Решение по делу № 2а-1002/2020 от 03.06.2020

ДЕЛО № 2а-1002/2020

УИД № 50RS0046-01-2020-002803-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 года

г.Ступино Московской области

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 07 июля 2020 года

Мотивированное решение составлено 04 августа 2020 года

Ступинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Ильиной О.И.,

при секретаре Шуваеве С.А.,

с участием административного истца Севалова М.Н., представителя административного ответчика Новиковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Севалова Максима Николаевича к администрации городского округа Ступино о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Севалов М.Н. обратился в Ступинский городской суд Московской области с административным иском к администрации городского округа Ступино, в котором просит суд признать незаконным решение административного ответчика от 03.03.2020 года № об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена»; обязать административного ответчика в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения в отношении земельного участка площадью 20 000 кв.м по адресу: <адрес>, в координатах согласно приложенной к заявлению схеме расположения.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что через портал государственных услуг обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена», в отношении земельного участка площадью 20 000 кв.м по адресу: <адрес> 03.03.2020 года ответчиком принято решение № об отказе в предоставлении Государственной услуги по причине того, что в соответствии со сводным заключением Минимущества Московской области имеются разночтения в генплане и в ППЗ г/о Ступино; схема разработана с нарушением требований ст.11.9 ЗК РФ; земельный участок в истребуемых координатах перекрывает подъездную дорогу к земельному участку с КН . Однако в соответствии с заключением кадастрового инженера испрашиваемый участок не пересекает дорогу, и расположен в границах территории СХ-3, что соответствует требованиям ППЗ г/о Ступино. Указанное решение находит незаконным, что явилось основанием для обращения с иском в суд.

В судебном заседании административный истец обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика иск не признала по доводам, изложенным письменно, дополнительно пояснив, что оспариваемое решение вынесено с учетом решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятого в соответствии с заключением Комитета архитектуры и градостроительства в Московской области, не находящегося в каком-либо соподчинении с административным ответчиком, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок по описанию располагается в соответствии с генпланом г/о Ступино частично в двух функциональных зонах, и в границах этого участка располагается частично грунтовая дорога, что также видно на публичной кадастровой карте и представленной схеме. Действительно, в настоящий момент действует новый генплан и Правила землепользования и застройки, но никаких изменений по отношению к испрашиваемому земельному участку не произошло.

Выслушав мнение сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2020 года Севалов М.А. обратился в администрацию г/о Ступино с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 20 000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для животноводства или скотоводства по адресу: <адрес> на праве аренды без проведения торгов.

К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет”;

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.

Согласно п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, в частности: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Рассмотрев вышеуказанное заявление, администрацией г/о Ступино 03.03.2020 года принято решение № об отказе в предоставлении Государственной услуги, поскольку разработка схемы расположения земельного участка изготовлена с нарушением ст.11.9 ЗК РФ с образуемым земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации, что выразилось в следующем: земельный участок в истребуемых координатах перекрывает подъездную дорогу к земельному участку с КН ; имеются разночтения в генплане и в Правилах землепользования и застройки г/о Ступино, поскольку в генплане частично зона лесов, частично – ИТ – объектов инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктур, а согласно ПЗЗ – зона СХ-3.

В представленных стороной административного ответчика материалах по заявлению также содержится Заключение управлением градостроительства и архитектуры об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

Имеется выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.02.2020 года № 36-О п.36, согласован отказ в предоставлении услуги.

Указанное решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28.02.2020 года (п.36), которым Севалову М.В. согласован отказ в предоставлении услуги, административным истцом не оспаривается; истец высказался в судебном заседании о том, что итоговое решение было принято только администрацией г/о Ступино.

Суд не соглашается с позицией административного истца по следующим основаниям.

Порядок оказания Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» на территории городского округа Ступино Московской области установлен соответствующим Административным регламентом, утв. распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.12.2018 № , согласно п. 5.6.1 которого в целях предоставления Государственной услуги администрация г/о Ступино взаимодействует с Министерством имущественных отношений Московской    области, в целях получения    сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для предоставления земельного участка.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 указанной выше статьи, за исключением направления уведомлений о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории муниципального района, городского округа Московской области и направления уведомлений о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Согласно пп. 2 п. 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 №1154\51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

После вступления в действие Законов Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 и № 107/2014-03, с 01.01.2015 года предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую.

В соответствии с п.п. 2, 3 Временного порядка, подготовленный Проект подлежит направлению в Минмособлимущество. Проект с приложением документов орган местного самоуправления направляет в Минмособлимущество сопроводительным письмом для рассмотрения Проекта на заседании межведомственной комиссии по вопросам земельноимущественных отношений в Московской области.

Согласно п. 4.4 Временного порядка, решение межведомственной комиссии подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением межведомственной комиссии в протоколе Модуля.

Вышеизложенный порядок согласуется с положениями ст. 39.2 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-10 ЗК РФ.

При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления городского округа лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной госсобственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений Московской области.

Таким образом, суд соглашается с обоснованностью решения административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, и с учетом изложенных обстоятельств у суда отсутствуют законные основания для возложения обязанности на административного ответчика в указанной части.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Севалова Максима Николаевича к администрации городского округа Ступино о признании незаконным решения № от 03.03.2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена»; о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 20 000 кв.м по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                 О.И.Ильина

2а-1002/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Севалов Максим Николаевич
Ответчики
Администрация г.о. Ступино
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Судья
Ильина О. И.
Дело на странице суда
stupino.mo.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация административного искового заявления
04.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее