Решение по делу № 2а-641/2020 от 05.03.2020

Дело № 2а-641/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма Ивановской области 19 июня 2020 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.

при секретаре Бариновой Е.П.

с участием представителя административных истцов Алимарданова А.Ж., Иброхимова Д.К. по доверенности Лазутина Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-641/2020 по административному исковому заявлению Алимарданова А.Ж., Иброхимова Д.К. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Кинешемский», начальнику Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кинешемский» Валатину Е.Н., инспектору отдела по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кинешемский» Юрловой О.В. о признании незаконным решения об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан на учёт по месту жительства в жилом помещении,

установил:

Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. обратились в суд с административными исками к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Кинешемский» (далее – МО МВД РФ «Кинешемский»), начальнику МО МВД РФ «Кинешемский» Валатину Е.Н., просили признать незаконным решение от 29 октября 2019 года в части установления факта фиктивной постановки иностранных граждан – административных истцов на учёт по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.

В обоснование административных исков указано, что 18 декабря 2019 года административным истцам стало известно об аннулировании ранее выданного им вида на жительство в Российской Федерации. Основанием для аннулирования вида на жительство послужило решение об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан на учёт по месту жительства в жилом помещении. С данным решением административные истцы не согласны, поскольку были зарегистрированы в спорном жилом помещении в 2017 году, данное жилое помещение принадлежало им на праве собственности. Длительное время Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. пребывают в <адрес>, осуществляют трудовую деятельность. Однако, как иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, они имеют право пребывать и осуществлять трудовую деятельность в любом субъекте Российской Федерации, а потому данное обстоятельство не свидетельствует о фиктивности имеющейся у них регистрации в <адрес>.

При подготовке административных дел к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена инспектор отдела по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский» Юрлова О.В., вынесшая оспариваемое решение, в качестве заинтересованного лица – Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее – УМВД РФ по Ивановской области).

Определением от 10 июня 2020 года административные дела, возбуждённые по административным искам Алимарданова А.Ж. и Иброхимова Д.К., объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании административные истцы Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. поддержали административные исковые требования в полном объёме, объяснили, что по приезду в Российскую Федерацию проживали в <адрес> области, работали вместе на строительстве различных объектов на основании разовых договоров с заказчиками. Накопив денежные средства, решили приобрести в совместную долевую собственность жилой дом. С помощью знакомого, к которому они, являясь юридически неграмотными, обратились с целью помочь приобрести недвижимость, купили вскладчину жилой дом <адрес>, зарегистрировались в нём по месту жительства. О том, что кто-либо ещё, кроме них, является собственником доли в этом доме и состоит на регистрационном учёте, не знали. В момент приобретения дом являлся непригодным для постоянного проживания, поэтому они своими силами сделали ремонт. Ввиду отсутствия постоянной работы в <адрес>, уехали на заработки в <адрес>. Однако в перерывах между работой всегда приезжали по месту регистрации, жили в доме. За время их проживания никто из сотрудников полиции с проверкой к ним не приходил, какая-либо корреспонденция в их адрес не поступала. Впоследствии они приняли решение продать принадлежащие им доли в доме, но остались состоять на регистрационном учёте до приобретения иного жилья. В настоящее время они приобрели в собственность жилое помещение в Калужской области, право на которое по соглашению между собой оформили за Алимардановым А.Ж. Намереваясь зарегистрироваться в данном жилом помещении, в октябре 2019 года обратились в миграционную службу, где узнали, что выданный им ранее вид на жительство в Российской Федерации аннулирован.

