Дело №2-58/2017
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации11 мая 2017 года г. Новосиль
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Зубакова С.А.,
при секретаре судебного заседания Касьяновой М.В.,
с участием представителя истца администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области Андреевой В.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Андреевой В.А., действующей в интересах администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права собственности на невостребованные земельные доли,
УСТАНОВИЛ:
Андреева В.А., действующая в интересах администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее – ТУ Росимущество) о признании права собственности на невостребованные земельные доли, в обоснование которого указано следующее.
На основании Постановления администрации Новосильского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список граждан, наделяемых земельными долями площадью <данные изъяты> каждая из земель КДП <данные изъяты>. В настоящее время КДП <данные изъяты> ликвидировано. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ граждане, наделенные земельной долей, имели возможность свободно распорядиться ею в соответствии с действующим законодательством. В указанный период получили земельный пай, но умерли и отсутствую наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, следующие лица: Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Глубковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ опубликовала список невостребованных земельных долей, предоставив возможность гражданам, наделенным земельными долями, а также их наследникам подать заявления с просьбой исключить их земельные доли из списка. ДД.ММ.ГГГГ администрация Глубковского сельского поселения утвердила список невостребованных земельных долей, выполнив все предусмотренные вышеуказанным Законом действия в отношении порядка оформления земельных долей, в связи с чем, представитель истца, ссылаясь на ст.12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», просила признать право муниципальной собственности за администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области на принадлежащие умершим гражданам Т., Х., Б., три невостребованные земельные доли площадью <данные изъяты> каждая общей площадью <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца Андреева В.А. заявленные требования поддержала, обосновывая иск вышеизложенными доводами, и просила признать за администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области право муниципальной собственности на три невостребованные земельные доли площадью <данные изъяты> каждая общей площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащие вышеуказанным умершим гражданам Т., Х., Б.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Орловской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В представленном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление представитель ответчика Ч. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ТУ Росимущества (л.д.84-85).
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ на исковые требования представитель ТУ Росимущества в Орловской области Ч. указала, что ТУ Росимущества в Орловской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу и просила суд в заявленных требованиях к ТУ Росимущества в Орловской области отказать. В обоснование позиции представитель ответчика указала, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными. Ссылаясь на положения статей 218, 1151, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), представитель ответчика полагала, что спор о праве мог возникнуть между истцом и наследниками правообладателей земельных долей, либо с районной администрацией (л.д. 74-76).
Представитель третьего лица Межмуниципального отдела по Новосильскому и Корсаковскому районам Управления Росреестра по Орловской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений на исковые требования суду не представил (л.д. 113).
Неявка в суд представителей ответчика ТУ Росимущества в Орловской области, третьего лица Межмуниципального отдела по Новосильскому и Корсаковскому районам Управления Росреестра по Орловской области при указанных обстоятельствах, в силу ч. 5 ст.167 ГПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела по существу в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца Андреевой В.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 04 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятыми на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Согласно пункту 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, находящийся в общей долевой собственности, расположен по адресу: <данные изъяты> на территории Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области (л.д.50).
На основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» № 1767 от 27.10.1993 года, главой администрации Новосильского района Орловской области было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельную долю в КДП <данные изъяты>, в соответствии с которым утверждена усредненная земельная доля в КДП <данные изъяты>, передаваемая бесплатно в долевую собственность граждан общей площадью <данные изъяты>, в том числе сельскохозяйственных угодий <данные изъяты>, из них пашни <данные изъяты>. Постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, с определением доли каждого собственника <данные изъяты>, в том числе сельскохозяйственных угодий <данные изъяты>, из них пашни <данные изъяты>. В списке работников КДП <данные изъяты>, наделенных земельным паем, значатся Б., ДД.ММ.ГГГГ Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.17-24).
На основании данного постановления, на имя указанных лиц были выписаны свидетельства о праве собственности на земельную долю в размере <данные изъяты>. Указанные свидетельства была выданы правообладателям (л.д. 66).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Положениями п. 2 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с п. 3, п. 4 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). Опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Исходя из анализа п. 5 - 7 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что в случае, если никто не обратился в орган местного самоуправления поселения с письменными возражениями или общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из п.8 ст.12.1 Закона следует, что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
Статья 12.1 Закона не подразумевает образование участка в счет невостребованных долей для подачи иска в суд, так как признание права муниципальной собственности происходит на земельные доли, сделки с которыми в соответствии с п.1 ст.12 Закона совершаются без выделения земельного участка в счет земельной доли. Закон также предоставляет право органу местного самоуправления в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю продать её (без выделения в участок) сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Проверяя соблюдение положений Закона, определяющих ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельной доле статуса невостребованной, а также дальнейших действий по распоряжению ею, судом установлено следующее.
Администрацией Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области был составлен список невостребованных земельных долей КДП <данные изъяты>, включавший <данные изъяты> гражданина, который был опубликован в газете «Орловская Правда» № от ДД.ММ.ГГГГ, в данном списке указаны Б., Т., Х. (л.д. 26-32, 34). Кроме того, список невостребованных земельных долей был размещен на информационных щитах, расположенных на территории Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области.
Администрация Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области опубликовала объявление в газете «Орловская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей долевой собственности КДП <данные изъяты> в целях утверждения списка невостребованных земельных долей, избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (л.д. 35-36).
ДД.ММ.ГГГГ собрание участников долевой собственности не было проведено по причине отсутствия кворума (л.д. 37). Возражений от иных участников долевой собственности на спорный земельный участок в течение месяца с момента публикации не поступило. Главой Администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района список невостребованных земельных долей сельскохозяйственного предприятия КДП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был утвержден самостоятельно (п.7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения), в данном списке под № указаны Б., Т., Х. (л.д. 38-43).
Из архивной справки следует, что колхоз <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путем разделения на коллективно-долевые сельскохозяйственные предприятия <данные изъяты> и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ КДСП <данные изъяты> преобразовано в товарищество на вере <данные изъяты>, постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № - в сельскохозяйственный производственный кооператив <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ – СПК <данные изъяты> вошел в состав Открытого акционерного общества Многопрофильное производственное объединение <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ОАО МПО <данные изъяты> ликвидировано по решению суда (л.д. 25).
Таким образом, судом установлено, что предусмотренный вышеуказанным законом порядок придания земельной доле статуса невостребованной был соблюден.
В ходе разрешения требований по существу, судом была проведена проверка субъектного состава заявленных собственников невостребованных земельных долей: было определено, кто таковыми являются, не утратили ли собственники своего права, не распорядились ли своим имуществом, являющимся предметом спора, имеются ли основания для признания права собственности на данное имущество за муниципальным образованием.
Из материалов дела следует, что при распределении земельных долей из принадлежавших КДП <данные изъяты> Новосильского района Орловской области, постановлением администрации Новосильского района № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены списки граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельную долю в КДП <данные изъяты> (л.д.16). Таким образом, право собственности Т., Х., Б. на спорные земельные доли возникло именно с указанной даты, откуда и идет отсчет срока, предоставленного Законом, для распоряжения имуществом участником долевой собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения.
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о регистрации права собственности на земельные доли, принадлежащие Т., Х., Б. (л.д. 70-72).
Судом установлено, что Т., Б., приобретшие в ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельные доли (л.д. 38-43), получили свидетельства о праве собственности на земельную долю в КДП <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> (л.д. 66). Т. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), при жизни они не распорядились принадлежащим им имуществом (л.д. 70, 72). После их смерти в наследство никто, в том числе ТУ Росимущество по Орловской области, не вступал (л.д. 67).
Х., приобретшая в ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельную долю (л.д. 38-43), получила свидетельство о праве собственности на земельную долю в КДП <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> (л.д. 66). Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), не распорядившись принадлежащим ей имуществом (л.д. 71). После её смерти в наследство вступил сын С., который получил свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад, однако не оформил свои наследственные права на спорную земельную долю. Данные обстоятельства подтверждены материалами наследственного дела №, заведенного после смерти Х. (л.д. 95-101). С. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. После смерти С. наследственное дело не заводилось (л.д. 106).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку имеются основания для признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, принадлежащие умершим Т., Б., Х.
С 25 июля 2013 года действует редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 года № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
По изложенным выше основаниям довод представителя ТУ Росимущества в Орловской области о привлечении их к участию в деле в качестве ненадлежащего ответчика, суд находит несостоятельным.
ТУ Росимущества в Орловской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Таким образом, суд находит исковые требования администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Андреевой В.А., действующей в интересах администрации Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Глубковского сельского поселения Новосильского района Орловской области на три земельные доли площадью по <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты> каждая, общей площадью <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, собственниками которых являются Т., Х., Б..
Решение суда является основанием для регистрации права собственности истца в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новосильский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.А.Зубаков