Дело № 2- 236/2021

УИД 76RS 0001-01-2021-000660-29

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2021 года г. Любим

Любимский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Рябкова А.В.,

при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.,

с участием прокурора Носковой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Любимского района ЯО в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства ЯО о возложении обязанности привести автодорогу в соответствии с требованиями ГОСТа,

у с т а н о в и л:

прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства ЯО о возложении обязанности привести автодорогу «Тильбугино-Булаково» в соответствии с требованиями ГОСТа, доводы искового заявления обоснованы следующим.

Прокуратурой Любимского района ЯО проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнения функций в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования в границах Любимского муниципального района, по которым осуществляется движение граждан и транспортных средств.

В соответствии с ч. 3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога: «Тильбугино-Булаково» с идентификационным № 78 ОП МЗ Н-0305, - является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, государственной собственностью.

В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участок проезжей части автодороги «Тильбугино-Булаково» с 1 по 7 км не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Так, в ходе обследования установлено, что в нарушение п. 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2 на участке автодороги с 1 по 7 км имеются многочисленные дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения в виде многочисленных локальных разрушений: выбоин, просадок, проломов, завышения, занижения обочин, иных повреждений покрытия проезжей части.

Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе пешеходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З Федерального закона ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 6 ст. 12 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

    В соответствии с Постановлением Правительства ЯО от 26.01.2018 № 35-п полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на Департамент дорожного хозяйства ЯО.

    В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Тильбугино-Булаково» возложена на Департамент дорожного хозяйства ЯО и данная обязанность по содержанию автодороги «Тильбугино-Булаково» исполняется ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

    Несоответствие дорожной сети требованиям ГОСТа Р 50597-2017 создает угрозу передвижения по ней для неопределенного круга лиц, граждан - участников дорожного движения. Устранение имеющегося несоответствия находится в компетенции Департамента дорожного хозяйства ЯО, обязанного осуществить властные полномочия для приведения автодороги в надлежащее состояние.

    Прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность в срок до 01.12.2021 года привести автодорогу: «Тильбугино-Булаково» в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, а именно: устранить разрушения и выбоины, просадки, проломы и иные повреждения дорожного полотна с 1 км по 7 км путем проведения ремонтных работ.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, пояснила, что за истекший период ответчиком не предпринималось всех мер по приведению дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, просила иск удовлетворить, установить срок исполнения решения до 01 июня 2022 года.

    Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя и о предоставлении более длительного срока для устранения недостатков.

    Представители третьих лиц ОГИБДД ОтдМВД России по Любимскому району, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», АО «Ярдормост» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представитель ОГИБДД, ГКУ ЯО «Ярдослужба» просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей, предоставлены возражения на иск.

    Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.

    Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В силу ч. 2 ст. 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Частью 2 ст. 12 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Тильбугино-Булаково», - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Ярославской области № 35-п от 26.01.2018 г. полномочия и функции в части разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства, осуществления дорожной деятельности в отношении автодорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автодорог регионального и межмуниципального значения с 16.04.2018 г. переданы Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 г. № 195-п Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.

     В силу п.п. 2.1 – 2.4 указанного Положения Департамент осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области; осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.

    В соответствии с п. 3.2.4 указанного Положения Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области.

    В силу п. 5.5 указанного Положения Департамент является главным распорядителем, получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 г. № 337-п «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменений в постановление Администрации области от 03.10.2001 № 141» функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, искусственных сооружений на них переданы ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба». Функции и полномочия учредителя ГКУ «Яроблдорслужба» от имени Ярославской области осуществляет Департамент дорожного хозяйства Ярославской области.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнения функций в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования в границах Любимского муниципального района.

Установлено и не оспорено сторонами, что участки проезжей части автодороги «Тильбугино-Булаково» с 1 по 7 км не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Установлено, что в нарушение п. 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2 на участке автодороги с 1 по 7 км имеются многочисленные дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения в виде многочисленных локальных разрушений: выбоин, просадок, проломов, завышения, занижения обочин, иных повреждений покрытия проезжей части.

    Доводы прокурора о том, что в соответствие с указанной им локализацией в нарушение требований ГОСТа покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, и иных повреждений, не оспорены, подтверждены надлежаще актом проверки.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком достаточные меры в целях приведения участков указанных автодорог в соответствие с требованиями ГОСТов предпринимались.

Суд, оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, считает их относимыми, допустимыми, достоверными, в совокупности достаточными для принятия решения по делу. Доказательств иного ответчик суду не направил, тем самым не исполнив требования ст. 56 ГПК РФ, в то время как ответчику судом предоставлялось разумное и достаточное время для предоставления доказательств.

Как указано выше, частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Частью 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

    В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

    С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Тильбугино-Булаково», возложенная нормативными актами на Департамент дорожного хозяйства ЯО, не исполнена ответчиком.

Установленные нарушения препятствуют безопасному движению по автомобильной дороге, представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников движения.

Факт того, что бремя содержания и ремонта спорного участка дороги осуществляется от имени собственника Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области установлен, никем не оспаривается.

Выполнение конкретных работ по содержанию дороги иными лицами по договорным отношениям, вытекающим из Государственного контракта, не включение дороги в какую-либо программу по ремонту дорог, не исключают ответственности ответчика.

     Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляется путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения.

    Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З Федерального закона ФЗ «О безопасности дорожного движения».

    Таким образом, Департаментом дорожного хозяйства ЯО обязанность по надлежащему содержанию дороги исполняется ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

    Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что осуществление дорожной деятельности на автомобильной дороге отнесено к компетенции Департамента дорожного хозяйства Ярославской области, при разрешении спора на данного ответчика должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия по приведению автодороги в соответствие с действующими нормативными требованиями, в связи с этим суд должен установить срок, в течение которого принятое по делу решение должно быть исполнено. С учетом времени года суд считает необходимым с учетом позиции истца установить срок до 30 июня 2022 года.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50597-2017, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░ ░░ 7 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

2-236/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Любимского района Ярославской области
Ответчики
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Другие
АО "Ярдормост"
ОГИБДД Отд МВД России по Любимскому району
ГКУ "Ярославская областная дорожная служба"
Суд
Любимский районный суд Ярославской области
Судья
Рябков Александр Валентинович
Дело на сайте суда
lubimsky.jrs.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее