Дело № 33-2044/17 Судья Котешко Л.Л.
Категория
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ефимовой В.А.,
судей Сулеймановой А.С., Козуб Е.В.,
при секретаре Кондратовой Е.В.,
при участии представителя ответчика Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тупикиной О.Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии и об установлении факта, имеющего юридическое значение,
по апелляционной жалобе Тупикиной О.Е. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13.04.2017г.,
заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Тупикина О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит признать незаконным отказ ответчика в перерасчете страховой пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с 01.02.2017 в размере 12010,61 руб., установить факт постоянного проживания истца с 1981 года по настоящее время, в том числе на 18.03.2014.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком, по мнению истца, неправомерно был осуществлен перерасчет пенсии по мотиву отсутствия штампа в паспорте истца о регистрации места жительства в г. Севастополе на момент 18.03.2014. Истец постоянно проживает в городе Севастополе с 1981 года и осуществляет здесь трудовую деятельность, что подтверждено соответствующими доказательствами.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17.04.2017г. в удовлетворении искового заявления Тупикиной О.Е. было отказано.
Тупикиной О.Е. была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой она просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В качестве доводов жалобы апеллянт указывает на то, что уменьшение размера назначенной истцу пенсии произошло в связи с отсутствием подтверждения факта проживания истца на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014г. Однако факт проживания подтверждается приобщенными к материалам дела доказательствами, в частности, паспортом гражданина Украины, в котором указана ее регистрация в городе Севастополе с 2000 года. В то же время суд в решении проигнорировал заявленное ею требование об установлении факта проживания в г. Севастополе, в котором она проживает с 1982г., осуществляла трудовую деятельность с 1983г., занимает жилое помещение по ордеру. В связи с чем выводы суда об отсутствии у нее оснований получать пенсию в прежнем размере необоснован.
На апелляционную жалобу поступили возражения от начальника Управления ПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное), в которой выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на объективно и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
В суд апелляционной инстанции явился представитель ответчика гу - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) Новикова Н.В., действующая на основании доверенности, которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Истец Тупикина О.Е. в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена заблаговременно, направила телефонограмму о невозможности явиться в назначенное время в суд в связи с невозможностью уйти с работы, просила рассмотрение дела по ее жалобу отложить, на явке настаивала.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Истица доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представила, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Тупикина Ольга Егоровна является гражданином Российской Федерации, что подтверждается ее паспортом гражданина РФ серии №, выданным ОВД Приморского округа гор. Новороссийска Краснодарского края от 09.08.2005.
Согласно паспорту гражданина РФ с 23.09.2014 Тупикина О.Е. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Севастополь, пгт. Кача, ул. Авиаторов, д. 35, кВ.8.
Согласно сведениям трудовой книжки истца с 01.02.1983 по настоящее время Тупикина О.Е. осуществляет трудовую деятельность на территории г. Севастополя.
Решением Отдела УПФР по Нахимовскому району от 21.08.2015 истцу назначена страховая пенсия по старости с 07.08.2015 в размере 12010,61 руб.
Размер пенсии истца по старости исчислен в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из стажа работы с 1977 г. по 2001 г. и заработной платы за период с 01.12.1997 г. по 31.12.2001 г.
В результате проверки ответчиком пенсионного дела истца установлено, что размер ее пенсии исчислен с нарушением норм законодательства в части исчисления страховых взносов, а именно: ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ), которой предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 г. на территориях республики Крым и города Севастополя, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 01 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополь, определяется исходя из части индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16% и среднемесячного заработка в размере 24245,70 руб.
Распоряжением от 30.12.2016 № 174658 был осуществлен перерасчет страховой пенсии истца с 01.02.2017, размер которой составил 9894,56 руб.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату.
Из анализа указанных правовых норм следует, что положения указанного закона № 208-ФЗ распространяют свое действие на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", т.е. иностранных граждан (граждан Украины) и лиц без гражданства.
В силу положений ч.1 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014. периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу ч. 4 ст. 5 N 208-ФЗ от 21.07.2014, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №400-ФЗ индивидуальный
пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
При определении права на пенсию в соответствии с нормами российского законодательства, без учета положений N 208-ФЗ от 21.07.2014, периоды работы, в том числе выполнявшейся за пределами территории РФ, засчитываются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
С 01.02.1983г., являясь гражданкой Российской Федерации, истица осуществляла трудовую деятельность в г. Севастополе, который до 18.03.2014г. являлся территорией иностранного государства Украина.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» является правильным.
В связи с ошибочным применением Пенсионным органом при назначении пенсии истцу с 07.08.2015г. Федерального закона № 208-ФЗ, является обоснованным решение Управления пенсионного фонда о перерасчете пенсии без учета положений указанного закона, в результате чего уменьшился ИПК, повлиявший на размер исчисленной истцу пенсии.
В силу п.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения.
В связи с чем, ответчиком обоснованно произведен перерасчет с 01.08.2017г. А у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований истца об обязывании ответчика произвести расчет страховой пенсии истца с 01.02.2017г. в прежнем размере - 12010,61руб.
Кроме того, судом установлено, что ГУ - УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) решения об отказе в перерасчете размера пенсии истцу не выносилось, доказательства обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением отсутствуют, фактически исковые требования сводятся к несогласию с осуществленным распоряжением от 30.12.2016 перерасчетом размера пенсии с 01.02.2017, которые разрешены судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не разрешил требование истца об установлении факта проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014г. судебной коллегией отклоняются. Суд при вынесении решения по указанному требованию вынес свое суждение об отказе в его удовлетворении связи с отказом в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет истцу размера пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку установление данного факта связано с наличием у истца права на перерасчет ему страховой пенсии, и самостоятельного правового значения не имеет.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13.04.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тупикиной О.Е. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Севастопольского городского суда в течение шести месяцев.
Председательствующий: В.А. Ефимова
Судьи: А.С. Сулейманова
Е. В. Козуб