РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 г. рп. Дубна Тульская область.
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Яшиной В.И.,
при секретаре Турчиной М.А.,
с участием истца Нефедовой О.В.,
представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району по доверенности Назаровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-486/2023 по иску Нефедовой Оксаны Владимировны к Министерству труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, решения комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, об обязании оказать услугу в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», взыскании морального вреда,
установил:
истец Нефедова О.В., с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, решения комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, об обязании оказать услугу в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», взыскании морального вреда. Требования мотивировала тем, что она обратилась в Министерство труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО УСЗН Тульской области филиал отдела социальной защиты населения по Дубенскому району по месту регистрации за назначением государственной социальной помощи в виде социального контракта, после прохождения обучения в АО «Корпорация МСП» в конце ноября 2022 года. 02 декабря 2022 г. встала на учет в Центр Занятости самостоятельно.
Первое заявление ее приняли 14 февраля 2023 года за № 9/2023/78828_dl, по результатам его рассмотрения последовал отказ (№ 9/2023/78828_dl от 21.02.2023), в связи с тем, что у нее отсутствуют сведения о доходах за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения, так как на биржу труда она встала 02 декабря 2022 года. Она имела право на повторное обращение.
По истечению 3-х месяцев, ею было подано второе заявление от 03 марта 2023 года № 9/2023/79178, по которому было принято положительное решение о праве на оказание государственной социальной помощи от 09.03.2023, которое от нее скрыли и нарушили ее права. Впоследствии ей было отказано в государственной социальной помощи, аргументом явилось решение межведомственной комиссии, протокол № 2 от 14.03.2023, с которым ее не ознакомили, а прислали на ее электронную почту решение об отказе в предоставлении данной услуги № 9/2023/79178 от 15.03.2023 по причине предоставления неполных и недостоверных сведений о семье. Считает, что органы, предоставляющие государственную услугу, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывалось при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
После дополнительного запроса сведений об имуществе, соц.защитой было выявлено имущество, которое находится в собственности ее детей, которое соответствует списку имущества, какими объектами может владеть малоимущая семья.
Ее семья на основании имеющегося имущества и дохода является малоимущей и была признана органами соц. защиты и межведомственной комиссией с учетом представленных и дополнительно запрошенных сведений о доходах и имуществе (в решении об отказе в предоставлении государственной услуги № 9/2023/79178 от 15.03.2023г, в протоколе № 2 от 14.03.2023 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с малоимущими гражданами, проживающими на территории муниципального образования Дубенский район).
Причиной отказа в соц. контракте послужило предоставление неполной и недостоверной информации об имущественном материальном положении семьи и сведений о наложении ареста на имущество в связи с возбуждением исполнительных производств судебными исполнителями по причине неисполнения финансовых обязательств (в протоколе № 2 от 14.03.2023г заседания межведомственной комиссии), данная формулировка не является мотивированной, так как главное и единственное условие в предоставлении государственной услуги « Государственная, социальная помощь на основании социального контракта» быть малоимущим.
Главная цель социального контракта заключается в том, чтобы малоимущие граждане, смогли выйти на самообеспечение, то есть начали зарабатывать самостоятельно. Чтобы уровень их доходов повысился.
Просит признать незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги Министерства труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО « Управление социальной защиты населения Тульской области» № 9/2023/78828_dl от 21.02.2023, № 9/2023/79178 от 15.03.2023г., решение комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенного в протоколе от 14.03.2023 № 2, обязать оказать услугу в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», взыскать моральный ущерб в размере 10 000 руб.
Истец Нефедова О.В. в судебном заседании просила удовлетворить требования в полном объеме, в возражениях пояснила, что при принятии решения от 21.02.2023 Отдел социальной защиты населения по Дубенскому району неправомерно руководствовался Регламентом, действие которого утратило силу 27.04.2021, а в решении от 15.03.2023 дополнительно указаны основания, не предусмотренные ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО, кроме того в п.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание государственной социальной помощи в Тульской области» от 27 апреля 2021г. № 257-осн не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывалась первоначально в отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
До принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 15.03.2023 вынесено решение о предоставлении государственной услуги от 09.03.2023, которое не было предоставлено для ознакомления, а получено в ходе проверки сотрудниками Прокуратуры Тульской области 07.07.2023Г № 7/2-1020-2023, данное предварительное решение и уведомление от 09.03.2023 по содержанию противоречат окончательному решению, принятому 15.03.2023, что нарушает ее права на получение достоверной информации о праве на услугу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010г № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При отсутствии необходимых документов при личном обращении заявителя документы возвращаются заявителю с разъяснением, какие документы необходимо представить, что было сделано.
Тем более эти сведения никак не влияют на изменение статуса малоимущей семьи, они нужны для расчета расхода на услуги ЖКХ и налогов на недвижимость, а также расходов на транспортные средства и транспортные налоги, в соответствии со ст.4 ФЗ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Сомневается в законности принятого решения, так как комиссией плохо изучен бизнес-план, чем она собирается заниматься, а именно: открыть ИП, вид деятельности заключается в ведении предпринимательской деятельности-как руководителя, нанять сотрудников с юридическим образованием для осуществления вида деятельности 69.10 (прописано в бизнес-плане п.1), дополнительно будет осуществляться вид деятельности 68.31, для которого не нужно юридическое образование, а опыта в работе связанной с предпринимательской деятельностью у нее достаточно. АО «Корпорацией МСП» было проинформировано самостоятельно про обучение граждан-сертифицированными тренерами по образовательной программе: «Азбука предпринимателя», по результатам каждого курса предусмотрено финальное тестирование, при успешном прохождении которого таким гражданам выдается сертификат, который учитывается в органах социальной защиты населения Тульской области при принятии решения о заключении социального контракта на заседании межведомственной комиссии. Перед тем как подать документы на данную услугу в соц.защиту она удачно прошла обучение и тестирование по данному бизнес-плану и получила сертификат и напутствие комиссии в данном виде деятельности, ни у кого из членов комиссии не возникли сомнения по поводу уровня ее образования и опыта.
Представитель ответчика и третьего лица Министерства труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», Министерства труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району по доверенности Назарова О.Н. просила отказать в иске. Представила возражения, из которых следует, что малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Тульской области, имеющим (имеющему) по не зависящим от них (него) причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области, в соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495-ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области» предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Нефедова О.В. обратилась в ОСЗН по Дубенскому району впервые с заявлением и пакетом документов 14.02.2023 (заявление N° 9/2023/78828 от 14.02.2023) за назначением ГСП на основе социального контракта на открытие ИП по оказанию юридических услуг. В соответствии с поданным пакетом документов было установлено, что у заявителя отсутствуют доходы за три месяца, предшествующих месяцу обращения, в связи с чем, ей был дан отказ в назначении ГСП на основе социального контракта с указанием причины отказа (решение № 9/2023/78828 от 21.02.2023).
Повторно ответчик обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» 03.03.2023 с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. В ходе рассмотрения документов и проведения дополнительной проверки выявлены факты предоставления Нефедовой О.В. неполных сведений о принадлежащем семье имуществе, а также неисполнении заявительницей финансовых обязательств по договорам с иными организациями и учреждениями и решений суда по погашению задолженностей. А именно, в заявлении Нефедова О.В. была обязана указать полные сведения об имеющемся в семье имуществе, однако, следующие сведения об имуществе она не указала:
- нежилое здание площадью 74,6 кв.м., <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- земельные участки (два) площадью 611 и 813, расположенные по вышеуказанному адресу, также принадлежащих <данные изъяты> ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- 1/6 часть жилого здания, общей площадью 62,2 кв.м., расположенная по адресу: <данные изъяты>, принадлежащая на праве общей долевой собственности <данные изъяты> ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Указанные объекты недвижимости обременений не имеют.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ч. 2 указанной статьи, оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 14 февраля 2023 года в Управление социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району поступило заявление Нефедовой О.В. о предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на осуществление предпринимательской деятельности (л.д.48).
21 февраля 2023 года Управлением социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району принято решение № 9/2023/78828-dl об отказе Нефедовой О.В. в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта». Причиной отказа указано, что по представленным документам ее семья не может быть признана малоимущей (отсутствие сведений о доходах за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной услуги на основании социального контракта) (л.д.95).
3 марта 2023 года Нефедова О.В. повторно обратилась в Управление социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на осуществление предпринимательской деятельности.
14 марта 2023 года состоялось заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с малоимущим гражданином, проживающим на территории муниципального образования Дубенский район (Постановление администрации муниципального образования Дубенский район от 27.10.2022 № 747), в результате которого путем голосования было принято решение об отказе в заключении социального контракта. Причиной отказа указано отсутствие возможностей для выполнения мероприятий программы социальной адаптации (л.д.50).
15 марта 2023 года Управлением социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району принято решение № 9/2023/79178 об отказе Нефедовой О.В. в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта». Причиной отказа указано то, что заявителем предоставлены неполные и недостоверные сведения об имуществе семьи, а именно, выявлено недвижимое имущество, не указанное в заявлении, выявлены факты неисполнения Нефедовой О.В. финансовых обязательств по договорам с иными организациями и учреждениями, неисполнением многочисленных решений суда по погашению финансовых обязательств (л.д.49).
В ходе рассмотрения дела, ГУ ТО Управлением социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району представлены сведения о принадлежащем семье ответчика имуществе, не указанные ответчиком, а именно:
- нежилое здание <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности <данные изъяты> ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- земельный участок с <данные изъяты> принадлежащий на праве собственности <данные изъяты> ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
- земельный участок с <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности <данные изъяты> ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
- жилое здание (1/6 доля в праве), с <данные изъяты>, принадлежащее на праве общей долевой собственности <данные изъяты> ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Указанные объекты недвижимости обременений не имеют.
Свидетель Масловская Н.Н. в судебном заседании пояснила, что по заявлению Нефедовой О.В. от 14.02.2023, последней было отказано в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», в связи с тем, что у истицы не было сведений о доходах за последние три месяца, что предусмотрено законодательством. Нефедова О.В. неоднократно была у них на приеме и ей было разъяснено, что она должна предоставить сведения о составе семьи, о доходах семьи за три месяца, предшествующих дню обращения, и об имуществе всех членов семьи, принадлежащих им на праве собственности. Далее, истице был дан отказ с разъяснением причины и предложено повторно обратиться при устранении указанных в отказе нарушений.
В марте 2023г. Нефедова О.В. подала повторное заявление, представила сведения о доходах за три месяца, на основании чего она была отнесена к категории малоимущих семей.
В соответствии с законом, они обязаны проводить проверку представленных сведений. После проведения проверки было выявлено, что истица предоставила неполные сведения об имуществе, принадлежащем ей на праве собственности. Выяснилось, что на все ее имущество наложен арест. Была проведена дополнительная проверка, в ходе которой было выявлено, что истица имеет 16 исполнительных производств на общую сумму более 2 000 000 руб. Они сообщили, что окончательное решение будет принимать межведомственная комиссия.
Комиссия состоялась, в присутствии всех членов, по всем выявленным фактам. По результатам было принято решение об отказе в заключении контракта с Нефедовой О.В., в связи с предоставлением ей неполных и недостоверных сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности, в результате чего она уже не являлась малоимущей.
Во исполнение вышеуказанных положений закона, Постановлением Правительства Тульской области от 15.05.2014 № 235 были утверждены условия назначения, порядок и условия выплаты, размер государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок перечисления денежных средств гражданину при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Тульской области.
Согласно п.1. Настоящий Порядок регулирует условия назначения и выплаты, размер государственной социальной помощи, порядок перечисления денежных средств при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. N 1933 "Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации".
Согласно п.3 решение о назначении государственной социальной помощи или о мотивированном отказе в ее назначении принимается учреждением социальной защиты населения в срок не позднее 10 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или решение о мотивированном отказе в ее назначении направляется гражданину в письменной форме любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение соответствующей информации гражданином, в том числе по телекоммуникационным каналам связи, не позднее 5 календарных дней с даты принятия соответствующего решения.
В соответствии с п.4 при необходимости проведения дополнительной проверки представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) решение о назначении государственной социальной помощи или о мотивированном отказе в ее назначении принимается учреждением социальной защиты населения в срок не позднее 30 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления. В данном случае гражданину направляется предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки в письменной форме любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение соответствующей информации гражданином, в том числе по телекоммуникационным каналам связи, не позднее 10 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления.
По результатам проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) уведомление о назначении государственной социальной помощи или решение о мотивированном отказе в назначении направляется гражданину в письменной форме любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение соответствующей информации гражданином, в том числе по телекоммуникационным каналам связи, не позднее 30 календарных дней с даты приема (регистрации) заявления.
В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495- ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности учреждение социальной защиты отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В соответствии с п.12 Приложения №2 к Постановлению правительства Тульской области от 15.05.2014 г. № 235 «О мерах по реализации отдельных положений Закона Тульской области «О государственной социальной помощи в Тульской области» решение о заключении социального контракта принимается учреждением социальной защиты населения с учётом рекомендаций межведомственной муниципальной комиссии по рассмотрению вопросов оказания гражданам государственной социальной помощи на основании социальных контрактов.
Разрешая заявленные исковые требования в этой части, суд, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, приходит к выводу о том, что требования Нефедовой О.В. не подлежат удовлетворению, поскольку межведомственная муниципальная комиссии по рассмотрению вопросов оказания гражданам государственной социальной помощи на основании социальных контрактов приняла решение об отказе в заключении государственного социального контракта, в связи с чем решением Управления социальной защиты населения Тульской области - отдел социальной защиты населения по Дубенскому району истцу было отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта на основании ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 495- ЗТО «О государственной социальной помощи в Тульской области», что соответствует требованиям вышеуказанных положений закона.
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями Министерства труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Однако, отказывая в удовлетворении исковых требований Нефедовой О.В. о компенсации морального вреда, суд полагает, что действиями органа социальной защиты населения, выразившимися в отказе заключения государственного социального контракта, права последнего нарушены не были.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Нефедовой Оксаны Владимировны к Министерству труда и социальной защиты Тульской области ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице отдела социальной защиты населения по Дубенскому району о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, решения комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, об обязании оказать услугу в предоставлении государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», взыскании морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Одоевский межрайонный суд Тульской области.
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2023г.
Председательствующий В.И. Яшина.