Дело №2-1162/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 июня 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
с участием прокурора Фирсанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1162/2022 по исковому заявлению прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец об устранении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления,-
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации городского округа город Елец об устранении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления. Требования мотивирует тем, что прокуратурой города Ельца совместно с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 48:19:6060101:734, расположенного на территории городского округа город Елец Липецкой области, границы которого утверждены Законом Липецкой области от 23.09.2004 №126-03 «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области», на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе обследования установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 48:19:6060101:734 осуществляется сброс отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, отходов грунта при проведении открытых земляных работ малоопасных и других отходов. Отходы лежат непосредственно на земле в хаотичном порядке, допущено перекрытие плодородного слоя почвы абиотическим наносом (отходами ТКО: пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые канистры, полиэтиленовые мешки, куски полиэтиленовой пленки, стеклянные и жестяные банки, битое стекло, резина (шины, камеры, шланги), ветошь, ветви плодовых деревьев, фрагменты строительных материалов, иные отходы), отходы подвержены воздействиям осадков, имеются следы их горения. Дальнейшее размещение отходов может привести к его возгоранию, что неразрывно связано со значительными выбросами в атмосферу в большом количестве продуктов горения, оказывающих крайне отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду, деградации слоя почвы, а также к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения муниципального образования. Согласно общедоступным данным Росреестра указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (для благоустройства территории выработанного карьера кирпичного завода), с неразграниченной государственной собственностью и не принадлежащий на праве собственности кому-либо. Поскольку в данном случае отходы расположены на земельном участке, право собственности на который не разграничено, собственник отходов не установлен, то обязанность по организации устранения несанкционированной свалки (независимо от характера отходов) лежит на администрации городского округа город Елец. На момент проверки меры к ликвидации несанкционированной свалки не приняты. Просит обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области устранить несанкционированную свалку в границах земельного участка с кадастровым номером 48:19:6060101:734 в точках географических координат N: 52.60987°, Е: 38.48021°; N: 52.60974°, Е: 38.47950°.
Представители ответчика администрации городского округа города Ельца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления коммунального хозяйства администрации городского округа город Елец Липецкой области в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. С просьбой об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались.
Суд, с учетом мнения участника процесса, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ельца Фирсанов В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил в срок до 01 ноября 2022 года устранить несанкционированную свалку, расположенную на территории администрации городского округа город Елец Липецкой области путем вывоза отходов для размещения в местах их захоронения.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что 20.04.2022 ведущим консультантом отдела государственного надзора управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО8 и помощником прокурора г. Ельца ФИО9 было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 48:19:6060101:734, расположенного на территории городского округа город Елец Липецкой области на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами.
Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца был вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Подпункты 11, 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и пункты 12, 22.1 статьи 9 Устава городского округа г. Елец Липецкой области Российской Федерации устанавливают, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 48:19:6060101:734 расположен по адресу: Липецкая область, г.Елец, ул. Радиотехническая, на не разграниченных землях городского округа город Елец Липецкой области, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для благоустройства территории выработанного карьера кирпичного завода; сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, отсутствуют.
20.04.2022 ведущим консультантом отдела государственного надзора управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области Фалиным Ю.В. и помощником прокурора г.Ельца Фалиным Ю.В. было проведено обследование территории городского округа город Елец Липецкой области в границах земельного участка с кадастровым номером 48:19:6060101:734, расположенного на территории городского округа город Елец. Установлено, что с восточной стороны земельного участка с КН 48:19:6060101:734 в точке с координатами N 52.60987°, Е 38.48021° осуществляется сброс на почву отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 ПО 01 72 4), мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4) и других отходов на площади около 400 кв.м.; с северной стороны земельного участка с КН 48:19:6060101:734 в точке с координатами N 52.60974°, Е 38.47950° осуществляется сброс на почву отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), отходов грунта при проведении открытых земляных работ малоопасных (код ФККО 8 11 111 11 49 4), отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31 110 01 72 4), мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4) и других отходов на площади около 300 кв.м. Отходы лежат непосредственно на земле в хаотичном порядке, допущено перекрытие плодородного слоя почвы абиотическим наносом (отходами ТКО: пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые канистры, полиэтиленовые мешки, куски полиэтиленовой пленки, стеклянные и жестяные банки, битое стекло, резина (шины, камеры, шланги), ветошь, ветви плодовых деревьев, фрагменты строительных материалов, иные отходы), отходы подвержены воздействиям осадков, имеются следы их горения.
Указанные обстоятельства подтверждаются: мотивированной справкой по результатам совместной проверки земельного участка с КН 48:19:6060101:734 государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО6, актом о результатах проверки от 20.04.2022 помощника прокурора г.Ельца юриста 3 класса ФИО7; фототаблицей; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости – земельного участка от 19.04.2022.
Меры по ликвидации несанкционированной свалки мусора и строительных отходов со стороны ответчика не приняты. Данное обстоятельство никем не опровергнуто.
Соответственно, бездействие администрации городского округа город Елец нельзя признать обоснованным и законным, поскольку отмеченные нарушения недопустимы, негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения, могут явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, а также влекут нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, администрация городского округа город Елец обязана принять меры по ликвидации указанной несанкционированной свалки на территории городского округа город Елец Липецкой области.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом существа заявленных требований, мнения истца, суд полагает, что ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность по устранению несанкционированной свалки в срок до 01 ноября 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец об устранении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа город Елец обязанность устранить несанкционированную свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 48:19:6060101:734 по адресу: Липецкая область, г.Елец, ул. Радиотехническая, в точках географических координат N: 52.60987°, Е: 38.48021° площадью около 400 кв.м. и N: 52.60974°, Е: 38.47950° площадью около 300 кв.м., путем вывоза отходов для размещения в местах их захоронения, в срок до 01 ноября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Фролова
Решение суда в окончательной форме принято 14 июня 2022 года.