Дело № 5-458/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Г. Пермь 28 февраля 2022 года
Судья Свердловского районного суда города Перми Лучникова С.С.,
при секретаре Гуляевой Ю. А.,
с участием защитника ООО «Уралэкоресурс» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс», <данные изъяты>, расположенного по адресу: 614064, <адрес>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 01 мин. находясь по адресу: <адрес>, ООО «Уралэкоресурс», умышленно не выполнило требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно, не представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по <адрес> и Ненецкому автономному округу запрашиваемую определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ информацию:
1.3 Перечень осуществляемых видов деятельности по обращению с отходами с указанием эксплуатируемых производственных и иных объектов, на которых данная деятельность осуществляется;
1.4 Проектную документацию и сведения о вводе в эксплуатацию объектов по обращению с отходами, в том числе котлованов для накопления и/или хранения НСЖ;
1.5 Сведения о технологических процессах, технологиях, о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, в результате использования (выполнения) которых образованы отходы с указанием видов отходов, осуществлены выбросы загрязняющих веществ и сбросы загрязняющих веществ с указанием перечня загрязняющих веществ;
1.6 Материалы документального учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ);
1.7. Сведения об отходах производства и потребления, обнаруженных на участке при проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ, сведения: о времени (периоде) образования данных отходов; сведения о наименовании отходов производства и потребления, объеме или массе отходов; места образования данных отходов, в том числе адресов объектов, видов деятельности и производственных процессов, в результате которых образованы данные отходы; сведения об обращении данных отходов (с приложением подтверждающих документов (договоров, актов приема-передачи, путевых листов и иное));
1.8 Принимало ли ООО «Уралэкоресурс» на данный участок нефтесодержащие отходы за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ);
1.9 Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспорта отходов I-IV классов опасности;
1.10 Материалы статистического учета обращения с отходами производства и потребления (статистическая форма №-ТП «отходы»);
1.11 Сведения о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на обозначенном земельном участке;
1.12 Документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
1.13 Сведения о лице, ответственном за охрану окружающей среды ООО «Уралэкоресурс» (приказ о назначении на должность, должностная инструкция, паспортные данные (№, дата выдачи, кем выдан с указанием места жительства и места прописки).
Отсутствие данных сведений не позволяет установить все обстоятельства расследуемого административного правонуршения.
Защитник юридического лица в судебном заседании вину не признал.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав защитника ООО «Уралэкоресурс», изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С субъективной стороны невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении характеризуется умыслом. При этой форме вины правонарушитель: осознает противоправный характер своего деяния; предвидит вредные последствия своего деяния; желает наступления данных вредных последствий. Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по статье 17.7 КоАП РФ.
Положениями части 1 статьи 26.10 КоАП РФ закреплено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Ненецкому автономному округу из прокуратуры <адрес> поступила информация о выявлении фактов нарушения ООО «Уралэкоресурс» требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ (л.д.4-7).
Определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по факту материалов представленных прокуратурой <адрес> о фактах загрязнения окружающей среды в отношении ООО «Уралэкоресурс» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и определено о проведении административного расследования. Определение от ДД.ММ.ГГГГ получено юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9,11-12).
Для получения материалов (сведений) необходимых для разрешения дела, на основании статьи 26.10 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вынесло определение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указало, что в трехдневный срок с момента его получения ООО «Уралэкоресурс» необходимо предоставить информацию и документы, а именно:
1.1 Копии документов на право пользования ООО «Уралэкоресурс» земельным участком с кадастровым номером 11:20:0604002:1619;
1.2 На протяжении какого времени ООО «Уралэкоресурс» осуществляет деятельность по хранению, накоплению, сбору, утилизации, обезвреживанию отходов на обозначенном земельном участке;
1.3 Перечень осуществляемых видов деятельности по обращению с отходами с указанием эксплуатируемых производственных и иных объектов, на которых данная деятельность осуществляется;
1.4 Проектную документацию и сведения о вводе в эксплуатацию объектов по обращению с отходами, в том числе котлованов для накопления и/или хранения НСЖ;
1.5 Сведения о технологических процессах, технологиях, о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, в результате использования (выполнения) которых образованы отходы с указанием видов отходов, осуществлены выбросы загрязняющих веществ и сбросы загрязняющих веществ с указанием перечня загрязняющих веществ;
1.6 Материалы документального учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ);
1.7. Сведения об отходах производства и потребления, обнаруженных на участке при проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ, сведения: о времени (периоде) образования данных отходов; сведения о наименовании отходов производства и потребления, объеме или массе отходов; места образования данных отходов, в том числе адресов объектов, видов деятельности и производственных процессов, в результате которых образованы данные отходы; сведения об обращении данных отходов (с приложением подтверждающих документов (договоров, актов приема-передачи, путевых листов и иное));
1.8 Принимало ли ООО «Уралэкоресурс» на данный участок нефтесодержащие отходы за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ);
1.9 Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности, паспорта отходов I-IV классов опасности;
1.10 Материалы статистического учета обращения с отходами производства и потребления (статистическая форма №-ТП «отходы»);
1.11 Сведения о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на обозначенном земельном участке;
1.12 Документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
1.13 Сведения о лице, ответственном за охрану окружающей среды ООО «Уралэкоресурс» (приказ о назначении на должность, должностная инструкция, паспортные данные (№, дата выдачи, кем выдан с указанием места жительства и места прописки) (л.д.15-17);
Определение было получено ООО «Уралэкоресурс» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Ненецкому автономному округу поступил ответ (направлен юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ), из содержания которого следует, что:
Согласно п.1.1 копии документов на право пользования ООО «Уралэкоресурс» земельным участком с кадастровым номером 11:20:0604002:1619 были предоставлены ранее с ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ (после получения определения о возбуждении производства по делу и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно представленных документов, гражданско-правовые взаимоотношения по вышеуказанному участку прекращены (л.д. 22-47).
Согласно п. 1.2 за время действия договора субаренды, ООО «Уралэкоресурс» не осуществляло и не осуществляет деятельность по хранению, накоплению, сбору, утилизации, обезвреживанию отходов на обозначенном земельном участке, договор заключался с целью прохождения лицензирования, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приказом на проведение внеплановой проверки. При проведении осмотра установлено, что деятельность не велась, нарушений в виде загрязнений не выявлено.
Согласно п.1.3, п.1.4, все сведения имеются в лицензии организации.
Согласно п.1.6, п.1.8, п.1.9, п.1.10, п.1.11, п.1.12, п.1.13 ввиду отсутствия деятельности за период действия договора субаренды, просили конкретизировать перечень необходимых документов.
Согласно п.1.7 пояснили, что при заключении договора, собственником земельного участка, ФИО5 были предоставлены сведения о том, что предыдущим арендатором ООО «РИЭЦ «ЭкоКоми» после использования земельного участка для утилизации отходов, в нарушение ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель, не была произведена рекультивация участка, а также не вывезены остатки от его деятельности, колеса и бочки с непонятным содержанием, в связи с чем, приложением № к договору будет ограничено право пользования земельным участком, до момента решения вопроса о проведении рекультивации в суде. В части сведений о времени (периоде) образования данных отходов пояснить не представляется возможным, так как отходы принадлежат ООО «РИЭЦ «ЭкоКоми». Также указано на то, что при проведении внеплановой проверки, представителем ООО «Уралэкоресурс» данный факт был озвучен и внесен в Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21).
В связи с умышленным невыполнением законного требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в отношении ООО «Уралэкоресурс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Вина юридического лица в совершении правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; Информацией прокуратуры <адрес> о выявлении фактов нарушения ООО «Уралэкоресурс» требований в области охраны окружающей среды; Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; Ответом ООО «Уралэкоресурс», направленном в адрес Управления ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства законности требования (в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ) должностного лица, осуществлявшего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, о предоставлении документов, необходимых для установления обстоятельств, имеющих значение в рамках дела об административном правонарушении, подтверждены материалами дела и сомнений не вызывают. Доводы представителя о том, что сведения определением от ДД.ММ.ГГГГ запрошены повторно (учитывая, что в течение 2021 года было проведено 3 проверки в отношении ООО «Уралэкоресурс, по аналогичным обстоятельствам), о незаконности такого требования не свидетельствуют, от исполнения данного требования (с представлением документов, с указанием причин невозможности представления сведений именно в запрашиваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), общество не освобождалось.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения от ответственности за невыполнение законного требования являются только обстоятельства, объективно исключающие возможность его выполнения и не зависящие от воли лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Такие обстоятельства в настоящем случае отсутствуют, виновность юридического лица, в том числе с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
Буквальное содержание определения от ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение требований которого в полном объеме, влечет наступление административной ответственности в рамках настоящего дела, свидетельствует, что должностным лицом запрашивались сведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом не в полном объеме даны ответы, в частности не дан ответ по п.1.5, согласно ответу на п.1.3 и 1.4 все сведения имеются в лицензии, однако сведений о том, направлялась ли данная лицензия в адрес Управления материалы дела не содержат. На п.1.6, п.1.8, п.1.9, п.1.10, п.1.11, п.1.12, п.1.13 дан ответ за период действия договора субаренды, вместе с тем, как указано выше сведения необходимо было предоставить за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, истребование должностным лицом в рамках возбужденного дела об административном правонарушении сведений о фактических обстоятельствах события, напрямую не связано с установлением виновности конкретного юридического лица в совершении административного правонарушения. В связи с чем, доводы защитника о том, что в дальнейшем в отношении общества производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ прекращено, не свидетельствуют о надлежащем исполнении требований по определению должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в установленный для этого срок и не исключают вины ООО «Уралэкоресурс» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Бездействие ООО «Уралэкоресурс» судья квалифицирует по ст.17.7 КоАП РФ, как умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Уралэкоресурс" от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Таким образом, учитывая характер допущенного правонарушения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, а также то, что общество является малым предприятием и ранее не привлекалось к административной ответственности, прихожу к выводу о назначении ООО «Уралэкоресурс» наказания в виде предупреждения.
Оснований для назначения иного вида наказания, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9,2 9.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Общество с ограниченной ответственностью «Уралэкоресурс» <данные изъяты>, расположенное по адресу: 614064, <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.С.Лучникова