Дело № 12-131/2021
УИД № 22RS0013-01-2021-001757-71
Р Е Ш Е Н И Е
20 апреля 2021 года г. Бийск, ул. Ленина, 149
Судья Бийского городского суда Алтайского края Курносова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «УК «БиКо-Центр» Небогина ВГ на постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от 02 марта 2021 года № 136, которым
ООО «УК «БиКо-Центр», находящееся по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Почтовый, 12, оф. 217, ИНН 2204059790, ОГРН 1122204004230,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года № 03/02, составленному ведущим специалистом административного отдела правового управления Администрации г. Бийска Запорожских А.Н., 26 января 2021 года в 12 час. 37 мин. ООО «УК «БиКо-Центр» не принято меры по содержанию детской игровой площадки, находящейся западнее дома № 66 по ул. Красногвардейская в г. Бийске, входящего в реестр объектов обслуживаемого им жилого фонда, находящейся на детской площадке снег не очищен и не вывезен.
Тем самым ООО «УК «БиКо-Центр» нарушило подпункт 13 п. 11.18 Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17 июня 2019 года № 276, и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Административной комиссией при Администрации города Бийска вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей в Бийский городской суд Алтайского края, законный представитель ООО «УК «БиКо-Центр» Небогин В.Г. просит постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Законный представитель ООО «УК «БиКо-Центр» Небогин В.Г. и защитник Заикин А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель административной комиссии при Администрации города Бийска Басаргина О.И. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктами 9, 11, 13 Раздела 11 «Уборка территорий муниципального образования, в том числе в зимний период» Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17 июня 2019 года № 276, установлено, что уборка и очистка от снега тротуаров, внутриквартальных проездов и дворовых территорий производится лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином вещном праве здания, помещения или сооружения, либо организациями, занимающимися обслуживанием домов по заключенным с собственниками помещений договорам;
вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала. Места отвала снега должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега;
лица, которым принадлежат на праве собственности или ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, обязаны в течение трех суток после окончания снегопада произвести мероприятия по очистке и вывозу снега с территорий (подъездные пути, внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки, газоны, спортивные и детские игровые площадки, автомобильные парковки и стоянки).
В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» нарушение требований к размещению и содержанию детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, малых архитектурных форм, в том числе скамеек, ограждений, урн и других элементов благоустройства, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «УК «БиКо-Центр» следует, что 26 января 2021 года в 12 час. 37 мин. выявлен факт не исполнения им обязанности по очистке и вывозу снега с территории детской площадки западнее дома № 66 по ул. Красногвардейская в г. Бийске Алтайского края.
Административная комиссия при Администрации города Бийска, оценив представленные доказательства, пришла к выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «УК «БиКо-Центр» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
С такими выводами административного коллегиального органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
Частью 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится перечень видов деятельности, в который включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).
Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения по управлению многоквартирными домами, а также отношения по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в частях 5 и 6 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона № 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных данным Кодексом.
Подпункт «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпункт «б» п. 3 Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в подпунктах «а» и «б» п. 3 Положения во взаимосвязи с указанными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относится минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, включены такие работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (придомовой территории), в холодный период года, как сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см, очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда.
Таким образом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее оказание всех услуг и (или) выполнение работ, не обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг, то есть за нарушения лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нарушение лицензионных требований не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Невыполнение ООО «УК «БиКо-Центр» обязанности по организации своевременной уборки придомовой территории: детской площадки, от выпавшего снега в данном случае образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, административным органом дана неправильная юридическая оценка действиям юридического лица, которые квалифицированы по ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», предусматривающей административную ответственность за нарушение требований к содержанию детских площадок.
На основании ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Анализируя содержание протокола об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года № 03/02 и постановления по делу об административном правонарушении от 02 марта 2021 года № 136, следует вывод о том, что время совершения административного правонарушения как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при его рассмотрение не установлено. 26 января 2021 года был установлен лишь факт того, что детская площадка западнее дома № 66 по ул. Красногвардейская в г. Бийске не очищена от снега, однако, само время совершения административного правонарушения не выяснено.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, вынесенного административной комиссией, которой эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, вынесенное по настоящему делу постановление административной комиссии при Администрации города Бийска Алтайского края не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу законного представителя ООО «УК «БиКо-Центр» Небогина ВГ удовлетворить.
Отменить постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от 02 марта 2021 года № 136 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» ООО «УК «БиКо-Центр», производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова