Дело №2а-5826/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Осколковой А.Н.
при секретаре Понкратовой А.О.
3 декабря 2021 года в г. Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области к Липченко А.В. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени,
установил:
ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Липченко А.В. о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, взыскании задолженности по уплате налогов и пени, в обоснование исковых требований указав, что до "."..г. Липченко А.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком взносов на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование. Налоговым органом по сроку уплаты "."..г. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2019 год в размере 24 792 руб. 88 коп., по сроку уплаты "."..г.г. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2020 год в размере 456 руб. 50 коп., по сроку уплаты "."..г.г. были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г. за 2020 год в размере 3 918 рублей 54 копеек; по сроку уплаты "."..г.г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2020 год в размере 15 090 руб. 06 коп. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Поскольку задолженность по страховым взносам ответчиком не погашена в установленный законом срок, в порядке ст.ст. 69,70 НК РФ, ему направлено требование №... от 20.01.2021г., согласно которому, в срок не позднее "."..г. необходимо погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платеж, в том числе по отмененному, а расчетные периоды начиная с 1.01.2017г.) в размере 15 090 рублей 06 копеек, а также в размере 465 руб. 50 коп., пени в размере 67 руб. 24 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г. в размере 3 918 рублей 54 копеек, пени в размере 10 рублей 55 копейки.
Указанная задолженность по уплате страховых взносов, пени, административным ответчиком не погашена.
Административный истец просит взыскать с Липченко А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г. за 2020г. в размере 2 038 рублей 11 копеек, пени в размере 10 рублей 55 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платеж, в том числе по отмененному, а расчетные периоды начиная с 1.01.2017г.), 2019, 2020г.г. в размере 22 015 рублей 50 копеек, пени в размере 67 руб. 24 коп.
Одновременно административным истцом заявлено о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, указав, что в связи с отсутствием оплаты по страховым взносам, Инспекцией были приняты решения об уплате налога, сбора, страховых взносов с должника, которые для исполнения были переданы в службу судебных приставов. На основании указанных решений были возбуждены исполнительные производства, которые в последствие были окончены и исполнительные документы возвращены взыскателю в связи с невозможностью исполнения. После чего, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который в последствии был отменен должником, и в течение 6 месяцев после вынесения указанного определения административный истец обратился в суд с настоящим иском, и поэтому, с учетом указанных обстоятельств, Инспекция считает, ею соблюдена процедура обращения в установленные законом срок. ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области просит суд восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, причины неявки суду неизвестны.
Суд, исследовав материалы дела, письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 3 ст.3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст.3 Федерального закона от "."..г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
С "."..г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложено на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ от "."..г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ от "."..г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В силу п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от "."..г. № 250-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно ст.18 и п.2 ст.14 названного закона, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим законом.
Частью 4.1 статьи 14 Федерального закона от "."..г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В силу ч.8 ст.16 Федерального закона от "."..г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу п.2 ч.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п.1 ст.430 НК РФ, Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно п.п.1 и 2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРИП Липченко А.В. до "."..г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговым органом по сроку уплаты "."..г. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2019 год в размере 24 792 руб. 88 коп., по сроку уплаты "."..г.г. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2020 год в размере 456 руб. 50 коп., по сроку уплаты "."..г.г. были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г. за 2020 год в размере 3 918 рублей 54 копеек; по сроку уплаты "."..г.г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с "."..г. за 2020 год в размере 15 090 руб. 06 коп.
Поскольку в установленный срок налогоплательщиком не были уплачены страховые взносы, налоговым органом было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №... от "."..г., должнику предложено в срок не позднее "."..г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платеж, в том числе по отмененному, а расчетные периоды начиная с 1.01.2017г.) в размере 15 090 рублей 06 копеек, а также в размере 465 руб. 50 коп., пени в размере 67 руб. 24 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с "."..г. в размере 3 918 рублей 54 копеек, пени в размере 10 рублей 55 копейки. До настоящего времени задолженность по уплате указанного налога не погашена.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом заявлено о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч.ч.1 и 5 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю.
В силу ч.1 ст.14 и статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю согласно п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, постановление налогового органа является исполнительным документом.
Как было установлено в судебном заседании, в связи с отсутствием оплаты по страховым взносам, Инспекцией "."..г., "."..г. были приняты решения о взыскании с ответчика налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Данные решения Налогового органы были направлены в службу судебных пристав для исполнения, на основании которых были возбуждены исполнительные производства, которые в последствие были окончены и исполнительные документа возвращены взыскателю в связи с невозможностью взыскания, что подтверждается копиями скрин-шотов из программы АИС Налог-3 Пром.
Из материалов дела усматривается, что "."..г. ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области обратились к мировому судье судебного участка №... судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Липченко А.В. указанной задолженности по налогам.
"."..г. мировым судьей судебного участка №... судебного района города Волжского Волгоградской области был выдан судебный приказ №... о взыскании с Липченко А.В. задолженности по налогу.
Определением мирового судьи судебного участка № 66 судебного района города Волжского Волгоградской области от "."..г. судебный приказ №...а№... о взыскании с Липченко А.В. задолженности был отменен, основанием для отмены послужили возражения ответчика, относительно судебного приказа.
"."..г. ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Волжский городской суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к Липченко А.В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций.
При указанных обстоятельствах, суд, с учетом последовательного соблюдения Налоговым органом процедуры взыскания задолженности по уплате страховых взносов, считает возможным восстановить ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области срок для подачи административного искового заявления.
В судебном заседании установлено, что задолженность административным ответчиком не погашена.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Липченко А.В. в свою пользу задолженности по налогам и пени.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ, установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Обстоятельств, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС РФ, судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В связи с тем, что административный истец при обращении в суд с настоящим административным иском был освобожден от уплаты госпошлины, исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 924 рублей в доход городского округа – город Волжский Волгоградской области. Сумма исчислена в соответствии с вышеприведенной нормой и ч.6 ст.52 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 292-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к Липченко А.В. о восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Восстановить ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области срок обращения с административным исковым заявлением.
Взыскать с Липченко А.В., проживающего по адресу: <адрес> пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области задолженность: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за 2020г. в размере 2 038 рублей 11 копеек, пени в размере 10 рублей 55 копейки, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платеж, в том числе по отмененному, а расчетные периоды начиная с 1.01.2017г.), 2019, 2020г.г. в размере 22 015 рублей 50 копеек, пени в размере 67 руб. 24 коп.
Взыскать с Липченко А.В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области в сумме 924 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 17 декабря 2021 года (4, 5, 11, 12 декабря – выходные дни).
Судья подпись