Представитель административных истцов Лазутин Г.В. поддержал административные исковые требования, объяснил, что в интересах Алимарданова А.Ж. и Иброхимова Д.К. обратился в суд с оспариванием решения об аннулировании вида на жительство. При рассмотрении данного дела в феврале 2020 года административным истцам стало известно, что основанием для аннулирования вида на жительство послужило заключение об установлении факта фиктивной регистрации административных истцов по месту жительства в <адрес>. Полагает, что поскольку административные истцы были поставлены на регистрационный учёт в жилом помещении, которое являлось их собственностью, проживали в данном жилом помещении, но выехали временно в связи с необходимость трудоустройства, признать такую регистрацию фиктивной нельзя. Отметил, что административными ответчиками не соблюдён порядок проведения проверки по установлению факта фиктивной регистрации. В ходе проверки административные истцы не были опрошены по обстоятельствам дела, не уведомлены о результатах проверки.

Представитель административного ответчика МО МВД РФ «Кинешемский» Кудряшова Т.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований, объяснила, что дом <адрес> длительное время является местом массовой постановки на регистрационный учёт иностранных граждан. в связи с этим на протяжении последних двух лет периодически проводились проверки в отношении проживающих в данном жилом помещении. В октябре 2019 года она, как руководитель отдела по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский», вместе с начальником ПП <адрес> осуществила выход по месту нахождения указанного жилого дома. По выходу на место установлено, что дом отремонтирован, огорожен забором. На момент проверки в доме кто-либо отсутствовал. На основании рапорта начальника ПП <адрес> ФИО1 инспектором отдела по вопросам миграции вынесено заключение об установлении факта фиктивной регистрации иностранных граждан в данном жилом помещении. В рамках данной проверки состоящие на регистрационном учёте иностранные граждане, в частности Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К., не опрашивались, мер к установлению их места нахождения, к извещению по телефону не принималось. Уведомление о снятии административных истцов с регистрационного учёта было направлено в их адрес простым письмом.

Административные ответчики – начальник МО МВД РФ «Кинешемский» Валатин Е.Н., инспектор отдела по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский» Юрлова О.В., представитель заинтересованного лица – УМВД РФ по Ивановской области, надлежаще извещавшиеся о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела не просили.

Принимая во внимание, что все участвующие в деле лица были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства с учётом требований ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.

В ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учёта иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания признаётся фиктивной.

Установление в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, является основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, на что указано в п. 6 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Судом установлено, что Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. являются гражданами Республики Таджикистан.

В ДД.ММ.ГГГГ административным истцам выдано разрешение на временное пребывание в Российской Федерации.

В соответствии с заключением УМВД РФ по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Алимарданову А.Ж. и Иброхимову Д.К. выдан вид на жительство в Российской Федерации сроком по ДД.ММ.ГГГГ

На основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. приобрели в собственность по 1/4 доле земельного участка и находящегося на нём жилого дома по адресу: <адрес>. Право собственности административных истцов в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Росреестра по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ административные истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К. произвели отчуждение принадлежащей каждому из них 1/4 доли в праве собственности на земельный участок с находящимся на нём жилым домом по адресу: <адрес>, ФИО2

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 марта 2020 года в настоящее время собственником жилого дома в целом является ФИО3, право собственности которого зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением инспектора отдела по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский» Юрловой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ регистрация Алимарданова А.Ж,, Иброхимова Д.К. по месту жительства по вышеуказанному адресу признана фиктивной; административные истцы сняты с регистрационного учёта по месту жительства на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ решение органа государственной власти, должностного лица, может быть оспорено гражданами в случае, если нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу данной правовой нормы, а также требований ст.ст. 226, 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие решения закону и нарушение им прав, свобод и законных интересов заявителя.

Поскольку оспариваемое административными истцами решение органа миграционного учёта явилось основанием для аннулирования вида на жительство в Российской Федерации, суд находит, что данным решением безусловно нарушаются права и законные интересы административных истцов. Ввиду того, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено по результатам проверки по установлению факта фиктивной регистрации иностранных граждан по месту жительства, данное заключение на основании п. «б» ч. 9 ст. 226 КАС РФ оценивается судом применительно к порядку его принятия.

Приказом ФМС России от 9 декабря 2014 года № 649 утверждён Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован (далее – Порядок).

Указанный Порядок определяет последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.

Согласно п. 2 Порядка факт фиктивной регистрации признаётся установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства: на основании предоставленных заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации; без намерения проживать в соответствующем жилом помещении; без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания.

В п. 3 Порядка определено, что основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при: предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации; выездной (выездной совместной) проверке соблюдения иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации правил миграционного учёта; получении в рамках информационного взаимодействия с МВД России и другими правоохранительными органами сведений о нарушениях законодательства Российской Федерации о миграционном учёте.

В соответствии с п. 4 Порядка в целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства сотрудник в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, проводит проверку иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России; проводит опрос иностранного гражданина, в отношении которого имеются основания полагать, что он фиктивно зарегистрирован по месту жительства, а также нанимателя (собственника) жилого помещения, предоставившего его иностранному гражданину для проживания, других лиц, проживающих в данном жилом помещении; запрашивает информацию о документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имущество, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение.

Поскольку в указанном Порядке установлены сроки проведения проверки, соответственно должно быть обозначено начало проверки, отражённое в распоряжении либо резолюции о проведении проверки.

Как следует из объяснений представителя МО МВД РФ «Кинешемский» в данном случае какого-либо решения о проведении проверки в отношении иностранных граждан, в том числе административных истцов, не принималось. Основанием для начала процедуры установления факта фиктивной регистрации явилась имеющаяся в миграционной службе информация о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, является местом массовой постановки иностранных граждан на регистрационный учёт.

В рамках данной процедуры получен рапорт начальника ПП МО МВД РФ «Кинешемский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому иностранные граждане, зарегистрированные в <адрес>, среди которых значатся Алимарданов А.Ж. и Иброхимов Д.К., в доме не проживают. Со слов жителей деревни указанный дом пустует длительное время.

Между тем, приведёнными выше законами, которыми обязана в своей деятельности руководствоваться миграционная служба, не предусмотрено признание факта фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту жительства лишь на том основании, что он в данном жилом помещении не проживает.

Установленные судом фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что опрос Алимарданова А.Ж. и Иброхимова Д.К., регистрация которых признана фиктивной, а также собственника жилого дома не проводился, соответствующие протоколы не составлялись, какие-либо документы не запрашивались. Доказательств того, что у административного ответчика отсутствовала объективная возможность опросить административных истцов, суду не представлено. В своих объяснениях представитель МО МВД РФ «Кинешемский» указала, что никаких мер к установлению местонахождения иностранных граждан не принималось. Фактически позиция административных истцов по вопросу их регистрации в спорном жилом помещении выяснена только в судебном заседании в рамках настоящего административного дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что проверка проживания Алимарданова А.Ж. и Иброхимова Д.К. по месту регистрации произведена с нарушениями требований приведённого выше Порядка. Заключение об установлении факта фиктивной регистрации иностранных граждан по месту жительства принято на основании одного рапорта сотрудника полиции, в связи с чем такое заключение нельзя признать законным и обоснованным.

Достаточных и достоверных доказательств обратного в нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Алимарданова А.Ж., Иброхимова Д.К. удовлетворить.

Признать незаконным заключение от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан на учёт по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, вынесенное в отношении Алимарданова А.Ж., Иброхимова Д.К..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Румянцева

Мотивированное решение составлено 3 июля 2020 года

2а-641/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иброхимов Джунайдулло Курбонович
Алимарданов А.Ж.
Ответчики
инспектор отдела по вопросам миграции МО МВД России «Кинешемский» Юрлова О.В.
Начальник МО МВД РФ "Кинешемский"
Межмуниципальный отдел МВД РФ "Кинешемский"
Другие
Лазутин Георгий Викторович
УМВД России по Ивановской области
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Румянцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
05.03.2020Регистрация административного искового заявления
05.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
10.06.2020Производство по делу возобновлено
22.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее