УИД 21RS0017-02-2022-000162-76
Судья Глухов А.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 февраля 2023 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Порецкого района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Порецкого района Чувашской Республики, администрации Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашкой Республики о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, поступившее по апелляционным жалобам администрации Порецкого района Чувашской Республики и администрации Порецкого сельского поселения Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Порецкого района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Порецкого района Чувашской Республики, Министерству строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в южной части <адрес>, объектами дорожной и инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковое заявление мотивировано следующими обстоятельствами.
Прокуратурой проведена проверка по вопросу предоставления земельных участков лицам, имеющим трех и более детей в <адрес>. В ходе проверки установлено, что администрация Порецкого района Чувашской Республики не провела работы по обеспечению объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), объектами электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения земельных участков с кадастровыми номерами №, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>. Отсутствие данных коммуникаций препятствует использованию многодетными семьями по целевому назначению земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
Определением суда от 23 мая 2022 года по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика была привлечена администрация Порецкого сельского поселения.
В судебном заседании 28 октября 2022 года прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования. Он просил возложить на администрацию <адрес> обязанность обеспечить земельные участки, сформированные для предоставления многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры - электро- и газоснабжения. На администрацию Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики просил возложить обязанность по обеспечению этих земельных участков объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), а также объектами инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Решением суда установлен срок для исполнения решения - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить вышеназванные земельные участки, объектами дорожной и инженерной инфраструктуры прокурор Порецкого района Чувашской Республики в уточненном иске не поддержал.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Порецкого района Чувашской Республики просит отменить решение суда, которое считает незаконным и необоснованным. Указывают, что земельные участки, указанные в иске, предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. При этом 16 многодетных семей из 17, получивших земельные участки, не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, на учете в качестве нуждающихся в органах местного самоуправления не состоят. Указом Президента РФ от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» не установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать земельные участки, предоставленные в собственность многодетным семьям, объектами инфраструктуры, не определены сроки такого обеспечения.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.01.2021 №1 «Об утверждении Порядка разработки плана мероприятий программы газификации Чувашской Республики, финансируемых за счет полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями», газоснабжение комплексной компактной застройки индивидуальных домов усадебного типа в южной части <адрес> включено в план мероприятий программы газификации Чувашской Республики со сроками исполнения - 2 квартал 2023 года, окончание - 4 квартал 2023 года. Ответственным за исполнением Государственной программы утверждено Министерство строительства и архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В связи с этим апеллянт считает, что строительство газопровода администрацией осуществляться не будет, соответственно обязанность по обеспечению земельных участков объектами газоснабжения не может быть возложена на администрацию Порецкого района.
В соответствии с п. 4 Устава Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики к вопросам местного значения Порецкого сельского поселения относится организация в границах Порецкого сельского поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Между тем, мероприятия по устройству канализации и водопровода на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, финансируются за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики путем включения объектов в Республиканскую адресную инвестиционную программу на соответствующий финансовый год. Таким образом, осуществление мероприятий по устройству канализации и водопровода администрацией Порецкого сельского поселения возможно только после включения объектов в республиканскую адресную инвестиционную программу.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2015 года №84 «О перераспределении полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов и муниципальных округов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов Чувашской Республики в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также в границах муниципального округа осуществляет казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, а не органы местного самоуправления.
Считают, что на администрацию Порецкого района Чувашской Республики не может быть возложена также обязанность по обеспечению земельных участков электроснабжением, так как линии электропередач на указанных участках имеются.
В апелляционной жалобе администрация Порецкого сельского поселения Чувашской Республики просит отменить решение суда, которое также считает незаконным и необоснованным. Считает, что мероприятия по устройству канализации и водопровода на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, финансируются за счет средств федерального и республиканского бюджетов путем включения соответствующих объектов в Республиканскую адресную инвестиционную программу на финансовый год. Таким образом, осуществление мероприятий по устройству канализации и водопровода администрацией Порецкого сельского поселения возможно только после включения объектов в республиканскую адресную инвестиционную программу. В настоящее время объект ни в одну из указанных программ не включен. Ввиду этого, администрация Порецкого сельского поселения не может осуществить мероприятия по устройству канализации и водопровода на земельных участках, предоставленных многодетным семьям. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов Чувашской Республики в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также в границах муниципального округа осуществляет казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Соответственно, на администрацию Порецкого поселения Чувашской Республики не может быть возложена обязанность по обеспечению земельных участков автомобильной дорогой, в связи с чем просит отменить принятое судом решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Овчинникова Н.А., которая возражала против удовлетворения апелляционых жалоб.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалоб.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, т.е. рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не находит.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (ч. 1 ст. 38, ст. 64 ). В силу этих положений, рассматриваемых во взаимосвязи с ч. 2 ст. 9, ч.ч. 1 и 2 ст. 36, и ч. 1. 2 ст. 40 Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее Указа Президента РФ № 600). Пунктом 2 Указа Президента № 600 Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченного органа в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Чувашской Республике указанные вопросы регламентированы Законом Чувашской Республики от 1 апреля 2011 года № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Чувашской Республики» (далее Закон ЧР № 10).
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно (ст. 1 Закона ЧР №10).
Согласно ст. 6 Закона ЧР №10 финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» (далее Методические рекомендации) предусмотреносинхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 39 Методических рекомендаций установлено, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно - технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в его определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения таких домов к сетям инженерно-технического обеспечения. Соответственно, возможность реализации многодетными гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, и иной инфраструктуры.
При определении земельных участков для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, необходимо исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления.
Так, соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся: организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение предусмотрено в п. 4 ст. 9 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
В соответствии с п.п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона №416-ФЗ, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 ст. 6 Закона № 416 -ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Действующим на момент принятия решения законодательством, регулирующим вопросы предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков, законодательно не было определено, на кого именно возлагается обязанность по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры. При этом в силу выше приведенных норм полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Как установлено судом, администрации Порецкого района Чувашской Республики и Порецкого сельского поселения Чувашской Республики не обеспечили объектами дорожной и инженерной инфраструктуры земельные участки с кадастровыми номерами №. Эти участки включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства и расположенные по адресу: <адрес>.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся по делу доказательства, районный суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Порецкого района Чувашской Республики связи с тем, что администрация Порецкого района Чувашской Республики и администрация Порецкого сельского поселения Чувашской Республики не исполняют надлежащим образом возложенную на них законом обязанность по обеспечению объектами дорожной и инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, и тем самым нарушают право многодетных семей на достойные условия проживания.
Доводы, приводившиеся администрацией Порецкого района Чувашской Республики и Порецкого сельского поселения Чувашской Республики в возражение против искового заявления прокурора Порецкого района Чувашской Республики, в том числе, о необходимости для реализации вышеозначенных задач включения соответствующих объектов инженерной инфраструктуры в республиканскую или федеральную программу, районным судом отклонены как необоснованные, с чем судебная коллегия соглашается. Возможность реализации задач по строительству объектов инженерной инфраструктуры за счет государственного бюджета не снимает с муниципальных образований обязанность, возложенную на них законом.
Довод администрации сельского поселения о том, что в соответствии с Законом Чувашской Республики от 29.12.2015 № 84 «О перераспределении полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления муниципальных округов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики» (далее Закон ЧР №84) обязанность по проектированию, строительству и реконструкции дорог возложена на КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе, включая деятельность по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Закон ЧР № 84 регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления муниципальных округов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики (ст. 1 закона).
Согласно ст. 3 Закона ЧР № 84 уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области дорожного хозяйства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов Чувашской Республики в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального округа.
До 1 января 2023 года действовала ст. 2 Закона ЧР №84, устанавливающая, что Уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области дорожного хозяйства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений Чувашской Республики в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений.
Однако в связи с принятием Закона Чувашской Республики от 21.12.2022 № 127 данная норма (ст. 2 Закона ЧР №84) утратила свою силу.
При таких обстоятельствах, в настоящее время проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений является обязанностью органов местного самоуправления, как установлено положениями Законов №131-ФЗ и №257-ФЗ.
Поскольку в соответствии с выписками из ЕГРН от 16.02.2023 на спорные земельные участки все они находятся в пределах границ населенного пункта - с. Порецкое Порецкого сельского поселения, обязанность по строительству дорог к указанным земельным участкам является обязанностью органов местного самоуправления.
Не может быть основанием для изменения принятого районным судом решения и довод администрации Порецкого района об обеспеченности спорных земельных участков линиями электропередач. В частности, это обстоятельство опровергается письмом Филиала Алатырского отделения публичного акционерного общества «РоссетиВолга»- «Чувашэнерго» от 20.02.2023, из которого следует что из спорных земельных участков лишь на участке с кадастровым номером № осуществлено электроснабжение жилого дома <адрес>. Остальные участки линиями электропередач не снабжены и действующих заявок на их электроснабжение не поступало.
Также нельзя признать обоснованным доводы возражения против иска о том, что из 17 семей, которым предоставлены спорные земельные участки, 16 - не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Во-первых, доказательств данного обстоятельства в дело не представлено. Кроме того, согласно ст. 3 Закона ЧР №10 земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность: семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующего ребенка (детей) начиная с 1 января 2011 года независимо от нуждаемости в жилых помещениях, а также многодетным семьям, если один из совершеннолетних членов данной семьи состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий не является обязательным во всех случаях условием для предоставления земельных участков многодетным семьям в порядке, предусмотренном Законом ЧР № 10, отсутствие такой нуждаемости не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от строительства объектов инфраструктуры к земельному участку, предоставленному семье в указанном порядке.
Относительно доводов жалоб о том, что судом неправомерно разрешен вопрос о распределении обязанности по устройству коммуникаций между ответчиками, судебная коллегия учитывает следующее.
В настоящее время вопрос о том, кем именно, администрацией сельского поселения или администрацией соответствующего района, в границах которого расположено сельское поселение, должно обеспечиваться строительство вышеназванных коммуникаций, не имеет актуальности, поскольку и администрация сельского поселения и администрация района упразднены.
Так, из материалов дела усматривается, что в соответствии с Законом Чувашской Республики от 29.03.2022 № 25 «О преобразовании муниципальных образований Порецкого района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа» были внесены изменения в структуру муниципальных образований. Собрание депутатов первого созыва Порецкого муниципального округа решением от 02.12.2022 № С-05/23 «О вопросах правопреемства», постановило определить администрацию Порецкого муниципального округа Чувашской Республики правопреемником, в том числе, и администрации Порецкого района и Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики.
В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в случаях, указанных в ст. 44 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции разрешает вопросы о процессуальном правопреемстве. Вопросы процессуального правопреемства могут быть разрешены судом апелляционной инстанции как при рассмотрении дела, так и при подготовке дела к судебному разбирательству.
В связи с необходимостью процессуальной замены стороны ответчиков их правопреемником, указанный вопрос был поставлен на обсуждение в судебном заседании суда второй инстанции. По мнению судебной коллегии, в отсутствие возражений участвующих в деле лиц, ответчики - администрации Порецкого района и Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики подлежат замене на их правопреемника -администрацию Порецкого муниципального округа Чувашской Республики.
Таким образом, обязанность по организации на земельном участке, предоставленном многодетной семье для индивидуального жилищного строительства объектов инженерной инфраструктуры – газо, электро, водоснабжения, канализации и водоотведения, объектами дорожной инфраструктуры в настоящее время лежит на администрации Порецкого муниципального округа Чувашской Республики, как правопреемнике и администрации Порецкого района и Порецкого сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики.
В силу положений ст.ст. 39, 45 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 172 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
В данном случае подавший иск прокурор в установленном законом порядке от исковых требований к Министерству строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить вышеназванные земельные участки, объектами дорожной и инженерной инфраструктуры, не отказывался. Поскольку в уточненном иске прокурор Порецкого района Чувашской Республики каких-либо требований к этим юридическим лицам не предъявлял, указав их в качестве третьих лиц, указание на принятие судом отказа от иска не соответствует процессуальному закону. Кроме того, принятый отказ по форме не соответствует требованиям ст. 172 ГПК РФ, поскольку при отказе от иска и его принятии судом, суд выносит определение, а не решение.
Судебная коллегия полагает, что в остальной части районный суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и представленных доказательствах, получивших оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы, которыми мотивированы апелляционные жалобы, администраций Порецкого района Чувашской Республики и Порецкого сельского поселения Чувашской Республики уже приводились в возражениях против иска и правомерно отклонены судом как необоснованные. Несогласие с судебным постановлением не является предусмотренным законом основанием для его отмены. Нарушений норм процессуального права, указанных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционных жалоб, из дела не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 44, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Произвести замену ответчиков администрации Порецкого района Чувашской Республики и администрации Порецкого сельского поселения Чувашской Республики на их правопреемника - администрацию Порецкого муниципального округа Чувашской Республики.
Отменить решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года в части принятия судом отказа прокурора от иска.
В остальной части решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Порецкого района Чувашской Республики и администрации Порецкого сельского поселения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи: Е.А. Арсланова
З.А. Степанова