Судья Кукурекин К.В. Дело № 92RS0003-01-2020-003444-79
(номер производства по делу Производство № 33а-1242/2022
в суде первой инстанции Категория 020а
2а-2477/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2022 г. г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Орловой С.В.,
судей – Исаева С.Н., Кондрак Н.И.,
при секретаре – Пономаренко Ю.С.,
с участием представителя административного истца – Беленко П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яковины В. Р. к Начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо – Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Ростовской области» о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе представителя административного истца – Беленко П. В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 октября 2020 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В.,
установила:
31 августа 2020 г. Яковина В.Р., действуя через своего представителя, обратился в суд с административным иском к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которое с 15 марта 2021 г. реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ), в котором просит признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ от 20 мая 2020 г. № 58/сев об отказе в принятии Яковины В. Р. и его супруги Л.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Белгороде; обязать административного ответчика отменить решение от 20 мая 2020 г. № 58/сев и повторно рассмотреть вопрос о принятии Яковины В.Р. и его супруги Л.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что прапорщик в отставке Яковина В.Р., проходил военную службу по контракту в войсковой части №, из списков личного состава которой исключен 22 июля 2019 г. ввиду увольнения в отставку по состоянию здоровья. Общая продолжительность военной службы превышает 24 года. Решением начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ от 20 мая 2020 г. № 58/сев административному истцу и его супруге отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства – г. Белгороде. Оспариваемое решение обосновано тем, что «… Яковина В.Р. с 22 июля 2019 г. исключен из списков личного состава войсковой части №, всех видов обеспечения и направлен для постановки на учет в военный комиссариат г. Феодосия и Кировского района Республики Крым. Таким образом, на момент подачи заявления в 1 отдел (г. Севастополь) прапорщик Яковина В.Р. утратил статус военнослужащего…». Данный вывод считает не соответствующим требованиям действующего законодательства РФ, учитывая следующее. В период военной службы административный истец и члены его семьи были обеспечены служебной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>-Б, <адрес>, в которой Яковина В.Р. со своей супругой проживают по настоящее время. При увольнении Яковина В.Р. в установленном порядке представил в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны документы на принятие его и членов его семьи на жилищный учет, ошибочно включив в состав своей семьи отдельно проживающую и работающую в г. Севастополе дочь (В.В.), имеющую в г. Севастополе жилое помещение в своей собственности. До обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства административный истец с увольнением согласен не был. Решение по данному вопросу от 1 августа 2019 г. № 74/сев начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ об отказе административному истцу и членам его семьи в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, вынесено уже после исключения Яковины В.Р. из списков личного состава воинской части. Данное решение административным истцом оспаривалось в Севастопольском гарнизонном военном суде, однако в иске Яковине В.Р. было отказано. Вместе с тем, решение военного суда от 11 октября 2019 г., вынесенное по обстоятельствам представления документов для принятия на жилищный учет составом семьи три человека (с учетом отдельно проживающей дочери), к повторному обращению Яковины В.Р. в жилищный орган Минобороны РФ по вопросу принятия на жилищный учет реального состава семьи (два человека) отношения не имеет. Возможность повторно обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях появилась у административного истца только после увольнения с военной службы в отставку, но именно одно только это обстоятельство и стало причиной оспариваемого отказа. Полагает, что решением административного ответчика нарушены и гарантии, установленные международными нормативными актами. Отказ в принятии на жилищный учет лишает истца и его супругу возможности получения жилого помещения в собственность или получения денежной субсидии для приобретения или строительства жилья, чем нарушает право беспрепятственного пользования своим имуществом, гарантируемое статьей 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 октября 2020 г. в удовлетворении административного иска Яковины В.Р. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением и неправильным применением норм материального права, неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и о принятии нового решения об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении, а также приводит пример из судебной практики, указывая, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Письменных возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение районного суда отменить и постановить новое об удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик, его представитель, а также иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, выслушав мнение представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Яковина В.Р. являлся военнослужащим, приказом командира войсковой части № от 16 июля 2019 г. № 159 уволен с военной службы по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе), 22 июля 2019 г. исключен из списка личного состава воинской части, общая продолжительность военной службы составила более 24 лет, в льготном исчислении – более 27 лет.
29 апреля 2019 г. в 1 отделе (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ рассмотрено заявление прапорщика Яковина В.Р. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма; принято решение об отказе в принятии Яковина В.Р. и членов его семьи на жилищный учет, указано на обеспеченность Яковина В.Р. жилым помещением свыше учетной нормы, а также о намеренном ухудшении Яковиной В.Р. своих жилищных условий путем продажи 12 февраля 2016 г. принадлежащей ему доли жилого помещения по адресу: <адрес>, что до истечения пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий препятствует принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2 июля 2019 г. Яковина В.Р., повторно обратился в 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи (супруги и дочери) на жилищный учет для обеспечения жилым помещением в избранном в качестве места жительства – г. Белгороде.
Решением жилищного органа от 1 августа 2019 г. № 74/сев отказано в принятии истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 51, статьи 53, пунктами 2 и 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, на том основании, что он и его дочь – В.В. были обеспечены жилым помещением по установленным нормам из государственного жилищного фонда по адресу: <адрес>, общей площадью 49,10 кв.м (доля каждого в собственности составляла 16,37 кв.м), которое они продали по договору купли-продажи квартиры от 12 февраля 2016 г., чем ухудшили свои жилищные условия, в связи с чем могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения названных намеренных действий. Кроме того, дочь Яковины В.Р. – В.В. является собственником 1/10 доли жилого помещения, общей площадью 179,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, (доля в собственности составляет 17,98 кв.м).
Вышеуказанное решение явилось предметом судебного спора, инициированного Яковиной В.Р.
Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 11 октября 2019 г., вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллеги по административным делам Южного окружного военного суда от 18 декабря 2019 г., а также пересмотренным 27 августа 2020 г. и оставленным без изменения Кассационным военным судом, в удовлетворении административного искового заявления Яковины В.Р. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ от 1 августа 2019 г. № 74/сев – отказано.
В мае 2020 г. Яковина В.Р., после увольнения с военной службы, в очередной раз обратился в 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ с заявлением о принятии его и членов его семьи (супруги Л.А.) на жилищный учет для обеспечения жилым помещением в избранном в качестве места жительства – г. Белгороде.
Решением начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ от 20 мая 2020 г. № 58/сев Яковина В.Р. отказано в постановке его и супруги Л.А. на жилищный учет, в том числе на основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент подачи заявления в 1 отдел (г. Севастополь) прапорщик Яковина В.Р. утратил статус военнослужащего. Также указано на предыдущие решения жилищного органа об отказе в постановке Яковина В.Р. и членов его семьи на жилищный учет в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятым по его заявлениям от 9 апреля 2019 г. и 2 июля 2019 г.
Считая такое решение ответчика нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая данное дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пришел к выводу о том, что положения пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для взятия Яковины В.Р. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не применимы, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции, проверяя решение районного суда на соответствие требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает следующее.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Необеспеченность гражданина и членов его семьи жилым помещением по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или отсутствие у него и членов его семьи жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства – по избранному постоянному месту жительства (пункт 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512).
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из оспариваемого решения ответчика, основанием для отказа в принятии Яковины В.Р. и его супруги Л.А. на жилищный учет, послужило то обстоятельство, что на момент подачи заявления в 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации прапорщик Яковина В.Р. утратил статус военнослужащего, при этом предыдущим решением жилищного органа от 1 августа 2019 № 74/сев, получившим судебную оценку на предмет законности и обоснованности, Яковине В.Р. отказано в постановке его и членов его семьи на жилищный учет в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого решения, согласно которому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Яковины В.Р. и членов его семьи не имеется.
Обстоятельства рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что на момент увольнения с военной службы и обращения в территориальный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Яковина В.Р. являлся обеспеченным жилым помещением выше учетной нормы, установленной по избранному месту жительства в г. Белогороде (15 кв.м), что само по себе свидетельствует об отсутствии у него необходимых правовых оснований для получения жилья в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Данные обстоятельства, в том числе касающиеся отнесения дочери Яковины В.Р. к членам его семьи при решении вопроса о постановке Яковины В.Р. на жилищный учет, являлись предметом судебного рассмотрения и считаются установленными. В связи с указанным, довод административного иска о том, что при подаче документов на принятие его и членов его семьи на жилищный учет он ошибочно включил в состав своей семьи отдельно проживающую и работающую в г. Севастополе дочь, являются несостоятельными.
Таким образом, вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, дважды был рассмотрен при увольнении Яковины В.Р. с военной службы, уполномоченным лицом приняты соответствующие решения от 29 апреля 2019 г. № 36/сев и от 1 августа 2019 г. № 74/сев, судебными органами установлена законность и обоснованность последнего.
Очередное обращение Яковины В.Р. в мае 2020 года с заявлением о постановке на жилищный учет в ином составе семьи осуществлено административным истцом после утраты им статуса военнослужащего, при этом с сохранением тех же обстоятельств, которые послужили основанием для отказа в принятии его и членов его семьи на жилищный учет, изложенного в решении от 1 августа 2019 г. № 74/сев.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, уполномоченным органом и не противоречит установленной процедуре, при этом доводы административного иска и апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела; данных, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения ответчика, не установлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом ссылка в оспариваемом решении районного суда на положения пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу частей 4 и 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, изученные в ходе рассмотрения настоящего дела, сводятся к несогласию с решением суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегий по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца – Беленко П. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –