А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Авериной Е.Г.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Кульневе А.А.,
с участием истца Василевич Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Василевич Людмилы Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в ноябре 2020 года Василевич Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что 05.06.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости согласно ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставила в УПФ РФ в г. Симферополе ряд документов, однако, ответчик отказал в перерасчете пенсии по справкам о заработной плате № 645 от 25.05.2019 за 1983-1986 гг., 1987-1991 гг., выданным <данные изъяты> Просила обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым произвести перерасчет пенсии Василевич Л.С. с учетом справок о заработной плате № 645 от 25.05.2019 выданных <данные изъяты>», с 01.07.2019.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2021 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано произвести перерасчет пенсии Василевич Л.С. с учетом справок о заработной плате от 25.05.2019 № 645, выданных <данные изъяты>», с 01.07.2019.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска Василевич Л.С. отказать. Указывает, что учесть представленную истцом архивную справку о заработной плате невозможно, поскольку документы, подтверждающие периоды работы по справке, на запрос Управления в компетентные органы Украины, не поступили.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Василевич Л.С. получает страховую пенсии по старости. 05.06.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
11.06.2019 Государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым вынесено решение № 393117/19 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости по справкам о заработной плате № 645 от 25.05.2019 за 1983-1986 гг., 1987-1991 гг., выданным <данные изъяты>», поскольку не поступил ответ на запрос ответчика, отсутствует подтверждение компетентного органа государства Украины.
Удовлетворяя исковые требования Василевич Л.С., суд первой инстанции исходил из того, что в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при расчете размера трудовой пенсии, в том числе, учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Спорные справки о заработной плате № 645 от 25.05.2019 за 1983- 1986 гг., 1987-1991 гг., выданные ПАО «Черниговбуд», имеют угловой штамп, печать предприятия, подробные сведения о заработной плате, подписи руководителя, содержат основание выдачи справок (лицевые счета за 1983-1991 гг.).
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации № 16/19па от 27.02.2002, среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», участниками которой является Российская Федерация, Республика Узбекистан и Республика Украина предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, регулируется Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1- У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР».
Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5).
Согласно положениям ст. 6 Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (ч. 1). Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ч. 2).
В п. 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 также разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при расчете размера трудовой пенсии, в том числе учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Ранее, действующим постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержден Перечень документов, предусматривающий предоставление в целях назначения трудовой пенсии сведений о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации № 1-68-У от 20.08.1992 «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» предприятиям, организациям, учреждениям» разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотрев заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу, что вышеуказанные справки о заработной плате подлежат учету при перерасчете страховой пенсии по старости, истец имеет право на перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 июля 2019 года.
Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для перерасчета пенсии истца с учетом указанной справки.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Судьи: