Решение по делу № 2а-1624/2019 от 22.01.2019

Дело № 2а-1624/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Нагибиной Е.Л.

При секретаре Крутикове П.П.

с участием представителя административного ответчика

АМО ГО «Сыктывкар» Матвеева В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

24 января 2019 года гражданское дело по административному иску Зезеговой Е.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа согласовать проведение 25 января 2019 года публичного мероприятия в форме пикетирования, возложении обязанности согласовать проведение 25 января 2018 года публичного мероприятия с 12.00 до 13.00. на Стефановской площади города Сыктывкара на тротуаре перед зданием Администрации Главы Республики Коми в форме пикетирования с числом участников 5 человек,

УСТАНОВИЛ:

Зезегова Е.А. обратилась с административным иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа согласовать проведение ** ** ** года публичного мероприятия в форме пикетирования, возложении обязанности согласовать проведение ** ** ** года публичного мероприятия с 12.00 до 13.00. на ... города Сыктывкара, на тротуаре перед зданием ... в форме пикетирования с числом участников 5 человек. Кроме того, было заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.

В судебном заседании Зезегова Е.А. не участвовала, надлежащим образом извещена. О причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не просила, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ дело рассматривалось в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.

По смыслу ст. 2, 5, 7, 8, 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В соответствии со ст. 8 указанного закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В судебном заседании установлено, что ** ** ** года в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило уведомление о проведении публичного мероприятия с целью привлечения внимания к уничтожению в ... мужчин и женщин нетрадиционной сексуальной ориентации, с 12.00 по 13.00, ** ** ** года, в форме пикета с количеством участников 5 человек; место проведения - ..., напротив вывески общественной приемной Президента Российской Федерации.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» письмом от ** ** ** года доведена информация о не согласовании проведения публичного мероприятия в указанном организатором месте, со ссылкой на пункт 2 Постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий (далее постановление № №...), а также на то обстоятельство, что территория, заявленная в уведомлении, располагается в непосредственной близости от зоны отдыха с участием детей – ... (ст. 5 Закона РК «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми»).

Оспаривая законность отказа, административный истец указала, что запрет проведения публичных мероприятий на территориях, прилегающих к судам, сам по себе не имеет рационального оправдания в демократическом обществе; территория, непосредственно прилегающая к зданию Конституционного суда РК, чрезвычайно завышена, определена с целью воспрепятствования проведению публичных мероприятий в непосредственной близости от зданий главных государственных органов государственной власти Республики Коми, в границах обеспечивающих деятельность указанного выше суда не должен находиться тротуар перед зданием Администрации Главы Республики Коми. Ссылка на ст. 5 Закона РК «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» является надуманной, поскольку положения указанной статьи не содержат запрета на проведение пикетирований где-либо.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых не допускается проведение публичного мероприятия, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. Установление Федеральным законом приведенного перечня мест, в которых запрещено проведение публичных мероприятий, обусловлено обеспечением безопасности граждан и специальным правовым режимом этих мест.

В пункте 9 статьи 2 указанного Федерального закона под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Суд полагает, что доводы о несогласии с границами места, на территории которых в МО ГО « Сыктывкар» запрещено проведение публичных мероприятий, определенных Постановлением № 10/4160 от 29.10.08 года (в редакции от 4.09.2013 года № 9/3483), не могут приняты во внимание, поскольку в установленном порядке указанный нормативный акт не был отменен, в связи с чем, правомерно применен административным ответчиком при рассмотрении уведомления от ** ** ** года.

Учитывая изложенное, суд полагает, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» обоснованно не согласовала проведение публичного мероприятия в месте, указанном в уведомлении, поскольку заявленное место находится в границах территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный суд Республики Коми по адресу: ...

В указанных границах находится и зона отдыха с участием детей ...»), поэтому дополнительная ссылка на ст. 5 Закона РК «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» правового значения не имеет.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления, о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Представитель административного ответчика, полагал, что по смыслу части 3 ст. 12 вышеуказанного Закона, в случае отказа в согласовании публичного мероприятия в месте, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, обязанность предложить альтернативное место у органа местного самоуправления не возникает. Заявителю известны утвержденные Администрацией МО ГО площадки, на которых возможно проведение публичных мероприятий, где мог быть проведен пикет, в том числе 25.01.19 года.

Суд полагает указанный довод ошибочным.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно бьггь мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

С учетом изложенного, суд полагает, что, установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения публичного мероприятия, организованного Зезеговой Е.А., в месте, указанном в уведомлении, орган публичной власти обязан был предложить место и время, позволяющее провести указанное публичное мероприятие, чего, в нарушение закона сделано не было. Какое-либо конкретное место проведения публичного мероприятия организатору публичного мероприятия в письме от 18.01.19 года не предложено.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Проанализировав представленные доказательства, выслушав доводы административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что права административного истца на проведение публичного мероприятия были нарушены, и подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения уведомления от ** ** ** года.

Оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в дату, время, в месте, указанные в административном исковом заявлении не имеется в связи с тем, что решение вопроса о проведении публичного мероприятия относится к компетенции органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 227 КАС РФ, решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), подлежат немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказ Администрации МО ГО «Сыктывкар» Зезеговой Е.А. от 18.01.19 года согласовать проведение 25 января 2019 года публичного мероприятия в форме пикетирования с 12.00 до 13.00. на Стефановской площади города Сыктывкара на тротуаре перед зданием Администрации Главы Республики Коми публичного мероприятия в форме пикетирования с числом участников 5 человек – признать незаконным.

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» устранить нарушение прав Зезеговой Е.А. путем повторного рассмотрения уведомления о согласовании публичного мероприятия от 18.01.19 года и уведомления организатора публичного мероприятия о принятом решении в установленный законом срок.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья                     Нагибина Е.Л.

2а-1624/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зезегова Елена Александровна
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее