УИД: 51RS0008-01-2021-001750-20
дело № 2а-1209/2021 мотивированное решение составлено 15 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
при секретаре Замятиной О.А.,
с участием административного истца Шараговича Д.А.,
представителя административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области по доверенности Мушенковой Е.В.,
представителя административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области», начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» Иванова А.А. по доверенности - Клочковой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Шараговича Дмитрия Андреевича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний о признании действий незаконными и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шарагович Д.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ «МСЧ-51» ФСИН России) о признании действий незаконными и компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 23 УФСИН России по Мурманской области. В периоды с *** по ***, с *** по *** он находился на лечении и обследовании по причине имеющихся у него хронических заболеваний и назначении терапии в больнице ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, расположенной на территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» (далее - ФКУ ИК № 18 УФСИН России по Мурманской области). В 2020 году он находился в палате, в которой отсутствовала вентиляция, кроме того, находясь в больнице в указанные периоды, он был лишен права ежедневных прогулок на свежем воздухе, несмотря на то, что на территории больницы имеется специально оборудованный дворик для прогулок осужденных. В связи с чем, полагал, что в указанные периоды он содержался в ненадлежащих условиях, просил суд взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.
Определениями суда от *** и от *** к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам изложенным в заявлениях, полагал, что начальник исправительного учреждения не вправе устанавливать распорядок дня в отношении осужденных, содержащихся в лечебном учреждении на территории ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, отличный от распорядка дня предусмотренного Уголовно-исполнительным законодательством, в части права осужденных на ежедневные прогулки. Отметил, что в соответствии с пунктом 122 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 190, ежедневная прогулка предоставляется для всех больных, за исключением случаев, когда имеются клинические и санитарно-эпидемические противопоказания. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, могут свидетельствовать, например, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе. Добавил, что на территории отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России имеется прогулочный дворик, на котором разрешено осуществлять прогулки отдельным категориям осужденных, находящихся на лечении, просил истребовать видеоматериал с камер, установленных на данном объекте. Также добавил, что в 2021 году он находился в отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России не на лечении, а на обследовании. Кроме того, указал, что в палате, в которой он находился в 2020 году, отсутствовала система вентиляции, при этом, в 2021 году вентиляцию установили, что свидетельствует о том, что администрация исправительного учреждения устранила нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, имевшие место в 2020 году. На взыскании компенсации морального вреда настаивал.
Представитель УФСИН России по Мурманской области, а также ФСИН России Мушенкова Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указала, что приказы начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об установлении распорядка дня для отделений ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России изданы в соответствии с предоставленными полномочиями, не нарушают права административного истца и на него распространяются общие требования. В части доводов административного истца об отсутствии в палате вентиляции указала, что согласно справки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-51 условия содержания в палатах Больницы в части касающейся вентиляции, соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Кроме того, обратила внимание суда на то, что административный истец пропустил трехмесячный срок на обжалование действий должностных лиц.
Представитель ФКУ ИК 18 УФСИН России Клочкова К.М., действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела с административным иском не согласилась, полагала его необоснованным, поддержала доводы, изложенные представителем УФСИН России по Мурманской области. Отметила, что со стороны учреждения отсутствует нарушение прав административного истца, поскольку согласно распорядку дня, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области для отделений ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, предоставление прогулок осужденным, проходящим лечение в данных лечебных отделениях, не предусмотрено. Отметила, что прогулочный дворик в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России отсутствует, а территория, которую истец обозначил в качестве прогулочного дворика, используется в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области как переход из жилой зоны на территорию лечебного учреждения, в том числе из него производится завоз продуктов питания для больных, а также осуществляется проход медицинского персонала в столовую для осужденных с целью проверки качества питания приготовляемой пищи. Предоставить видеосъемку указанной территории за период нахождения истца в лечебном учреждении невозможно, поскольку срок хранения видеоархива истек. Также пояснила, что в настоящее время видеосъемка территории не ведется в связи с выходом из строя видеопринимающего устройства. В части доводов истца об отсутствии вентиляции, указала, что в палатах медучреждения в 2020 году вентиляция осуществлялась естественным путем через форточку оконного блока через решетку, а также через отверстия в стене палаты. Кроме того, полагала, что административным истцом в данной части пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями, а также отметила, что административный истец ранее не заявлял об указанном нарушении его прав.
Представители ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, представили возражения, согласно которым с требованиями административного истца о признании незаконными действий по не предоставлению ему прогулок в период прохождения лечения в условиях стационара не согласны, поскольку положениями п. 22 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее - ПВР ИУ), установлено, что распорядок дня осужденных утверждается приказом начальника исправительного учреждения. В целях реализации предоставленного права, приказами начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области и приложениями к данным приказам установлен распорядок дня для отделений ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, согласно которым предоставление прогулок осужденным, проходящим лечение в данных лечебных отделениях, не предусмотрено. Обратили внимание, что положения статьи 93 УИК РФ устанавливающие право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, на прогулку, продолжительность которой установлена ст. 123 УИК РФ, в зависимости от условий содержания, не распространяются на осужденных проходящих лечение в медицинских учреждениях, находящихся на территории исправительного учреждения.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шарагович Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области с *** по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Мурманска от ***, которым осужден по ч. 1 ст. 159.3 ч.5 ст.69, ст. 71 УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Правовое положение осужденных регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.
В соответствии с частью 2 статьи 1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В силу части 1 статьи 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ст. 10 УИК РФ).
В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с частями 1,3,4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке главы 22 КАС РФ и подлежат удовлетворению при наличии в совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения сроков обращения в суд, а на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.
Судом установлено, что в периоды времени с *** по ***, с *** по *** Шарагович Д.А. проходил курс лечения в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России. Указанное медицинское учреждение располагается на территории ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области осуществляет деятельность по исполнению наказания в виде лишения свободы, является исправительной колонией строгого режима, расположено по адресу: п. Мурмаши Кольского р-на Мурманской обл., ул. Зеленая, д. 10.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему РФ, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых, и обвиняемых совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.1 Устава). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ (п. 1.2 Устава).
31.03.2020 между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» и Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, согласно которого ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области с согласия собственника передало в безвозмездное пользование ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России нежилые здания «Областная больница корпус № 1» и «Областная больница корпус № 2», расположенные по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Мурмаши, ул. Зеленая, д. 10, для осуществления уставных целей.
По смыслу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы кроме Конституции Российской Федерации составляют указанный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
На основании части 2 статьи 9 УИК РФ элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
В соответствии с частью 1, 2, 4 статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на определенные ограничения.
Таким образом, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). При этом, установленные в отношении них ограничения связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Как установлено в судебном заседании, Шарагович Д.А. в указанные выше периоды времени находился в лечебно-профилактическом учреждение (больнице) уголовно-исполнительной системы. При этом, заявляя о ненадлежащих условиях содержания в палате, выразившиеся в нарушении исправительным учреждением санитарно-эпидемиологических требований, административный истец указал, что в при нахождении его в лечебном учреждении в период с *** по *** он находился в палате №, в которой, на момент его нахождения там, отсутствовала вентиляция. В палате было душно.
Между тем судом, нарушений исправительным учреждением санитарно-эпидемиологических требований в период нахождения административного истца в лечебно-профилактическом учреждении установлено не было. Объективных доказательств обратного, как того требует положение ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.
В Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплено в качестве одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статьи 1,8).
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; средой обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторами среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10-12). Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли нет искусственная система вентиляции.
В соответствии с частями 1-3 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Санитарно-эпидемиологические требования к лечебным учреждениям определены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН 2.1.3.2630-10), действовавшие на момент рассматриваемых правоотношений, устанавливали санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 6.4 СанПиН 2.1.3.2630-1 предусмотрено, что здания медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением.
В соответствии с п. 6.11 СанПиН 2.1.3.2630-1 вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания.
При этом, пунктом 6.12 СанПиН 2.1.3.2630-1 установлено, что самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенокабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений класса чистоты А.
Кроме того, согласно пункту 6.29 СанПиН 2.1.3.2630-1, вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом.
Как пояснили опрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей заместитель начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Г.А.Н. и начальник отдела ОКБ, ИиХО ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Г.Д.И., в 2020 году в палате № терапевтического отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, в которой находился административный истец, воздухообмен осуществлялся естественным путем через форточку оконного блока через решетку, а кроме того, через отверстие в стене, которое выходит в вентиляционную шахту.
Как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России от 23.04.2020 врача-эпидемиолога филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, палаты оснащены вентиляцией механической с естественным побуждением, форточки исправны.
Административным истцом доказательств того, что палаты не проветривались, не представлено, как и не представлено доказательств невозможности самостоятельного открытия окон (форточек). С письменными и устными заявлениями к администрации больницы по поводу вентиляции, проветривания палаты Шарагович Д.А. не обращался, что подтверждается справкой начальника терапевтического отделения филиала «Больница».
Таким образом, доводы административного истца о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при нахождении его в 2020 году на лечении в ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, выразившееся в отсутствии вентиляции в палате № терапевтического отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, судом отклоняется поскольку наличие окна и отверстия в стене, которое выходит в вентиляционную шахту в ходе рассмотрения дела им не оспаривалось, было подтверждено пояснениями свидетелей, предупрежденных об ответственности, что с учетом вышеуказанных положений СанПиН 2.1.3.2630-1, действовавших на момент рассматриваемых правоотношений, соответствует требованиям законодательства.
В части предполагаемого административным истцом нарушения его прав на прогулку в период нахождения на лечении и обследовании в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, суд учитывает, что Уголовно-исполнительным законодательством, а также Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, которым утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, не предусмотрено норм по организации прогулок осужденным, проходящим курс стационарного лечения в лечебно-профилактических учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В силу статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебные исправительные учреждения также являются исправительными учреждениями. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.
В связи с чем, на осужденных, отбывающих наказание в таких учреждениях, также распространяются требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 06 декабря 2016 года.
Согласно пункту 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня.
Приказами начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области № от ***, № от ***, № от ***, № от *** «Об утверждении распорядка для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области» утвержден распорядок дня для терапевтического отделения «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, согласно которому прогулки и выход в магазин запрещены.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 190, на который ссылается истец в обоснование своей позиции о незаконности действий сотрудников администрации исправительного учреждения пунктом 22 которого предусмотрено право на ежедневные прогулки, Приказом Минздрава России № 14н, Минюста России № 4 от 17.01.2018 признан утратившим силу в связи с изданием Приказа Минюста России от 28.12.2017 № 285.
Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 не установлены требования к ежедневной прогулке осужденных, находящихся на лечении в медицинской организации.
Кроме того, несмотря на то, что ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России относится к системе исполнения наказаний, данное учреждение является медицинским, оказывающим медицинскую помощь в условиях стационара, и на него распространяться нормы и правила, предусмотренные для медицинских учреждений соответствующего профиля.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», действовавший во время нахождения административного истца в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в 2020 году определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. В целях профилактики внутрибольничных инфекций в медицинской организации осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживанию, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с целью не допустить распространения возбудителей ВБИ и их переносчиков в отделениях (палатах) из соседних отделений (палат).
Санитарные правила СП 2.1.3678-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, действовавшие в период нахождения административного истца в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в 2021 году также направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд и содержат требования к мероприятиям, направленным на противодействие распространению инфекционных заболеваний.
При таких обстоятельствах, выход больных из помещения стационара больницы на улицу может быть ограничен или запрещен вовсе исходя из целей сохранения определенного санитарно-эпидемиологического режима стационара, недопущения распространения или проникновения инфекционных патогенов, соблюдения дезинфекционных и стерилизационных мероприятия. Данные ограничения направлены на охрану здоровья пациентов и не могут рассматриваться как ущемляющие права истца, поскольку выполнение требуемого режима чистоты в лечебном учреждении является частью режима лечения, который больной обязан выполнять. Более того, суд также принимает во внимание, что гражданские клиники имеют запрет для пациентов различных видов стационарных отделений на выход за пределы стационара.
Административным истцом в рамках рассмотрения дела заявлено о соблюдении срока обращения с административным иском, поскольку ранее он не знал о наличии возможности обратиться в суд, а административным ответчиком в ходе рассмотрения административного дела судом было заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая указанное заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (ч. ч. 5 и 8 ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
В силу положений ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным кодексом.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч., 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Административный истец заявляет о ненадлежащих условиях его содержания, допущенных административными ответчиками в период с *** по ***, при этом с административным иском обращается лишь 15.06.2021.
Между тем, каких-либо доказательств тому, что административный истец не знал и не мог знать о нарушении своих прав либо имел препятствия для обращения за их защитой своевременно, суду не представлено.
С учетом установленного судом факта отсутствия нарушения прав административного истца, а также пропуска административным истцом срока для обращения в суд с требованиями за период с *** по ***, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований, оснований для удовлетворения административного иска Шараговича Д.А. о признании условий содержания ненадлежащими, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Шараговичу Дмитрию Андреевичу в удовлетворении административного искового заявления к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний области» о признании действий незаконными и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Иванова
***
***