дело № 71-156/2023
УИД 59RS0002-01-2023-000729-32
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 07 марта 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Джайлябова Арслонбека Абдуалиевича на постановление Индустриального районного суда г. Перми от 17.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 17.02.2023 гражданин Республики Таджикистан Джайлябов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Джайлябов А.А. просит постановление судьи изменить с исключением из него указания на дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отсутствие в деле информации о причастности Джайлябова А.А. к какой-либо противоправной деятельности, обстоятельств, которые бы свидетельствовали о необходимости посредством назначения данного вида наказания защиты интересов национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, предотвращении беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц. Джайлябов А.А. вину в административном правонарушении признал, раскаялся, на территории Российской Федерации проживает длительное время, перепутал сроки оплаты патента, штраф уплатил.
В судебном заседании в краевом суде Джайлябов А.А., извещенный надлежащим образом, участие не принимал, ходатайств не поступало.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац 9 пункта 1 статьи 2).
В силу пунктов 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Исходя из статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.02.2023 в 15 часов 00 минут в ОВМ ОП №2 (дислокация Индустриальный район) УМВД России по г. Перми по адресу: **** выявлено, нарушение гражданином Республики Таджикистан Джайлябовым А.А. требований пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, факт уклонения Джайлябова А.А. от выезда из Российской Федерации, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что Джайлябов А.А. в очередной раз въехал на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, с целью работы 12.10.2022, 10.11.2022 ему был выдан патент 59 **, срок действия которого был продлен по 09.01.2023. В дальнейшем срок действия патента не продлевался, новый патент не получен, в период законного срока пребывания до 10.01.2023 в установленном порядке с соответствующими заявлениями, при наличии которых предусмотренный суммарный срок пребывания на территории Российской Федерации 90 суток в 180 суток мог бы быть продлен, Джайлябов А.А. не обращался, за пределы Российской Федерации в установленный срок не выехал, с 10.01.2023 уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Факт нарушения Джайлябовым А.А. требований Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ подтверждается материалами дела, включая протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения, с которым Джайлябов А.А. согласился; объяснения Джайлябова А.А., согласно которым ему не было известно о необходимости внесения авансового платежа до 10.01.2023; рапорт должностного лица об обнаружении признаков административного правонарушения; патент, миграционную карту, чеки-ордера от 11.11.2022, 09.12.2022, 10.01.2023, копии которых находятся в деле, сведения из автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан,- а также другими доказательствами.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Джайлябова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Вместе с тем, в постановлении судьи районного суда указано на то, что нарушение, вменяемое Джайлябову А.А., выразилось в том числе, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, в то время как протоколом об административном правонарушении от 16.02.2023 Джайлябову А.А. вменялось нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В связи с изложенным указание в постановлении на отсутствие у Джайлябова А.А. документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, подлежит исключению, как излишне вмененное, что не исключает вывод судьи о доказанности вины Джайлябова А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влечет его отмену или изменение.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продления не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается) патент (пункт 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту113 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 05.10.2020 № 695, при выдаче иностранному гражданину оформленного патента, переоформленного патента, а также патента для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации, иностранный гражданин представляет документ, подтверждающий уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия патента.
Согласно имеющимся в деле документам патент ** выдан 10.11.2022, первый авансовый платеж авансовый фиксированный платеж внесен Джайлябовым А.А. на один месяц, затем 09.12.2022 – также на один месяц. При том, что очередной авансовый фиксированный платеж должен был быть уплачен не позднее 09.01.2023, Джайлябов А.А. внес данный платеж 10.01.2023, таким образом, патент прекратил свое действие с 10.01.2023.
Относительно доводов о том, что Джайлябову А.А. не было известно о необходимости внесения авансового платежа до 10.01.2023, он передумал сроки то в данном случае он как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, неоднократно въезжавший на территорию Российской Федерации с целью работы, не мог не знать о порядке пребывания на территории Российской Федерации, порядке и сроках уплаты соответствующих платежей. Именно на нем в данном случае лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации, легализации пребывания, либо о своевременном выезде за ее пределы. Указанное Джайлябовым А.А. сделано не было.
Наказание Джайлябову А.А. назначено судьей в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями названного Кодекса, является справедливым.
Исключительные обстоятельства, которые бы служили основанием для исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, являющимся обязательным к назначению (вопреки доводам заявителя), в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, норм международного права в данном случае отсутствуют.
В силу статетей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное частью 1.1. статьи 18.8 названного Кодекса, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение Джайлябову А.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в данном случае нельзя признать избыточным государственным принуждением, тем более, что в силу санкции части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как указано выше, данный вид наказания является обязательным.
При назначении административного наказания судья районного суда учел характер совершенного административного правонарушения, личность Джайлябова А.А., его имущественное и семейное положение, наличие на иждивении малолетнего ребенка, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств – признание вины, состояние здоровья. Смягчающие административную ответственность обстоятельства позволяют назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, но не исключают наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
С назначенным наказанием следует согласиться в том числе, учитывая, что ранее Джайлябов А.А. привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 01.02.2022), но должных выводов для себя не сделал, вновь допустив нарушение требований законодательства страны пребывания.
Обстоятельства, которые бы исключали возможность привлечения Джайлябова А.А. к административной ответственности в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу, которые бы повлияли на законность привлечения Джайлябова А.А. к административной ответственности, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления судьи от 17.02.2023 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 17.02.2023 оставить без изменения, жалобу Джайлябова Арслонбека Абдуалиевича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись