Дело № 2а-5652/2018-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О. Журковой,
с участием представителя административного истца |
Залетова Ю.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2018, |
административного ответчика |
Худойбердиева У.З, |
помощника прокурора г. Петрозаводска |
Ивановой О.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия к Худойбердиеву Умеду Зариповичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением к гражданину Республики Узбекистан Худойбердиеву У.З. об установлении административного надзора сроком на 3 года с установлением административного ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по тем основаниям, что административный ответчик осужден приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.03.2009 за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ к трем годам лишения свободы, на основании ст.70 УК РФ к назначенному наказания присоединена не отбытая часть наказания по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 20.07.2005, окончательное наказание определено в виде лишения свободы сроком на 9 лет 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Петрозаводского городского суда от 22.06.2012 назначенное наказание смягчено до 9 лет 7 месяцев лишения свободы. Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК с 10.08.2011 по настоящее время. В период отбывания наказания 84 раза наказывался в дисциплинарном порядке, 14.05.2007 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно. Срок отбывания наказания истекает 22.10.2018. Административный ответчик является гражданином Республики Узбекистан, гражданства Российской Федерации не имеет, распоряжением Министерства юстиции РФ от 14.07.2015 №7676-рн его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 22.10.2026.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК Залетов Ю.А. поддержал требования по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Худойбердиев У.З. не возражал против установления административного надзора, при этом пояснил, что является гражданином Республики Узбекистан, близких родственников на территории России не имеет, после освобождения желает уехать на родину.
Заинтересованное лицо МВД по РК своего представителя в судебное заседание не направило, представлен письменный отзыв, согласно которого Худойбердиев У.З. законных оснований для проживания на территории России после освобождения не имеет, после освобождения Худойбердиев У.З. подлежит передаче в государство гражданской принадлежности.
Прокурор в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В судебном заседании установлено, что Худойбердиев У.З. приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.03.2009 за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ к трем годам лишения свободы, на основании ст.70 УК РФ к назначенному наказания присоединена не отбытая часть наказания по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 20.07.2005, окончательное наказание определено в виде лишения свободы сроком на 9 лет 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Петрозаводского городского суда от 22.06.2012 назначенное наказание смягчено до 9 лет 7 месяцев лишения свободы.
Худойбердиев У.З. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК с 10.08.2011 по настоящее время.
За период отбывания наказания 84 раза наказывался в дисциплинарном порядке, 14.05.2007 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно.
Срок отбывания наказания истекает 22.10.2018, в связи с чем в силу п. «д» ч.3 ст.86 УК РФ, положений ст.15 УК РФ, судимость за совершение преступления у административного ответчика погашается 22.10.2026.
Административный ответчик является гражданином Республики Узбекистан, гражданства Российской Федерации не имеет, распоряжением Министерства юстиции РФ от 14.07.2015 №7676-рн его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 22.10.2026.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
На основании ст.2 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, при этом в силу п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Вместе с тем, абз.6 п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
На основании ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст.2 указанного Закона в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Худойбердиев У.З. гражданином Российской Федерации не является, регистрации на территории России не имеет, доказательств обращения в органы миграционного учета РФ по вопросам оформления гражданства либо получения разрешения на временное проживание, вида на жительство в материалы дела не представлено.
В силу пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что в силу чч.5-7 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации" иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Принимая во внимание, что в соответствии с взаимосвязанными положениями п.3 ст.5, п.1.2 ст.7, п.2 ст.9, п.9.1 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» наличие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является основанием для сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а равно для отказа в выдаче и аннулирования ранее выданных разрешений на временное пребывание (проживание) и на работу и вида на жительство, законных оснований для пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации не имеется.
Таким образом оснований для установления административного надзора в отношении административного ответчика в настоящее время не имеется.
При вынесении решения суд учитывает также, что по смыслу закона обеспечить административный надзор за иностранным гражданином на территории России не представляется возможным, поскольку после освобождения из мест лишения свободы он не сможет на законных основаниях зарегистрироваться по мету жительства (пребывания), то есть отсутствуют обстоятельства, необходимые для установления административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья М.Н. Картавых
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2018.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 27.08.2018.