Дело № 2-1090/2023
УИД: 37RS0012-01-2023-001205-79
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Дегтяревой А.И.,
с участием представителя истца Службы ГЖИ по доверенности Воронина А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства,
установил:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Службы ГЖИ по Ивановской области, Служба) обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» (далее – ООО «Гарант-сервис», управляющая компания) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать контейнерную площадку для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями действующего законодательства.
Требования мотивированы тем, что ООО «Гарант-Сервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом (далее - МКД) по адресу: <адрес>. На основании приказа Службы от 19.10.2021 № 1591 проведена внеплановая документарная проверка в отношении указанной управляющей компании на предмет организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для жителей МКД, расположенных по следующим адресам: <адрес>А. В ходе проверки установлено неисполнение возложенной законом на ООО «Гарант-Сервис» обязанности в части организации контейнерных площадок для жителей МКД по адресам: <адрес>, что является нарушением лицензионных требований. По результатам проверки Службой составлен акт проверки № 82-мм от 24.11.2021 и выдано предписание № 67-мм от 24.11.2021 со сроком устранения выявленных нарушений до 13.06.2022 и предоставления об этом информации до 17.06.2022. В установленный предписанием срок его требования ООО «Гарант-Сервис» в полном объеме не исполнены, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель истца Службы ГЖИ по Ивановской области по доверенности Воронин А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Гарант-Сервис» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации г. Иваново в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в представленных в адрес суда письменных пояснениях указал, что заявок по согласованию мест (площадок) накопления ТКО для жителей МКД 18 по <адрес> от ООО «Гарант-Сервис» в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Иваново не поступало; просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, руководствуясь ст.ст.233-234 ГПК РФ, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Гарант-Сервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании приказа Службы от 19.10.2021 № 1591 в период с 21.10.2021 по 24.11.2021 осуществлена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Гарант-Сервис», в ходе которой было установлено нарушение п. 3.7.1 Правил и норм от 27 сентября 2003 года № 170, пп. «д(2)» п. 11 Правил от 13 августа 2006 года № 491, п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения № 290 от 03 апреля 2013 года, в части неисполнения возложенной законом обязанности по организации контейнерных площадок для жителей МКД по адресам: <адрес> ( л.д. 21-23.).
По результатам проверки должностным лицо Службы составлен акт проверки от № 82-мм от 24.11.2021, в котором отражены вышеуказанные выявленные нарушения, и в адрес ответчика Службой выдано предписание № 67-мм от 24.11.2021 (л.д. 30-37), где на ООО «Гарант-Сервис» возложена обязанность организовать контейнерные площадки для жителей МКД по адресам: <адрес>А, в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 13.06.2022 с предоставлением информации в срок до 17.06.2022 ( л.д. 38).
Вышеназванные акт и предписание направлены в адрес ООО «Гарант-Сервис» 09.03.2022 (л.д. 39).
Приказом Службы ГЖИ Ивановской области № 861-н от 24.10.2022 в выданное в адрес ответчика предписание № 67-мм от 24.11.2021 внесено изменение в части установления срока исполнения предписания и информирования о его исполнении, окончательный срок исполнения предписания установлен до 25.01.2023, срок информирования - до 15 27.01.2023 (л.д. 55), о чем ответчик был уведомлен согласно письму 29.10.2022 (л.д. 56).
После истечения окончательного срока исполнения предписания от 24.11.2021, ввиду не предоставления ООО «Гарант-Сервис» в Службу сведений о его исполнении, истцом у ответчика запрашивались соответствующие документы (л.д. 57).
Письмом ООО «Гарант-Сервис» от 08.02.2023 в адрес Службы сообщено, что в полном объеме предписание не исполнено в связи с тем, что в настоящее время организация контейнерной площадки для МКД по адресу: г. Иваново, ул. Болотная, д. 18 находится на согласовании в Администрации г. Иваново; для жителей МКД по адресу: <адрес>, контейнерная площадка организована (л.д. 58).
Согласно письму от 21 февраля 2023 года данная информация была проверена должностным лицом Службы путем направления соответствующего запроса в Администрацию г. Иваново.
По информации Администрации г. Иваново ООО «Гарант-Сервис» организовало контейнерную площадку для жителей МКД по адресу: <адрес>, которая внесена в реестр накопления ТКО на территории муниципального образования г.о. Иваново. Относительно контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, заявок в Управление не поступало (л.д. 63-64).
Неисполнение ООО «Гарант-Сервис» предписания № 67-мм от 24.11.2021 в полном объеме явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Постановлением Правительства Ивановской области № 374-п от 18.09.2013 утверждено Положение о Службе Государственной жилищной инспекции Ивановской области.
В соответствии с п. 1.3 указанного Положения истец является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493, предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Поскольку выявленные Службой ГЖИ по Ивановской области нарушения свидетельствуют о несоблюдении ответчиком требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей, у органа жилищного надзора имелось право обратиться в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика не оспаривалось, что до настоящего времени не внесены в реестр контейнерных площадок места организации накопления ТКО для жителей МКД, указанного в иске. Вместе с тем представитель ссылался на предпринятые ими меры, которые она считала исчерпывающими для исполнения предписания.
В соответствии с п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Согласно положениям ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как установлено в ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Положениями ст. 39 ЖК РФ установлено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, к возникшим между сторонами по данному делу правоотношениям подлежат применению, в том числе, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. 2 п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Анализ содержания данных норм свидетельствует о том, что перечень имущества, относящегося к общему имуществу дома, не является исчерпывающим и рассматривает в качестве общего имущества иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. При этом в пп. «д(2)» Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Подпунктом «г» п. 10 Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающим соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила № 170). В данном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и обслуживание дома, в том числе содержание придомовой территории.
В силу п. 3.7.1 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Согласно п. 3.7.4 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Как следует из п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 (далее - Минимальный перечень).
В соответствии с п. 26(1) Минимального перечня работы по содержанию общего имущества предполагают также организацию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Учитывая данные нормативные положения, организация и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов входит в состав услуги по содержанию общего имущества МКД, в связи с чем указанная обязанность должна исполняться управляющей компанией в рамках договора управления МКД.
Таким образом, ООО «Гарант-Сервис» как обслуживающая организация МКД по адресу: <адрес>, обязано обеспечивать надлежащую организацию и содержание мест сбора ТКО для данного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств исполнения указанной обязанности в отношении названного МКД со стороны ООО «Гарант-Сервис» в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика ООО «Гарант-Сервис» обязанности устранить выявленные истцом нарушения жилищного законодательства, а именно организовать контейнерные площадки для жителей в многоквартирных домах, указанных в просительной части иска, поскольку указанное незаконное бездействие ответчика нарушает права не только собственников помещений в данных МКД, но и иного неопределенного круга лиц, так как несет угрозу жизни и здоровью людей.
Разрешая требования истца в части установления срока для исполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Истец просит установить ответчику срок для исполнения решения суда два месяца с момента вступления решения в законную силу.
Каких-либо доводов и подтверждающих документов, свидетельствующих о невозможности управляющей компании в испрашиваемый истцом срок исполнить решение суда, в материалы дела в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено. Не представлено ответчиком и доказательств, о том, что исполнение решения суда требует предоставления иного срока.
С учетом изложенного, суд полагает, что испрашиваемого истцом срока будет достаточной для исполнения ответчиком возложенной на него решением суда обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» (ИНН 3702096468, ОГРН 1063702137290) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать контейнерную площадку для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 16 июня 2023 года.
Судья: подпись Н.А. Борисова