Решение по делу № 33а-2440/2021 от 25.06.2021

    Судья Казацкий В.В.                                      Дело № 92RS0001-01-2020-003032-63

    (номер производства по делу                 Производство № 33а-2440/2021

    в суде первой инстанции                                         Категория 020

    2а-1440/2020)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    03 августа 2021 года                                                  город Севастополь

    Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего – судьи Орловой С.В.,

    судей – Исаева С.Н., Бояриновой Е.В.,

    при секретаре – Матвеевой Д.Д.,

    с участием представителя административного истца – А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Патерило М. Г. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя, о признании градостроительного плана земельного участка частично недействительным, возложении обязанности выдать новый градостроительный план, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента архитектуры градостроительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 декабря 2020 года,

    заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,

    установила:

    Патерило М.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее, в том числе – Департамент) о признании градостроительного плана земельного участка частично недействительным, возложении обязанности выдать новый градостроительный план.

    В обоснование иска указано, что Патерило М.Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25 июня 2013 года является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земли – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ вид разрешенного использования земельного участка определен в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года № 228-ПП – «для индивидуального жилищного строительства».

    12 мая 2020 года Патерило М.Г. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. Однако в полученном ею градостроительном плане земельного участка указано, что земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), при этом границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства на чертеже не указаны в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» функциональной зоне согласно Генеральному плану города Севастополя. Считает, что вышеуказанные обстоятельства нарушают ее права, в связи с чем обратилась в суд за их защитой.

    Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 декабря 2020 года административный иск Патерило М.Г. удовлетворен. Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , № РФ-0019 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя по заявлению Патерило М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ , признан недействительным в части отсутствия на чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства. На Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Патерило М.Г. путем выдачи нового градостроительного плана данного земельного участка, с указанием мест допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке.

    В апелляционной жалобе административный ответчик, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции принято решение с нарушением норм материального и процессуального права, при неверной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылаясь на положения статей 41, 44, 56, 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 года № 339-ПП, указывает, что до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок с учетом, в том числе Генерального плана города Севастополя от 13 декабря 2005 года № 4114, согласно которому, спорный земельный участок по функциональному назначению полностью расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования, в границах которой в силу пункта 12 статьи 85, пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков. Считает вывод суда первой инстанции о недействительности градостроительного плана земельного участка в части отсутствия указания на чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства необоснованным и противоречащим действующему градостроительному законодательству, поскольку указание в градостроительном плане земельного участка сведений, отраженных в Генеральном плане, является императивным требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащим исполнению и предусмотрено Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения». Также административный ответчик считает неверным вывод суда о том, что градостроительное обоснование размещение объекта градостроительства «Кварталы индивидуальной жилой застройки в районе СТ «Вишенка» согласовано с уполномоченными органами в соответствии с действующим на момент его разработки законодательством, поскольку указанное градостроительное обоснование Севастопольским городским Советом утверждено не было, в связи с чем не подлежало применению. Также указывает на то, что судом первой инстанции не установлено в чем заключалась незаконность действий Департамента архитектуры и градостроительства при вынесении оспариваемого градостроительного плана, притом, что административные процедуры, предусмотренные Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Приказом Департамента архитектуры и градостроительства Российской Федерации от 11 июня 2018 года № 128 административным регламентом выполнены в полном объеме.

    Письменных возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

    Представитель истца – А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

    Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

    Заслушав судью-докладчика, объяснения представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

    По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Патерило М.Г. является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности административного истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    Ранее земельный участок принадлежал иному собственнику, на имя которого 06 июня 2012 года на основании решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный акт на право собственности на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    Согласно градостроительному обоснованию, выполненному в 2010 году по заказу ОК «», в состав которого, в том числе, входит земельный участок, ныне принадлежащий административному истцу, согласованному с уполномоченными органами Украины, а также положительному заключению Государственной экспертизы по указанному градостроительному обоснованию, предложено определить проектируемую территорию (испрашиваемый ОК «», площадью 6,3 га) как зону индивидуальной жилой застройки, в том числе усадебной.

Решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 сентября 2011 года № 1430, в том числе на основании протокола общественных слушаний (обсуждений) членов территориальной громады города Севастополя от 30 мая 2011 года, земельный участок, общей площадью 6,3 га, выделенный ОК « для размещения объекта градостроительства – кварталы индивидуальной жилой застройки, в который входит находящийся в собственности Патерило М.Г. земельный участок, отнесен к категории земель жилой и общественной застройки. Этим же решением сессии Севастопольского городского Совета Управлению градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации поручено осуществить мероприятия по корректировке Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года с учетом градостроительной документации «Градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства – кварталы индивидуальной жилой застройки в районе СТ «».

    Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №3244-РДЗ от 15 июня 2020 года вид разрешенного использования земельного участка административного истца был приведен в соответствие с действующим законодательством, и земельному участку истца был установлен вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – «земли населенных пунктов».

    12 мая 2020 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана на принадлежащий ей земельный участок.

    25 июня 2020 года был подготовлен градостроительный план, в том числе чертеж градостроительного плана земельного участка, ситуационный план, выкопировка из Генерального плана города Севастополя, в соответствии с которыми принадлежащий административному истцу земельный участок находится в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.). Также в данном градостроительном плане имеется указание о том, что границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства на чертеже градостроительного плана земельного участка не указаны в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» функциональной зоне согласно Генеральному плану города Севастополя.

    Данное обстоятельство административный истец считает препятствием в осуществлении ее права собственности на земельный участок.

    Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подготовленный административным ответчиком градостроительный план земельного участка в части отсутствия указания на чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства, является недействительным, поскольку нарушает права и интересы административного истца.

    Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1).

    Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 ГрК РФ).

    Градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.

    Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункты 3, 4, 6, 7, 9).

Для целей получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 5 статьи 57.3 ГрК РФ), а орган местного самоуправления должен осуществить подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдать его заявителю (часть 6 статьи 57.3 ГрК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 57.3 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2017 года № 46880) (далее – Приказ Минстроя РФ от 25 апреля 2017 года № 741/пр) утверждены форма градостроительного плана земельного участка и порядок заполнения формы ГПЗУ.

Утвержденная названным приказом Минстроя РФ форма градостроительного плана земельного участка включает пункт 2.4, где отображаются путем заполнения таблицы данные о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

С учетом положений части 7 статьи 36 ГрК РФ в пункт 7 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ включено правило о внесении в ГПЗУ данных о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 данной статьи, что согласуется также и с положениями пункта 2.4 Приказа Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр о форме градостроительного плана земельного участка.

Из содержания порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного Приказом Минстроя РФ от 25 апреля 2017 года № 741/пр, следует необходимость отражения и на чертеже градостроительного плана, и в его текстовой части данных о требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства на подлежащих застройке земельных участках, как на которые действие градостроительных регламентов распространяется, так и на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.

    Вместе с тем, с учетом положений части 7 статьи 51, статьи 52, частей 2, 3 статьи 55 ГрК РФ градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом для получения разрешения на строительство.

В рассматриваемом случае Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка заполнялся, что следует из его содержания, со ссылкой на отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки и на вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

В силу части 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ Постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 года № 339-ПП было утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, предусматривающее в его пункте 6, что до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом: 1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114; 2) проектов планировки территории; 3) проектов межевания территории; 4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; 5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18 марта 2014 года.

При этом генеральный план как документ территориального планирования входит в число источников информации для подготовки ГПЗУ, но содержащиеся в генеральном плане сведения не отнесены к информации, которая содержится в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 ГрК РФ).

Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) функциональной зоне согласно Генеральному плану города Севастополя, не является основанием для невнесения в пункт 2.4 градостроительного плана земельного участка сведений о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, а также неуказания на чертеже границ зон планируемого размещения объекта капитального строительства.

Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяет основные направления использования территориальных зон, в том числе в пункте 12 – для земельных участков общего пользования. При этом земельный участок, общей площадью 6,3 га, выделенный ОК «» для размещения объекта градостроительства – кварталы индивидуальной жилой застройки, в который входит находящийся в собственности Патерило М.Г. земельный участок, как указано выше, решением Севастопольского городского Совета от 13 сентября 2011 года № 1430, отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.

    Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок серии ЯЛ от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ разрешенный вид использования земельного участка, принадлежащего Патерило М.Г., – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) с отнесением к категории земель – земли населенных пунктов.

    Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 3244-РДЗ от 15 июня 2020 года установлен вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», категория земель – «земли населенных пунктов».

    В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана) на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» разрешено, в том числе размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

    При этом, к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Частью 8 статьи 27 ЗК РФ также установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.

При этом, установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Следовательно, земельный участок может относиться к землям общего пользования только при совокупности всего ряда условий: 1) участок находится в государственной или муниципальной собственности; 2) он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории; 2) он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования.

Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что земельный участок истца изъят, ограничен в обороте, либо он занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, материалы дела не содержат. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства», также не изменен.

При этом до 2014 года в указанной зоне органами государственной власти и местного самоуправления города Севастополя предоставлялись земельные участки для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается тем, что именно в этой зоне не только истцу, но и иным членам ОК «» предоставлялись земельные участки с целевым назначением «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок)».

    При таких обстоятельствах, отражение в градостроительном плане сведений, о том, что земельный участок административного истца расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), с учетом положений части 7 статьи 51, статьи 52, частей 2, 3 статьи 55 ГрК РФ, регулирующих выдачу разрешения на строительство, осуществление строительства объекта капитального строительства, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателя указанного земельного участка и в дальнейшем будет являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство либо иных документов, необходимых для получения такого разрешения.

    Невключением в градостроительный план границ зон планируемого размещения объекта капитального строительства Департаментом фактически установлена нецелесообразность владения земельным участком с таким видом разрешенного использования земельного участка, как это установлено правоустанавливающими документами на указанный земельный участок и распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15 июня 2020 года № 3244-РДЗ - «для индивидуального жилищного строительства».

    При этом Департамент не представил должное фактическое и правовое обоснование при рассмотрении дела для невключения в вышеназванный ГПЗУ сведений относительно допустимости размещения объекта капитального строительства на принадлежащем истцу земельном участке, с учетом изложенных выше обстоятельств.

    Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

    Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, по основаниям, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

    определила:

    решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

    Председательствующий –

    Судьи –

33а-2440/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Патерило Марина Геннадиевна
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополь
Другие
Нургалиев Арман Сейтбаталович
Правительство города Севастополя
Лесина Татьяна Юрьевна
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Орлова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
25.06.2021Передача дела судье
03.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021Передано в экспедицию
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее