс о расторжении с ним контракта, обязать ответчиков восстановить его в должности старшего инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области с 13.10.2023. В обоснование указал, что до 13.10.2023 он проходил службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области в должности старшего инспектора отдела безопасности. 09.10.2023 в отношении него Сухиничским МСО СУ СК Российской Федерации по Калужской области было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст.286 УК РФ, по факту применения им насилия в отношении осужденного, содержащегося в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области. 12.10.2023 в отношении него была проведена служебная проверка по факту нарушения служебной дисциплины, по результатам которой сделано заключение УФСИН России по Калужской области №. Приказом УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс контракт с ним был расторгнут, а он с 13.10.2023 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ в связи с нарушением условий контракта сотрудником - по п.14 ч.2 ст.84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Он с заключением служебной проверки и увольнением не согласен, поскольку условий контракта не нарушал. При проведении служебной проверки его действиям по применению физической силы в отношении осужденного не была дана правовая оценка с учетом статей 28.1, 29 Закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Между тем его действия были правомерны, вызваны служебной необходимостью и соответствовали предусмотренному законом порядку. Он действовал с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лица, в отношении которого была применена физическая сила. Вменяемое ему деяние по несоблюдение условий контракта заключается только в применении физической силы в отношении осужденного. Указанные действия могут быть либо правомерными, совершенными в соответствии со статьями 28.1, 29 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, либо неправомерными. В последнем случае такие действия обязательно преследуются уголовным законодательством. То есть характер вменяемого ему деяния не предусматривает возможности, не попадая под действие уголовного законодательства, оставаться дисциплинарным проступком, способным нанести ущерб репутации сотрудника УИС, либо авторитету учреждения или органа УИС, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы. Таким образом, незаконность его действий, а соответственно нарушение им условий контракта, могут быть подтверждены только обвинительным приговором. До вынесения приговора по уголовному делу он считается невиновным. На момент вынесения оспариваемого приказа о расторжении контракта, а также на момент подачи настоящего иска в отношении него не вынесен приговор о привлечении к уголовной ответственности, его вина в совершении инкриминируемого деяния не доказана. Поскольку других нарушений условий контракта им не установлено, то считает Приказ о расторжении контракта и увольнении незаконным, а выводы о нарушении условий контракта, преждевременными.
В судебном заседании истец Гедианидзе В.В. требования искового заявления поддержали в полном объеме по основаниям в нем изложенным. Суду пояснил, что служебная проверка не могла была проведена в течение одного дня, 12.10.2023. По факту применения физической силы в настоящее время ведется следствие. Суд еще не определил его виновность, а его уже уволили. Считает, что физическая сила была им применена правомерно. Осужденный призывал к групповым неповиновениям, где он мог сразу применять физическую силу. Осужденный также не выполнял законные требования. До этого случая он характеризовался Учреждением положительно, был переведен на вышестоящую должность, взысканий не имел. Проведенная служебная проверка в отношении него в течение двух недель, в течение которых его не пускали на работу, сфабрикована ОСБ. Осужденный к нему не обращался. Как только он зашел, осужденный начал кричать, вести себя агрессивно. О произошедшем он сразу доложил дежурному по учреждению по радиостанции. Рапорт он также писал и передавал его начальнику учреждения Лапшину, но никак его не зарегистрировал.
Представитель ответчика, УФСИН России по Калужской области, Токарева Л.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что служебная проверка в отношении истца была назначена приказом УФСИН России по Калужской области от 20.09.2023, заключение служебной проверки зарегистрировано 12.10.2023. Таким образом у комиссии было достаточно времени, чтобы собрать объяснения, просмотреть видео и сделать соответствующие выводы. Истец был уволен не по факту уголовного дела, а в связи с нарушением условий контракта. Пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197, предусматривая возможность увольнения сотрудника со службы в связи с нарушением условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов УИС лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций. По результатам рассмотрения комиссия пришла к выводу о том, что у истца отсутствовали законные основания для применения в отношении осужденного физической силы. Кроме того, истцом нарушен порядок применения физической силы, а именно он не предупредил осужденного о намерении применить физическую силу, не фиксировал происходящее на носимый видеорегистратор, не доложил о случившемся начальнику учреждения в установленном порядке. Также со стороны истца не было зафиксировано никаких нарушений правил внутреннего распорядка со стороны осужденного. Врио начальника учреждения был осведомлен о случившемся только после того как осужденным было подано заявление о преступлении. После этого также осужденный был осмотрен медицинскими работниками. Врио начальника учреждения Лапшин пояснил, что: «…на момент происшествия он находился дома. Незамедлительно прибыл в учреждение и принимал участие в сборе первичных проверочных материалов. В это время каких-либо актов о применении физической силы и иных документов к нему не поступало». Рапорт истца о произошедшем, имеющийся в материалах проверки составлен на имя начальника территориального, а не на имя начальника ИК, к нему должно прилагаться медицинское освидетельствование после применения физической силы, чего не было. Кроме того, этот рапорт поступил уже после того, как осужденный написал заявление в оперотдел. Медработником осужденный также был осмотрен после обращения последнего.
Представитель ответчика, УФСИН России по Калужской области, Новик А.В., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что истец до произошедшего характеризовался положительно, никаких серьезных нарушений дисциплины не допускал. Но те деяния, которые ему вменяются, касаются только применения физической силы в отношении осужденного, нарушения порядка ее применения. Осужденный мог спровоцировать сотрудника, на то он и осужденный. Но у сотрудника отсутствует право применения физической силы в разрез действующего законодательства. Истец нарушил и отраслевое ведомственное законодательство, не оформил надлежащим образом применение физической силы. В связи с тем, что по данному факту было еще и возбуждено уголовное дело, фактически у работодателя не было другого выбора. Разбирая именно данный проступок, в рамках служебной проверки руководство управления пришло к выводу о том, что было нарушение прав осужденного, нарушение порядка оформления применения физической силы. Своевременно не были составлены материалы, не было проведено медицинское освидетельствование осужденного. К сожалению, о произошедшем изначально стало известно не от истца, а от осужденного, который быстро доложил о произошедшего и был инициатором того, что об этом происшествии стало известно. В рамках данной проверки УФСИН России по Калужской области не могло принять другого решения, поскольку было допущено грубое нарушение служебной дисциплины, страдает авторитет государственного органа в лице ИК-5 и ФСИН.
Представитель ответчика, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, Быкова С.В., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что при проведении служебной проверки в полном объеме были проанализированы, собраны, все необходимые документы, объяснения. Выводы служебной проверки строились в рамках действующего законодательства на основании полученных документов.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшей исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд пришёл к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федерального закона № 197-ФЗ).
Согласно п.п. 1-7 ч.1 ст.3 Федерального закона № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и п.6 ст.1 Федерального закона № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу п.2 и п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Статьей 13 Федерального закона № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются, в том числе, следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (пункты 1, 2, 4, 5 части 1 статьи 13).
Приказом Министерства юстиции РФ от 12.09.2019 № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы РФ, предусматривающий в числе других, обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты «а», «в» пункта 5 раздела II).
Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 11.01.2012 № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы (подпункты «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 8 раздела II).
Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1 ст.47 Федерального закона № 197-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со ст.ст.47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (ч.3 ст.15 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ).
Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу п.5 ч.1 ст.50 Федерального закона № 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона № 197-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2013 года N 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 № 2749-О, от 25.01.2018 № 159-О, от 27.03.2018 № 766-О и от 27.09.2018 № 2242-О).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13.05.2019 № 1199-О, законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для данной категории государственных служащих (сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в уголовно-исполнительной системе лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, а также способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя служебные обязательства. Эти требования в равной мере распространяются на всех лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, предопределены задачами, принципами организации и функционирования такой службы, а также специфическим характером деятельности граждан, ее проходящих, а потому не могут рассматриваться как вступающие в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости (абзацы 2, 3 пункта 4 определения).
В соответствии с ч.2 п.14 ст.84 Федерального закона № 197-ФЗ, контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе: в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Положениями ч.2 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Согласно положениям ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Закон № 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Порядок применения в отношении осужденных физической силы, специальных средств и оружия регламентирован Законом № 5473-1.
Статьей 28 Закона № 5473-1 установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию.
В соответствии со ст.29 Закона № 5473-1 сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу; 3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы. Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
В п.3 ст.28.1 Закона № 5473-1 закреплено, что при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан доложить, непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы должен обеспечить подготовку и направление прокурору материалов по факту применения его сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения наказании.
В судебном заседании установлено, что Гедианидзе В.В. с 28.06.2012 проходил службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области.
30.04.2020 между УФСИН России по Калужской области и Гедианидзе В.В. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № (далее Контракт) в соответствии с условиями которого Гедианидзе В.В. принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в том числе быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 197-ФЗ, настоящим контрактом и должностной инструкцией; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы (дежурства), в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (п. п. 4.1, 4.3 - 4.5 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации).
Приказом УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс контракт с Гедианидзе В.В. расторгнут, он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п.14 ч.2 ст.84 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 13.10.2023.
В соответствии с приказом, основанием для расторжения контракта явилось заключение УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ № «о результатах служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины, допущенного Гедианидзе В.В.».
Из рапорта заместителя начальника ОСБ УФСИН России по Калужской области Бояринова М.М. на имя Врио начальника УФСИН России по Калужской области Денисова С.М. от 18.09.2023 следует, что 02.09.2023 в оперативный отдел ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области от осужденного ФИО12 поступило заявление о том, что 02.09.2023 примерно в 06 часов 15 минут в отношении него со стороны инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-5 Гедианидзе В.В. незаконно применена физическая сила. Заявление зарегистрировано в КРСП ФКУ ИК-5 под №43. По результатам проверки информация подтвердилась. Материалы проверки направлены по подследственности в Сухиничский МСО СУ СК России по Калужской области. В целях установления причин и условий нарушения служебной дисциплины со стороны Гедианидзе В.В. считал целесообразным провести по данному факту служебную проверку.
Приказом УФСИН России по Калужской области №473 от 20.09.2023 назначено проведение служебной проверки по сведениям, изложенным в заявлении осужденного ФИО12 о незаконном применении в отношении него физической силы со стороны Гедианидзе В.В.
В соответствии с Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 31.12.2020 № 341, задачами служебной проверки являются: - объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины (далее - дисциплинарный проступок), применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, гибели (смерти) сотрудника, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, подтверждение наличия или отсутствия обстоятельств существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - нарушение условий контракта), а также обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 197-ФЗ; - подготовка предложений о мере дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; - выработка рекомендаций, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка; - разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, а также сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, рабочих и служащих учреждений, органов УИС (далее - работники УИС), подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
При проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: - фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; - фактов и обстоятельств применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия; - обстоятельств получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, гибели (смерти) сотрудника; - фактов и обстоятельств нарушения условий контракта; - наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок или степени вины каждого из них в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; - причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушению условий контракта; - обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности; - наличия, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; - наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС.
Из представленной суду копии материалов служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины допущенного Гединиадзе В.В. следует, что при ее проведении были опрошены Гедианидзе В.В., осужденный ФИО12, обратившийся с заявлением о применении в отношении него со стороны Гедианидзе В.В. физической силы, другие осужденные, а также сотрудники ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, приобщена видеозапись с камеры видеонаблюдения, установленной в локальном секторе отряда №2 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области.
Заключением о результатах указанной служебной проверки от 12.10.2023, с которым истец был ознакомлен, сделаны, в том числе, следующие выводы и предложения: « За нарушение служебной дисциплины, ставшее возможным вследствие ненадлежащего исполнения требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, пунктов 4.3, 4.4 Контракта, пунктов 10, 12, 57 должностной инструкции, выразившееся в неисполнении требований части 2 статьи 12 УИК РФ, статей 28.1, 29 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1, пунктов 5, 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, в части соблюдения сотрудником требований к служебному поведению, норм служебной, профессиональной этики, а также требований, подпункта «к» пункта 8 раздела 2 Кодекса этики, выразившееся в поведении, которое повлекло недобросовестное исполнение сотрудником должностных обязанностей, возникновение конфликтной ситуации, способной нанести ущерб репутации сотрудника или авторитету УИС, а именно в необоснованном применении физической силы в отношении осужденного, уволить из уголовно-исполнительной системы майора внутренней службы Гедианидзе В.В., старшего инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-5, по пункту 14 части 2 статьи 84 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) Федерального Закона Российской Федерации от 19.07.2018 № 197-ФЗ».
Исследовав представленные доказательства, в том числе видеозапись с камеры видеонаблюдения, установленной в локальном секторе отряда №2 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, на которой зафиксирован факт применения физической силы со стороны Гедианидзе В.В. в отношении осужденного ФИО12, суд приходит к выводу о том, что Гедианидзе В.В. допустил нарушение требований, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также пункты 4.3, 4.4 Контракта.
Служебная проверка проведена в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 197-ФЗ, Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 31.12.2020 № 341, каких-либо нарушений при проведении служебной проверки допущено не было. Срок привлечения к ответственности по результатам проведения служебной проверки пропущен не был.
Какие-либо доказательства, которые позволяли бы суду прийти к выводу о том, что физическая сила в отношении осужденного со стороны Гедианидзе В.В. была применена правомерно, в соответствии с положениями Закона № 5473-1, материалы дела не содержат и суду не представлены.
При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершенного проступка, выразившегося в применении физической силы в отношении осужденного, истец был правомерно привлечен к ответственности в виде увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.12.2023
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░