12-58/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Тюмень 27 января 2022 года
Судья Ленинского районного суда г.Тюмени Савельева Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-58/2022 по жалобе генерального директора ОАО «СК «Жилье» Кочнева В.В. на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя начальника ИФНС России по г. Тюмени №3 Апциаури Л.А. генеральный директор ОАО «СК «Жилье» Кочнев В.В. подвергнут за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
С данным постановлением не согласен Кочнев В.В., им подана жалоба, в которой он просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что работодатель, допустивший задержку заработной платы, несет ответственность в соответствии с законом. В связи с тем, что работник не сделал указания на перечисление заработной платы на конкретный счет, открытый им с соблюдением требований действующего законодательства, ОАО «СК «Жилье» осуществляло выплату заработной платы наличными денежными средствами через кассу общества. Поскольку работник (нерезидент) общества не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, и действующим законодательством не установлена обязанность физического лица (нерезидента) открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица (резидента), то выплата обществом из кассы наличными денежными средствами (банкнотами Российской Федерации) своему работнику (нерезиденту) заработной платы не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Помимо этого просит применить ст. 2.9 КоАП РФ, т.к. отсутствуют вредные последствия.
На данную жалобу от заместителя начальника ИФНС России по г. Тюмени №3 Апциаури Л.А. поступил отзыв, в котором приведены аналогичные доводы, изложенные в обжалуемом постановлении.
Заявитель Кочнев В.В., защитник Головко Д.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ИФНС России по г. Тюмени Шакурова А.Ш. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя начальника ИФНС России по г. Тюмени №3 Апциаури Л.А. законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон о валютном регулировании).
В силу статей 1 и 2 Федерального закона № 173-ФЗ определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; резидентами - физические лица являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б” пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173- ФЗ. В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и Отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной Операцией.
Как следует из пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, физические лица, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В силу требований части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
При этом перечень условий, при соблюдении которых такие расчеты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим и приведен также в указанной части статьи 14 Закона о валютном регулировании.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «СК «Жилье» (далее - работодатель) и гражданином Республики <данные изъяты> Иссоматовым а. 15.05.1955г.р., (далее - работник) заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего. Работник приступает к выполнению своих трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер заработной платы, подлежащей выплате Работнику, ежемесячно утверждается Работодателем (в лице генерального директора)
ДД.ММ.ГГГГ по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № из кассы организации выплачены денежные средства нерезеденту – иностранному гражданину Республики <данные изъяты> Иссоматову А. на сумму 20831,55 руб.
При этом, гражданин <данные изъяты> Иссоматов А. не имеет вид на жительство в Российской Федерации, т.е. на момент выплаты наличными денежными средствами заработной платы из кассы ОАО «СК «Жилье» он, на основании пунктов 6, 7 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3, находился в статусе нерезедента.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения к административной ответственности генерального директора ОАО «СК «Жилье» Кочнева В.В. по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья не находит.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ и примечаний к ней, Кочнев В.В., являясь директором ОАО «СК «Жилье», подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Предусмотренный частью 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим. Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме через кассу не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании список операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках (наличными через кассу организации).
Таким образом, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в нарушение Закона о валютном регулировании ОАО «СК «Жилье» осуществляло расчеты в наличной форме (выплата заработной платы) с нерезидентами (иностранными работниками) в валюте Российской Федерации, пришло к обоснованным выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление должностного лица, соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений и неясностей по делу не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Обжалуя постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ., заявитель приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого постановления и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств дела, связанных с совершением вмененного правонарушения.
Обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля Кочнева В.В. и препятствующих исполнению надлежащим образом обязанностей по соблюдению требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ в ходе судебного заседания, судом не установлено.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, согласно санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в минимальном размере.
Оснований для снижения размера административного штрафа согласно частям 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Совокупность обстоятельств, позволяющих заменить административный штраф на предупреждение, в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствует.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 год N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1 постановления).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Федеральный закон № 173-ФЗ, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ и актами валютного законодательства РФ положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Нарушение валютного законодательства РФ считается наиболее общественно опасным, поскольку это следует из установленного законодательством повышенного размера штрафа (ст. 15.25 КоАП РФ), а так же более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Признание малозначительным правонарушения, выразившегося в несоблюдении предусмотренных Законом о валютном регулировании порядка расчетов между резидентами и нерезидентами, подрывает основы государственности, посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя начальника ИФНС России по г. Тюмени №3 Апциаури Л.А. в отношении генерального директора ОАО «СК «Жилье» Кочнева В.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Кочнева В.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г.Тюмени в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья подпись Л.А. Савельева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>