Судья: Архипова Л.Н. |
дело № 33-4719/2020 |
50RS0035-01-2019-008023-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Шишкина И.В.,
при помощнике судьи Анпилоговой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 11 ноября 2019 года по делу <данные изъяты> по иску Подольского городского прокурора в интересах ФИО к Министерству здравоохранения <данные изъяты>, Управлению координационной деятельности медицинских и фармацевтических организаций <данные изъяты> Министерства здравоохранения <данные изъяты>, Организация, Организация о взыскании денежной компенсации,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истицы, ее представителя, представителей ответчиков,
прокурора Корнилова П.С.,
УСТАНОВИЛА:
Подольский городской прокурор, действуя в интересах в интересах ФИО обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <данные изъяты>, Управлению координационной деятельности медицинских и фармацевтических организаций <данные изъяты> Министерства здравоохранения <данные изъяты>, Организация, Организация, просил взыскать с Министерства здравоохранения <данные изъяты> в пользу ФИО стоимость приобретенных ею лекарственных средств для лечения на общую сумму <данные изъяты> рубля.
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО – <данные изъяты> года рождения, является инвалидом 2 группы, федеральным льготником. ФИО состоит на учете в онкологическом диспансере Организация с 11.08.2017 года с диагнозом по заболеванию: Лимфома Ходжкина, 2 стадия с поражением лимфоузлов среднего средостения. В ходе проверки, проведенной <данные изъяты> городской прокуратурой установлено, что ФИО в ноябре 2015 года поступила в <данные изъяты> и перенесла 6 курсов <данные изъяты>, лучевую терапию в июне 2016 года. В июне 2017 года перенесла 2 курса <данные изъяты>. 01.12.2017-06.12.2017 цикл кондиционирования <данные изъяты>, 08.12.2017 аутологичную трансплантацию периферических гемопоэтических стволовых клеток и ранний посттрансплантационный рецидив в апреле 2018 года. В ходе консультации в Организация ФИО рекомендовано назначение лекарственного препарата <данные изъяты> 8 курсов в /вено капельно 1 раз в неделю. Согласно протоколу решения врачебной комиссии Организация <данные изъяты> от 25.04.2018 года ФИО назначен лекарственный препарат <данные изъяты>, торговое наименование – <данные изъяты>. Лекарственный препарат <данные изъяты> входит в перечень льготных лекарственных препаратов, согласно приложения <данные изъяты> к Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2017 <данные изъяты>-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год». 19.07.2018 года ФИО был выдан льготный рецепт <данные изъяты><данные изъяты> на получение указанного препарата (4 флакона, доз. 50мг). <данные изъяты> ФИО вновь получила льготный рецепт <данные изъяты><данные изъяты> на этот лекарственный препарат (4 флакона, доз. 50мг). Однако рецепты не были обслужены аптечной сетью Организация по причине отсутствия централизованной поставки лекарственного препарата Брентуксимаб Ведотин, в связи с тем, что Министерством здравоохранения М. <данные изъяты> закупка указанного препарата своевременно не была произведена. <данные изъяты> и <данные изъяты> ФИО осуществила закупку лекарственного препарата <данные изъяты> за счет собственных денежных средств. Общая сумма затраченных на приобретение лекарственных препаратов денежных средств составила <данные изъяты> рубля. Препарат является жизненно необходимым, а потому его приобретение в юридически значимый период времени являлось объективной необходимостью для ФИО
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель Министерства здравоохранения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела был извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление.
Представитель Управления координационной деятельности медицинских и фармацевтических организаций <данные изъяты> Министерства здравоохранения М. <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель Организация в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель Организация в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от 11 ноября 2019 года с Министерства здравоохранения <данные изъяты> в пользу ФИО взыскана стоимость приобретенных лекарственных средств для лечения на общую сумму <данные изъяты> руб. В удовлетворении требований ФИО к Управлению координационной деятельности медицинских и фармацевтических организаций <данные изъяты> Министерства здравоохранения <данные изъяты>, Организация, Организация отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Организация ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Подольской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО по вопросу не обеспечения лекарственными средствами.
В ходе проверки установлено, что ФИО – <данные изъяты> года рождения, является инвалидом 2 группы, федеральным льготником, что подтверждается справкой <данные изъяты> <данные изъяты> серии МСЭ -2017.
ФИО состоит на учете в онкологическом диспансере Организация с <данные изъяты> с диагнозом по заболеванию: Лимфома Ходжкина, 2 стадия с поражением лимфоузлов среднего средостения.
В ходе проверки, проведенной Подольской городской прокуратурой установлено, что ФИО в ноябре 2015 года поступила в Организация и перенесла 6 курсов <данные изъяты>, лучевую терапию в июне 2016 года. В июне 2017 года перенесла 2 курса <данные изъяты>. 01.12.2017-06.12.2017 цикл кондиционирования <данные изъяты>, 08.12.2017 аутологичную трансплантацию периферических гемопоэтических стволовых клеток и ранний посттрансплантационный рецидив в апреле 2018 года.
В ходе консультации в Организация ФИО рекомендовано назначение лекарственного препарата <данные изъяты> 8 курсов в /вено капельно 1 раз в неделю.
Согласно протоколу решения врачебной комиссии Организация <данные изъяты> от <данные изъяты> ФИО назначен лекарственный препарат Брентуксимаб Ведотин, торговое наименование – <данные изъяты>.
Лекарственный препарат Брентуксимаб Ведотин входит в перечень льготных лекарственных препаратов, согласно приложению <данные изъяты> к Распоряжению Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год».
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьями 11,19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. При этом, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", граждане, внесенные в регистр федеральных льготников, имеют право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача бесплатно, за счет средств бюджета Российской Федерации.
Согласно статье 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, также обязаны:
1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;
4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Согласно закону Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» установлены меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий.
Статьей 18 указанного закона установлено, что лицам, страдающим социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, финансирование которых является обязательством бюджета Московской области.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому в перечень социально значимых заболеваний относятся, в том числе злокачественные новообразования.
В соответствии с подпунктами 5,7, 14 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
19.07.2018 года ФИО был выдан льготный рецепт <данные изъяты><данные изъяты> на получение указанного препарата (4 флакона, доз. 50мг).
29.08.2018 года ФИО был выдан льготный рецепт <данные изъяты><данные изъяты> на этот лекарственный препарат (4 флакона, доз. 50мг).
Однако рецепты не были обслужены аптечной сетью Организация по причине отсутствия централизованной поставки лекарственного препарата Брентуксимаб Ведотин, в связи с тем, что Министерством здравоохранения Организация закупка указанного препарата своевременно не была произведена.
03.08.2019 года и 11.09.2019 года ФИО осуществила закупку лекарственного препарата Брентуксимаб Ведотин за счет собственных денежных средств. Общая сумма затраченных на приобретение лекарственных препаратов денежных средств составила <данные изъяты> рубля, что подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>, возложена постановлением Правительства <данные изъяты> <данные изъяты> от 17.10.2007 на Министерство здравоохранения <данные изъяты>.
Как установил суд, из материалов настоящего гражданского дела следует, что ФИО, являясь инвалидом и нуждаясь в лекарственном препарате, не была обеспечена им в срок.
Поскольку Министерство здравоохранения <данные изъяты> не предоставили обеспечение ФИО, жизненно необходимым для нее лекарственным препаратом, ФИО приобрела указанный лекарственный препарат за собственные денежные средства на общую сумму <данные изъяты> рубля.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд исходил из того, что на основании решение врачебной комиссии ФИО подлежала обеспечению лекарственным средством, которое отсутствовало в момент определенный для приема, в связи с чем, препарат был приобретен за счет средств собственных денежных средств. А, следовательно, расходы, понесенные на приобретение жизненно важного препарата, подлежат компенсации за счет средств лица, в чью обязанность входит обеспечение лекарственным средством.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При непредставлении каких-либо доказательств суд устанавливает наличие обстоятельств на основе доказательственных презумпций, исходя из того, что они не опровергнуты; отсутствие обстоятельств - на основе того, что сторона, на которой лежит обязанность доказывания, не представила доказательств в их подтверждение.
Доказательств, соответствующих требованиям статей 59,60 ГПК РФ, и подтверждающих возможность получения истцом лекарственного средства бесплатно, ответчиками суду не представлено.
Судом отклонены доводы Министерства здравоохранения <данные изъяты> о том, что в период отсутствия данных препаратов, ФИО необходимо было обратиться к лечащему врачу для подбора альтернативной терапии, поскольку препарат является жизненно важным, а следовательно данное обстоятельство не имеет исключительного правового значения. При этом, согласно материалам настоящего гражданского дела, назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником, при этом, врач должен руководствоваться сведениями о наличии тех или иных лекарственных препаратов в аптечной сети. Рассматриваемый лекарственный препарат отсутствовал в специализированной аптечной сети по состоянию на 19.07.2018 года и 29.08.2018 года.
При таких обстоятельствах, исходя из требований правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу, что с Министерства здравоохранения <данные изъяты> подлежит взысканию компенсация расходов на приобретение жизненно важных лекарственных средств в размере <данные изъяты> рубля в пользу лица, понесшего соответствующие расходы.
Отказывая в удовлетворении требований к Управлению координационной деятельности медицинских и фармацевтических организаций <данные изъяты> Министерства здравоохранения <данные изъяты>, Организация и Организация, суд исходил из правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи