Решение по делу № 33-4281/2022 от 24.03.2022

Судья Беляева М.В. дело № 33-4281/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 19 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Ждановой С.В., Кудрявцевой А.Г.,

при помощнике судьи Григорьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1885/2021 по иску Доценко Романа Александровича к государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по городскому округу городскому округу город Михайловка» (далее - ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячных выплат на ребёнка, возложении обязанности назначить выплаты,

по апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка

на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 8 ноября 2021 года (с учётом дополнительного решения Михайловского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2022 года), которым постановлено:

«признать решение ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка № 1416 от 19 июля 2021 года об отказе в назначении ежемесячных выплат на ребёнка незаконным;

возложить на ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка обязанность назначить Доценко Роману Александровичу ежемесячные денежные выплаты на детей, начиная с 1 июля 2021 года;

в удовлетворении требований Доценко Романа Александровича в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт выплаченных платежей с 1 января 2021 года исходя из расчёта 75% от прожиточного минимума на ребёнка по гражданскому делу по иску Доценко Романа Александровича к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка Волгоградской области» о признании решения об отказе в назначении ежемесячных выплат на ребёнка незаконным, возложении обязанности назначить выплаты отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ждановой С.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка Салтыковой О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу истца Доценко Р.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Доценко Р.А. обратился в суд с иском к ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячных выплат на ребёнка, возложении обязанности назначить выплаты.

В обоснование исковых требований указал, что 8 июля 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте с 3 до 7 лет включительно.

Решением ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка № 1416 от 19 июля 2021 года в выплате указанного пособия Доценко Р.А. отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода его семьи относительно размера среднедушевого денежного дохода населения в Волгоградской области. При расчёте среднедушевого дохода ответчик учёл размер выплаченных им алиментов на содержание сына <.......> проживающего в другой семье.

Доценко Р.А. полагал, что алименты, выплачиваемые им на содержание ребёнка, не должны учитываться при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным решение ГУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка № 1416 от 19 июля 2021 года об отказе в назначении ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет, возложить на ответчика обязанность назначить данные выплаты начиная с 1 июля 2021 года и произвести перерасчёт выплаченных платежей с 1 января 2021 года исходя из расчёта 75% от прожиточного минимума на ребёнка.

Суд постановил решение (с учётом дополнительного решения) о частичном удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Доценко Р.А. отказать. Указывает на то, что сведения о доходах семьи Доценко Р.А. были предоставлены Федеральной налоговой службой, согласно которым сумма дохода семьи ответчика по налоговой декларации 2-НДФЛ за 2020 год составляет 522326 рублей 49 копеек. Данная сумма была учтена ответчиком при расчёте среднедушевого дохода семьи ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Доценко Р.А. состоит в зарегистрированном браке с <.......> брак зарегистрирован 22 августа 2015 года. От совместного брака имеют несовершеннолетних детей <.......>, родившихся 27 сентября 2016 года.

У Доценко Р.А. имеется сын <.......>, 11 апреля 2003 года рождения, который проживает с матерью <.......>., брак с которой у Доценко Р.А. расторгнут 25 марта 2006 года.

8 июля 2021 года истец Доценко Р.А. обратился с заявлением к ответчику о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

19 июля 2021 года ответчиком принято решение № 1416 об отказе в предоставлении услуги, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи Доценко Р.А. относительно размера среднедушевого денежного дохода населения в Волгоградской области.

Отказывая Доценко Р.А. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты, ГКУ ЦСЗН по городскому округу город Михайловка указало, что у Доценко Р.А. отсутствует право на получение данной выплаты на детей, так как среднедушевой доход семьи составил 11443 рубля 80 копеек, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области на 2021 год, которая составляет 10158 рублей.

При этом ответчиком произведен расчёт среднедушевого дохода на каждого члена семьи истца, состоящей из 4 человек, включая супруги <.......> и двух несовершеннолетних детей - <.......> Сын Доценко Р.А. - <.......> не включался в состав семьи истца, и для расчёта принят совокупный доход семьи истца в размере 549302 рубля 24 копейки с учётом выплаченных Доценко Р.А. алиментов на содержание сына <.......>, размер которых за период с марта 2020 года по февраль 2021 года составил 113894 рубля 14 копеек.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства Российской Федерации № 384 от 31 марта 2020 года, постановление Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 года № 247, исходил из того, что в силу действующего законодательства при расчёте среднедушевого дохода семьи алименты, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей, учитываются как доход в семье, в которую эти алименты поступают, следовательно, алименты, выплачиваемые Доценко Р.А. на содержание несовершеннолетнего сына, не проживающего в семье истца, не являются доходом и подлежат исключению из среднедушевого дохода семьи истца. Учитывая, что при таком расчёте и исключении размера выплачиваемых Доценко Р.А. алиментов на содержание сына, размер среднедушевого дохода семьи истца составляет менее величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Волгоградской области на 2021 год (10 158 рублей), суд признал незаконным отказ в назначении истцу денежной выплаты на детей и возложил на ответчика обязанность назначить Доценко Р.А. ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, начиная с 1 июля 2021 года.

Проверяя законность и обоснованность решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права на основе полного, всестороннего исследования и оценке имеющихся в материалах дела доказательств.

Доводы апелляционной жалобы о том, что взысканные с Доценко Р.А. алименты не могут быть исключены из доходов семьи истца, поскольку действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено исключение сумм алиментов из доходов семьи при определении права на назначение ежемесячной выплаты на детей, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, применённых судом при разрешении спора.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление № 384).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчёт размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2(1) постановления № 384).

Заявление подаётся в соответствии с типовой формой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении» (пункт 10 постановления № 384).

Согласно пункту 19 постановления № 384 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении выплаты) в состав семьи, учитываемый при расчёте среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

Согласно пункту 21 постановления № 384, при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе сумма полученных алиментов (подпункт «г»).

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчётный период на число членов семьи (пункт 22 постановления № 384).

В силу пункта 25 постановления № 384 при расчёте среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведённые за прошлые периоды (за исключением случаев расчёта ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований); б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребёнка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведённые за прошлые периоды: в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом; г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы; д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребёнка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведённые за прошлые периоды; е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребёнка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации); ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причинённого жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.

В соответствии с приведёнными выше правовыми актами Губернатором Волгоградской области 7 апреля 2020 года принято постановление № 247 «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет», которым на территории Волгоградской области с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей.

В силу указанного выше постановления ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Пунктами 4 и 5 постановления Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 года определено, что уполномоченным на осуществление ежемесячной выплаты является комитет социальной защиты населения Волгоградской области, которому до 1 мая 2021 года поручено утвердить порядок и условия предоставления ежемесячной выплаты в соответствии с основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утвержденными постановлением № 384.

Во исполнение приведённых выше постановления № 384 и постановления Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 года № 247 приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 года № 798 утверждён Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Согласно пункту 1.4 Порядка ежемесячная денежная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребёнком возраста трёх лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.

Начиная с 2021 года, ежемесячная денежная выплата осуществляется со дня достижения ребёнком возраста трёх лет, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная денежная выплата осуществляется со дня обращения за её назначением.

В случае достижения ребёнком возраста восьми лет в 2020 году ежемесячная денежная выплата предоставляется с 1 января 2020 года за прошлый период до достижения ребёнком возраста 8 лет, при условии обращения за ежемесячной денежной выплатой не позднее 31 декабря 2020 года.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, право на ежемесячную денежную выплату возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.

Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается в случаях, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области.

Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

На основании пункта 2.2 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчёте среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчётный период на число членов семьи (пункт 2.5).

Согласно постановлению администрации Волгоградской области от 27 января 2021 года № 22-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2021 год» величина прожиточного минимума для населения в 2021 году составляет в расчёте на душу населения - 10 158 рублей; для трудоспособного населения - 10 892 рубля; для пенсионеров - 9 020 рублей; для детей - 10 414 рублей.

Из приведённых норм материального права следует, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчёте среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребёнка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети. В постановлении Правительства Российской Федерации № 384 перечислены виды дохода, подлежащие учёту, при расчёте среднедушевого дохода семьи, в которые входят, в том числе, и полученные алименты. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Исходя из анализа приведённых выше положений постановления № 384, постановления Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 года № 247, приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 года № 798 следует, что суммы уплаченных алиментов подлежат включению в доход семьи их получающей с одновременным включением в состав членов семьи лица, на которое эти алименты выплачиваются, что соответственно влечёт исключение данных сумм алиментов из дохода семьи, претендующей на получение социальной выплаты, при условии не включения такого лица в состав членов семьи. В противном случае учёт алиментов в доход семьи, в состав которой не включено лицо, на содержание которого производится уплата алиментов, повлечёт учёт алиментов в качестве дохода в двойном размере (как в семье, производящей уплату алиментов, так и в семье, получающей алименты), что противоречит смыслу определения среднедушевого дохода членов семьи в целях предоставления социальных выплат и гарантий социальной защиты.

Аналогичное положение закреплено и в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в соответствии с которым из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Доводы жалобы ответчика о несогласии с выводами суда первой инстанции судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию ответчика, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Принятое по делу решение вынесено на основании правильно определённых юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.

Поскольку дополнительное решение суда от 21 февраля 2022 года, которым истцу отказано в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт выплаченных платежей с 1 января 2021 года исходя из расчёта 75% от прожиточного минимума на ребёнка, сторонами не обжалуется, оно судебной коллегией в указанной части в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 8 ноября 2021 года с учётом дополнительного решения того же суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу городскому округу город Михайловка» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4281/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Доценко Роман Александрович
Ответчики
ГКУ Центр социальной защиты населения по городскому округу город Михайловка
Другие
Зайцев Вячеслав Владимирович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Шиповская Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
25.03.2022Передача дела судье
21.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2022Передано в экспедицию
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее