Решение по делу № 33-15242/2024 от 09.08.2024

    Судьи Казакова Л.Д.                                            УИД 16RS0046-01-2023-006455-27

    Дело № 2-5391/2023

33-15242/2024

Учет 081г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 октября 2024 года                                                                                   город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Падериной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                         Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика отделения пенсионного и социального фонда Российской Федерации по Республики Татарстан – ФИО11 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 декабря 2023 года, с учетом определения от 8 июля 2024 года об исправлении описки, постановлено:

иск удовлетворить частично.

Признать решение ОПФР по РТ № 457269/22 от 16 сентября 2022 года, решение ОСФР по РТ № 315343/23 от 18 мая 2023 года частично незаконными.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить в общий страховой стаж ФИО12 (СНИЛС ....), период учебы с 12 декабря 1980 года по 4 мая 1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме, периоды работы с 13 марта 1992 года по 23 октября 1995 года в качестве слесаря в АО «Кант», с 13 ноября 1995 года по 1 декабря 1999 года в качестве автослесаря в АО «Тараз-Лада», с 3 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 15 января 2005 года по 15 декабря 2007 года, с 15 марта 2008 года по 30 июня 2008 года в качестве машиниста паровых котлов ТЭЦ в АО «Кант», с 1 июля 2008 года по 15 апреля 2009 года, с 15 сентября 2009 года по 15 декабря 2009 года, с 15 марта 2010 года по 15 декабря 2010 года, с 15 февраля 2011 года по 15 августа 2011 года, с 15 октября 2011 года по 30 октября 2011 года в качестве машиниста котлов ТЭЦ АО «Кант», с 15 мая 2012 года по 15 января 2013 года, с 15 апреля 2013 года по 15 мая 2013 года в качестве машиниста котлов ТЭЦ ТОО «ЦАСК».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) назначить ФИО13 (СНИЛС ....) страховую пенсию по старости с 30 сентября 2023 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) в пользу ФИО14 (СНИЛС ....) расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО15 З.Г. обратился в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по РТ) о признании решений частично незаконными, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в стаж для назначения страховой пенсии по старости, учесть при расчете ИПК справки о заработной плате, назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истец указал, что 7 июня 2022 года в связи с наличием стажа он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие величины индивидуального пенсионного коэффициента.

13 мая 2023 года ФИО16 З.Г. вновь подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении страховой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ответчиком ему было вновь отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

С данными отказами истец не согласен, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключены периоды с 12 декабря 1980 года по 4 мая 1982 года учебы в Джамбульском химико-механическом техникуме, с 13 марта 1992 по 29 ноября 1993 года работы в должности машиниста паровых турбин 3 разряда ТЭЦ в Джамбульском сахарном комбинате, с 29 ноября 1993 года по 23 октября 1995 года работы в должности машиниста паровых турбин 3 разряда в АО «КАНТ», с 13 ноября 1995 года по 1 декабря 1999 года работы в должности автослесаря в АО «Тараз - Лада», с 3 декабря 1999 года по 30 октября 2011 года работы в должности машиниста паровых котлов ТЭЦ, машиниста колов ТЭЦ в АО «КАНТ», с 1 мая 2012 года по 31 мая 2013 года работы в должности машиниста котлов ТЭЦ в Таразском сахарном заводе филиала ТОО «ЦАСК».

По изложенным основаниям истец ФИО17 З.Г. просил признать решения пенсионного органа незаконными, возложив на последнего обязанность по включению приведенных выше периодов в стаж и назначению ему досрочной страховой пенсии по старости с <дата>, а также возложить на ответчика обязанность по учету при расчете индивидуального пенсионного коэффициента данных из справок о заработной плате и взыскать с него судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО18 З.Г. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования с учетом уточнения поддержал.

Представитель ответчика ОСФР по РТ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку трудовая деятельность истца протекала в организациях Республики Казахстан, включить в страховой стаж данные периоды работы возможно только на основании формуляра, поступившего их компетентного органа Республики Казахстан, куда ответчиком направлены запросы, однако ответы в виде формуляра из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан до настоящего времени отсутствуют.

Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по РТ – ФИО19 А.П., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе представителем ответчика приводятся доводы, аналогичные высказанным в качестве возражений на иск, указывается на принятие судом решения с нарушением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения сторон.

На судебное заседание суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.

Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

20 декабря 2019 года государствами - членами Евразийского экономического союза, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном, заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, которое применяется в отношении трудящихся и членов семьи и распространяется на указанные в нем в отношении каждого члена Евразийского экономического союза виды пенсий, определяя порядок формирования пенсионных прав, их реализации и иные вопросы в области пенсионного обеспечения.

Указанное Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 года.

Между тем, статьей 12 Соглашения Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года предусмотрено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (13 марта 1992 года).

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае работа во вредных условиях труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что что ФИО20 З.Г., <дата> года рождения, обратился 7 июня 2022 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по РТ № 457269/22 от 16 сентября 2022 года ему отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, согласно решению, величина ИПК составляет 12,278, вместо необходимых 23,4.

13 мая 2023 года ФИО21 З.Г., предоставив дополнительные документы, вновь обратился в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по РТ № 315343/23 от 18 мая 2023 года истцу отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Согласно решению ОСФР по РТ № 315343/23 от 18 мая 2023 года величина ИПК составляет 12,983, вместо необходимых 23,4, продолжительность страхового стажа с учетом зачтенных пенсионным органом периодов составила 12 лет 26 дней (с учетом дополнения индивидуальных сведений с 1 января 2023 года по 12 мая 2023 года при отсутствии отвлечений, продолжительность страхового стажа составит 12 лет 5 месяцев 8 дней), при требуемой продолжительности 13 лет.

В страховой стаж не засчитаны периоды:

- период учебы с 1 сентября 1979 года по 4 мая 1982 года в Джамбулском химико-механическом техникуме, поскольку согласно части 8 статьи 13 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Закона СССР от 14 июля 1956 года, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж засчитывались периоды учебы в СУЗах только при установлении пенсии по старости, при наличии предшествовавшей учебе работы. В данном случае трудовая деятельность началась после периода учебы.

    - периоды работы в Республике Казахстан с 13 марта 1992 года по 23 октября 1995 года в качестве слесаря в АО «Кант»; с 13 ноября 1995 года по 1 декабря 1999 года в качестве автослесаря в АО «Тарац Лада»; с 3 декабря 1999 года по 31 декабря 2011 года в качестве машиниста паровых котлов ТЭЦ в АО «Кант»; с 1 января 2012 года по 31 мая 2013 года в качестве машиниста котлов ТЭЦ в ТОО ЦАСК Таразский сахарный завод; с 1 ноября 2016 года по 1 декабря 2017 года, в качестве оператора компрессорных установок ТОО Априори-Тараз; с 13 декабря 2017 года по 16 марта 2018 года в качестве рабочего, с 10 сентября 2018 года по 6 сентября 2019 года в качестве машиниста компрессорных установок в ТОО Торговый дом GOOD LOOK; с 19 марта 2018 года по 7 сентября 2018 года в качестве машиниста компрессорных установок в ТОО GOOD ZHEM, поскольку включить в страховой стаж данные периоды работы возможно только на основании формуляра из компетентного органа Республики Казахстан. Ответ в виде формуляра из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан отсутствует. Архивные справки о заработной плате принять во внимание в целях пенсионного обеспечения не представляется возможным, поскольку отсутствует формуляр подтверждение из компетентного органа Республики Казахстан.

Эти же периоды не были зачтены в стаж истца предыдущим решением ГУ-ОПФР по РТ № 457269/22 от 16 сентября 2022 года.

Факт работы истца на территории Республики Казахстан в оспариваемые истцом периоды с 13 марта 1992 года по 23 октября 1995 года в качестве слесаря в АО «Кант», с 13 ноября 1995 года по 1 декабря 1999 года в качестве автослесаря в АО «Тараз- Лада», с 3 декабря 1999 года по 31 декабря 2011 года в качестве машиниста паровых котлов ТЭЦ в АО «Кант», с 1 января 2012 года по 31 мая 2013 года в качестве машиниста котлов ТЭЦ в ТОО ЦАСК Таразский сахарный завод подтвержден последовательными записями в трудовой книжке, а также архивными справками, полученными ответчиком по запросам, и находящимися в материалах пенсионного дела (архивная справка ОАО «Тараз-Лада» № 49 от 26 августа 2021 года, архивная справка АО «Кант» № 527 от 23 декабря 2022 года, архивная справка ТОО «ЦАСК» № 628 от 23 декабря 2022 года).

Согласно поступившим на запрос ОПФР по РТ из Департамента Комитета труда и социальной защиты по Жамбылской области МТСЗН Республики Казахстан архивным справкам организаций о стаже работы и заработной плате ФИО22 З.Г., уплата обязательных пенсионных взносов в период с 1 января 2002 года по 31 мая 2013 года осуществлялась организациями, в которых работал истец за следующие периоды:

с 3 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года в АО «Кант»,

с 15 января 2005 года по 15 декабря 2007 года в АО «Кант»,

с 15 марта 2008 года по 15 апреля 2009 года в АО «Кант»,

с 15 сентября 2009 года по 15 декабря 2009 года в АО «Кант»,

с 15 марта 2010 года по 15 декабря 2010 года в АО «Кант»,

с 15 февраля 2011 года по 15 августа 2011 года в АО «Кант»,

с 15 октября 2011 года по 31 октября 2011 года в АО «Кант»,

с 15 мая 2012 года по 15 января 2013 года в ТОО ЦАСК,

с 15 апреля 2013 года по 15 мая 2013 года в ТОО ЦАСК (справки о заработной плате АО «Кант» № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 от 20 февраля 2023 года, справки о заработной плате ТОО «ЦАСК» № 20, 21, от 20 февраля 2023 года, № 34 от 15 февраля 2023 года).

Разрешая спор и принимая решение о возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж ФИО23 З.Г. периода трудовой деятельности последнего с 13 марта 1992 года по 23 октября 1995 года в качестве слесаря в АО «Кант», с 13 ноября 1995 года по 1 декабря 1999 года в качестве автослесаря в АО «Тараз-Лада», с 3 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года, суд исходил из того, что спорные периоды работы истца имели место до 1 января 2002 года на территории Республики Казахстан, являющейся государством-участником Соглашения от 13 марта 1992 года, подтверждаются материалами дела, в том числе соответствующими записями в трудовой книжке, архивными справками, и в силу приведенного нормативно-правового регулирования необходимости подтверждения компетентным органом государства сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование не имеется и спорные периоды должны учитываться при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Разрешая заявленные требования в части включения в страховой стаж истца спорных периодов его работы, имевших место после 1 января 2002 года, районный суд исходил из того, что факт осуществления истцом трудовой деятельности на территории Республики Казахстан подтверждается сведениями, отраженными в его трудовой книжке, представленными в орган пенсионного обеспечения архивными документами, отражающими факт уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом из периодов работы, имевших место после 1 января 2002 года, при определении продолжительности страхового стажа районный суд исключил периоды работы, в отношении которых отсутствовали сведения об уплате обязательных пенсионных взносов на территории иностранного государства.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 указанных Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого, в частности, являются Российская Федерация и Республика Казахстан (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года).

Как предусмотрено в части 1 статьи 7 указанного Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

В то же время, в соответствии со статьей 12 указанного Соглашения, закрепляющей переходные положения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения).

Пунктом 2 статьи 13 указанного Соглашения особо предусмотрено, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Согласно статье 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Соответственно, несмотря на то, что Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано (указанный закон вступил в силу 30 июня 2022 года), с учетом положений статьи 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года, оно подлежало и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям, применительно к стажу работы, приобретенному до 1 января 2021 года.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 также разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».

Согласно пункту 5 данных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Общий порядок подтверждения страхового стажа определен статьей 14 Закона о страховых пенсиях.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).

Аналогичные положения о подтверждении страхового стажа закреплены в вышеуказанных Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (пункт 4).

Согласно пункту 5 Правил периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», когда в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 11 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абзац 2 пункта 11 Правил).

Таким образом, спорные периоды работы истца до 01 января 2002 года, в силу вышеуказанных положений закона и международного договора могут подтверждаться, в первую очередь, трудовой книжкой, а также документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными), а применительно к периоду после 1 января 2002 года - дополнительно документами, свидетельствующими об уплате страховых взносов (пенсионных накоплений) на территории Республики Казахстан.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, не предоставление компетентным органом Республики Казахстан формуляра «О стаже работы» не может служить основанием для отказа во включении в страховой стаж периодов работы на территории указанного государства и назначении пенсии на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов.

Невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, не зависящим от действий пенсионера, не должно препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования.

Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО24 З.Г. о включении в страховой стаж периода учебы с 12 декабря1980 года по 4 мая1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме, суд первой инстанции, руководствовался пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, пришел к выводу что указанный период подлежит включению в стаж, поскольку этому периоду предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Вместе с тем, заслуживающими внимания являются доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерности включения в страховой стаж истца периода обучения с 12 декабря 1980 года по 4 мая 1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».

В соответствии с абзацем 2 подпункта «л» пункта 109 Положения при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и» засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».

Согласно архивной справки, выданной ГКЗП «Жамбылский политехнический высший колледж» Управления образования акимата Жамбылской области, ФИО26 З.Г. зачислен в число учащихся нового набора Джамбульского химико-механического техникума г. Джамбул по специальности «Технология электро-термических производств» согласно приказу №114 от 24 августа 1977 года, согласно приказу № 133 от 3 ноября 1978 года отчислен в связи с призывом в ряды Советской армии с правом восстановления. Приказом № 121 от 12 декабря 1980 года ФИО25 З.Г. восстановлен в связи с возвращением из рядов Советской армии, приказом № 84 от 4 мая 1982 года отчислен в связи с окончанием техникума с выдачей диплома.

Поскольку временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, а истец был зачислен в учебное заведение до призыва в ряды Советской армии, следовательно, условия для включения в страховой стаж спорного периода учебы не соблюдены.

С учетом приведенной мотивации выводы суда об удовлетворении исковых требований ФИО27 З.Г. о возложении на ответчика обязанности по включению в его страховой стаж периода обучения с 12 декабря 1980 года по 4 мая 1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме не могут признаны обоснованными и законными, в связи с чем постановленное в этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта – об отказе в удовлетворении иска в данной части.

В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Поскольку на момент обращения к ответчику - 13 мая 2023 года со всеми необходимыми документами, у ФИО28 Г.З. имелся необходимые возраст, страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом включенных в судебном порядке периодов работы в страховой стаж истца, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет более требуемой величины – 23,4, решение суда о признании за ним права на пенсионное обеспечение является правомерным.

Вместе с тем, судом неверно определена дата назначения пенсии, поскольку, с учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм закона, пенсия истцу должна быть назначена с 13 мая 2023 года. В данной части решение суда подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                  О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 декабря 2023 года по данному делу в части включения в страховой стаж истца периода учебы с 12 декабря 1980 года по 4 мая 1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме отменить, принять в указанной части новое решение.

Исковые требования ФИО29 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включении в сраховой страховой стаж истца периода учебы с 12 декабря 1980года по 4 мая 1982 года в Джамбульском химико-механическом техникуме отказать.

Решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 декабря 2023 года по данному делу изменить в части даты назначения ФИО30 страховой пенсию по старости с 30 сентября 2023 года, принять в указанной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) назначить ФИО3 (СНИЛС ....) страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 мая 2023 года.

В остальной части - это же решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 октября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-15242/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галиулин Зинур Галимжанович
Ответчики
Отделение пенсионного и соцаильного фонда по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
16.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2024Передано в экспедицию
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее