к делу № 2-3685/2023
УИД 61RS0023-01-2023-003562-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сотниковой Е.В., при секретаре Луганцевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты Ростовской области, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты о присуждении к исполнению обязанности и понуждении произвести обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Шахты обратился в суд в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения на территории <адрес> требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что площадка накопления ТКО по <адрес> не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В районе площадки ТКО отсутствует специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов, что является нарушением п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидимических (профилактических) мероприятий». В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ директору МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты вынесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО не принято.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию города Шахты, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, в том числе: оборудования ее специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов; обязать МКУ «ДГХ» г.Шахты в течении восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, в том числе: оборудования ее специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов.
Впоследствии в ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно, в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнял исковые требования, и окончательно сформулировав, просил: обязать Администрацию города Шахты, выделить денежные средства в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу на проведение работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадки; обязать МКУ «ДГХ» г.Шахты в течении восьми месяцев с момента выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадки.
Представитель истца – старший помощник прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г. Шахты – Добряшкус О.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, ранее предоставила письменные возражения на иск, в которых просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты – Клипаченко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку денежных средств на ремонт контейнерной площадки МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты не выделено, а в случае выделения денежных средств, контейнерная площадка будет приведена в надлежащее состояние.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора города Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ч. 4 ст. 8 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил, обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Судом установлено, что согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>» по адресу: <адрес> имеется контейнерная площадка, оборудованная 1 контейнером, ограждение отсутствует.
В ходе проверки установлено, что площадка накопления ТКО по <адрес> не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также отсутствует специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ директору МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты вынесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО не принято.
Согласно п. 4.2 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, утвержденного постановлением Администрации города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. №, предметом деятельности и целями создания МКУ является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправлении, предусмотренных пунктами 4,5,6,7,11,14,23,24,25 ч. 1 ст. 16 и п. 8,2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» или иными законами в сферах, регламентирующих дорожную и транспортную деятельность, муниципальное жилье, сферу охраны окружающей среды, организации ритуальных услуг и сферы мест захоронения, деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, в сфере благоустройства территории муниципального образования…
Таким образом, функции по содержанию в надлежащем состоянии мест сбора коммунальных отходов в городе Шахты возложены на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты учредительным документом.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, удовлетворить.
Что же касается требования прокурора г. Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании Администрации г.Шахты города Шахты, выделить денежные средства в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу на проведение работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадки, то данные требования подлежат отклонению.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном
выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных
обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и
плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования «<адрес>» - городского округа <адрес>, утв. Решением <адрес> городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) Проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации <адрес> в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения: решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также, утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, администрация г.Шахты является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию дорог в <адрес>. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.
При этом понуждение администрации г.Шахты к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на Администрацию г.Шахты обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадки является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Данная позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, а также в определении Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение городской думой местного бюджета, выполнение иных организационных вопросов, требования об обязании Администрацию г.Шахты выделить денежные средства в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу на проведение работ по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадкиявляются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Шахты Ростовской области, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты (ИНН №) в течении восьми месяцев с момента выделения денежных средств провести работы по приведению контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, а именно обустроить ограждением, обеспечивающим распространение отходов за пределами контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут быть ознакомлены через 5 дней.
Судья Е.В. Сотникова
Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2023 года.